Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) по теме

 Презентация "Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыми написаниями". Для учащихся начальной школы особую трудность представляет запоминание пассивной информации, т.е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память включится и заработает.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и игровые моменты в работе над словами с непроверяемыминаписаниями Шутова Мария Сергеевна учитель нач. классов МБУ «Школа № 70» г. Тольятти Самарской обл.

Слайд 2

Что такое словарные слова? Это слова с непроверяемыми орфограммами. Как же их запомнить, чтобы грамотно написать? Кроме механического заучивания, есть разные способы запоминания. Для учащихся начальной школы особую трудность представляет запоминание пассивной информации , т.е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа — числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную : для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций , и тогда эмоционально-образная память включится и заработает.

Слайд 3

Любая информация содержит нечто,что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать яркие ассоциативные образы, которые вспоминаются детьми при написании словарного слова О Ассоциации. к О лесо , круглое, как буква О , напишу к О лесо с буквой О .

Слайд 4

Как-то краской красил ш А р Очень маленький м А ляр. Был м А ляр росточком м А л, Со стремянки он уп А л. Со стремянки вниз уп А л, В букву « А » рукой попал. В букве « А » рука застряла, А ему и горя м А ло: «Ну и что, что я уп А л? Ну и что, что ростом м А л? А зато я красил ш А р, Потому что я м А ляр!» Насыщение текста нужной буквой, то есть графическим символом, обеспечивает воздействие на зрительный канал восприятия м А ляр м А л уп А л поп А л

Слайд 5

Загадки Буквы –значки. Как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называются …. А лф А вит Ассоциация : а лф а вит начинается с буквы А

Слайд 6

Ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке, загадке или шараде. Сороке нынче с о рок лет, Она для всех даёт обед. Потом даёт она обет Не кушать целых с о рок лет!.. Да, быть обж о рою — беда! Зато вам хватит ср о ка, Чтобы запомнить навсегда, Как пишется «С О РОКА»! с с О рока р о к

Слайд 7

К слову огурец проверочное слово огур , то есть незрелый . Значит в слове огурец пишем букву о . О гурец О гур Этимологическая справка Этимологическая справка позволяет обнаружить проверочные слова для словарных слов, установив их происхождение, и облегчить запоминание их написания.

Слайд 8

м А лина м А лый м а лина - ягода, с остоящая из малых частей. Сладкая, душистая, Выросла в лесу тенистом. Состою из долек м а лых, Очень сочных, вкусных, а лых. В основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый - "маленький ". а м лина

Слайд 9

Отгадайте ребус И Т ,,, л И с т и ца пля Учить детей весело, радостно, без принуждения помогает разгадывание ребусов и самостоятельное их составление.

Слайд 10

. МО ск в а 100 ЛИЦА ст О лица

Слайд 11

А Н Р В В К Р Е И О О Т С Е С К Ч Е Е Р Я Т П О В Т Г П Н Е Н А А Р С И Д Е Д Т Е С Ц Ь Л Б О Б У А Н И Е К Н Ь Соединяя буквы, стоящие рядом по вертикали или горизонтали, найди названия всех дней недели. Слова могут читаться слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх и "лесенкой". Кроссворд Н Р В В К Р Е И О О Т С Е С К Ч Е Е Р Я Т П О В Т Г П Н Е Н А А Р С И Д Е Д Т Е С Ц Ь Л Б О Б У А Н И Е К Н Ь

Слайд 12

Н Р В В К Р Е И О О Т С Е С К Ч Е Е Р Я Т П О В Т Г П Н Е Н А А Р С И Д Е Д Т Е С Ц Ь Л Б О Б У А Н И Е К Н Ь КРОССВОРД РАСПЕЧАТАТЬ

Слайд 13

Слова спокойно жили в книжке, Но книжку вдруг прогрызли мышки. От слов начало откусили, Из книжки в норку утащили. Игровые моменты разнообразят урок, делают его более интересным и привлекательным, помогают снять усталость и напряжение. Учащимся нравится, когда урок начинается такими словами: ...робей ...рона ...тух в О робей в О рона п Е тух

Слайд 14

Метод графических ассоциаций больше других нравится детям. Суть его состоит в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Слово трудное попалось – Это, братцы, не беда Нарисуем в слове букву, Не забудем никогда. Метод графических ассоциаций А Р КЕТА

Слайд 15

Шуточные вопросы. В каких словах живет рак ? В каких словах спрятались ноты ? Назовите слова, в которых спрятались числа Какие слова любит ворона? А лягушка? В каких словах ель растет? завт рак , рак ета по ми до р ре бята до рога Р один а сорок а одна жды кар андаш ка р т ина ка р тофель картоф ель учит ель понед ель ник ква ртира Мос ква

Слайд 16

Мнемотехника Лечу легко и быстро, Ведь в теле нет ни грамма. Угадайте, кто я? Конечно, . Мнемотехника Эстрадно-цирковой жанр - отгадывание задуманных чисел, названий предметов и т.п., построенное на основе специально разработанных приёмов и способов запоминания . Мастер мнемотехники. т Е л Е гра ММ а

Слайд 17

. *д о рога *опасная, широкая *лежит, вьется, бежит *На дорогу держишь путь, про правила не забудь! *ш осс е д О рога ш Осс е Синквейн – Стихотворение из пяти строк.

