Статья «Виды заданий на развитие логических УУД по разделу «Устное народное творчество»»
методическая разработка (3 класс) на тему

Самые благодатные способы активизации логических УУД  при изучении материалов устного народного творчества

развивают логическое мышление  детей, способствуют самовыражению младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnoe_narod_tvorchestvo.doc895 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Виды заданий на развитие логических УУД по разделу

«Устное народное творчество»», составитель: Рожкова А. А., учитель начальных классов, г. Смоленск, МБОУ «СШ № 9».

В своей работе использую следующие формы уроков : урок-сказка, урок-конкурс, урок творчества, урок-КВН на котором каждый ребенок может проявить свои читательские умения, интерес к книге, к чтению.

  • Изучая тему «Скороговорки», предлагаю ученикам упражнения

для развития силы голоса, выбора интонации, логического ударения. Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:

  1. передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;
  2. прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;
  3. прочитай предложение с разной интонацией.

Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Таким образом, одно и то же произведение каждый ученик читает с разным чувством, присущим только его сегодняшнему настроению или желанию познакомить товарищей со своей интонационной находкой.

  • Эффективным для понимания и нахождения художественных

средств является такой прием, когда мы не заменяем слово, а «включаем» воображение: «Дождь барабанил по крыше» - как ты это представляешь.

Для воспитания внимания к слову я предлагаю детям составить кроссворд по прочитанному произведению или использую готовые кроссворды.

Игра «Путаница». 

На доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы. Использую пословицы, поговорки, загадки, различные примеры детского фольклора.

Пословицы и загадки используются в творческих работах для закрепления понятия «созвучие» или «рифма». Дети охотно и успешно облекают свои загадки в рифмованную форму.

Один из самых благодатных способов активизации логических УУД – это работа с пословицей.

Виды работ с пословицей:

  • Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.
  • Выбрать сказку, к которой подходит пословица.
  • Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.
  • Сочинительство сказок – один из эффективных приемов для

развития логического мышления детей, способствует самовыражению младшего школьника.

1. Выделять опорные слова из сказки

- Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, авторская или народная сказка:

 - Коллективное выделение опорных слов из сказки.

 - Самостоятельный подбор опорных слов.

На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь. Сочинение сказки по опорным словам.

  • Тестовые задания

Использование тестовых заданий в процессе работы над текстом на уроках литературного чтения развивают логические универсальные действия учащихся

Тест включает в себя вопросы и практические задания для выявления и оценивания знаний, способностей, умений и навыков личности. (Тест прилагается). В тетрадях по литературному чтению после изучения каждого раздела предложен тест «Проверь себя».

Тест. «Устное народное творчество» 

1. Что не относится к устному народному творчеству?

А) потешка;

Б) поговорка;

В) пестушка;

Г) повесть.

2. Определи зачин.

А) «жили-были…»

Б) «стали они жить-поживать…»

В) «я там был…»

Г) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»

3. Определи концовку сказки.

А) «за тридевять земель…»

Б) «я там был мёд-пиво пил…»

В) «конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»

Г) «жили-были»

4. Определи, к какому виду сказок относится сказка «Дочь семилетка».

А) волшебная;

Б) о животных;

В) бытовая.

5. Что не является волшебным предметом в русской народной сказке?

А) шапка-невидимка;

Б) игрушка-погремушка;

В) сапоги-скороходы;

Г) скатерть-самобранка.