Слайд 18

Как пишут синквейны?

Слайд 19

ав то бус ав то мо биль трам вай Ветер- озорник Медвежонок получил задание:составить слова. Он выполнил задание, но налетел ветер – озорник и разбросал слоги. Расстроился медвежонок: пропала 5.Поможем ребята медвежонку получить 5? А чтобы ветер снова не нашалил, запишем их. то ав АВ том О биль АВ тобус тр А мвай

Слайд 20

. Приведи кораблик в порт и е Торговые корабли спешили в свои порты. Вдруг налетела буря, начался шторм. Ветер был такой сильный, что корабли потеряли управление. Поможем капитанам найти свои порты и забрать свой груз? вес . ло ран . ц р . бята пом . дор ч . ловек Род . на ул . ца л . сица

Слайд 21

Буквенный дождь Капают капли дождя В ладошку поймаю их я. Какие из них попросить Помочь слова оживить? На какие группы можно разбить эти слова? к . рова с . л . вей гражд . н . . зык т . релка т . традь д . журный а А А Е Е Е О О О Я

Слайд 22

Какое слово пропало? комн а та л о пата п о н е дельник сп а сибо к и л о гра мм за в тр а к с о л о вей пятн и ца Прочитайте слова очень внимательно.Запомните их. Закройте глаза. Запишите пропавшее слово, а за ним все остальные. Выделите орфограммы

Слайд 23

«Помоги найти домик» . а о слев. справ. налев. направ. скор. тольк. сначал. скольк. ин.гда ч . л.век

Слайд 24

Хвостоглав Перед тобою в столбике слова, Хвост одного – другого голова. Слова сумейте точно прочитать А словарные слова – записать. газетара нотарелка дереворона г А зета т А релка дер Е во в ОРО на

Слайд 25

Распутай слова Вот так горе! Вот беда! Как запутались слова! Все они из трёх слогов. Кто помочь словам готов? бе ка ло ран со мо рё да ги ко ка за ба б Е рёза к А р А ндаш м О л О ко бака с О бака

Слайд 26

Засекреченные слова Определить «секрет» слов. «Рассекреченные» слова записать в тетрадь, выделить орфограмму. собамока – оперсина – сокошрока - глорамм - машигона - с О бака О сина с О рока гра ММ м А шина

Слайд 27

Шифровальщики З - А - В - Т - Р - А - з А вод адр Е с В друг т О варищ р АСС каз а ЛЛ ея Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова вспоминаем ранее изученные слова из словарика

Слайд 28

Шифровка Из каждого слова взять только первый слог . Составить и записать новое слово. На какие вопросы отвечают новые слова? Подберите к ним однокоренные слова. Машина, лисица, народ Ветер, семя, лопата Колос, рота, ваза м А лина вес Е л О к О рова

Слайд 29

Игра «Магазин Овощи-фрукты» В доме восемь дробь один Есть волшебный магазин. Здесь продукты продают, Только денег не берут. Чтобы что-то здесь купить, Грамотеем надо быть. По местам расставишь буквы - Купишь овощи и фрукты. к А пуста м О рковь ябл О к О п О м И доры О гурец к А ртоф Е ль ПУСКАТА РОДИМОПЫ ВЬМОРОК ЛОБЯОК РЕЦГУО ФЕЛЬТОКАР

Слайд 30

Спасибо за внимание. СП А СИБО Сращение спаси богъ , с отпадением после утраты редуцированного конечного г Этимологическая справка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира...

Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями

Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью...

Работа со словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальных классах. УМК «Школа России» (Из опыта работы)

Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без оши­бок?Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным ­задача сложная, требующая о...

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

Материал поможет молодым специалистам и учителям со стажем по-новому взглянуть на работу над словами из словаря. Учить слова можно легко и с удовольствием. для этого ипользуйте методические приемы для...

Работа над словами с непроверяемым написанием.

     Данная работа выполнена на курсах повышения квалификации учителей начальных классов Кемеровской области по образовательной программе      «Психолого – п...

Статья на тему: "Как работать над словами с непроверяемыми написаниями"

Система работы над словами с непроверяемыми написаниями,  предлагаемая некоторыми авторами учебников, не совершенна.  Ученику отводится пассивная роль: слово предъявляется и анал...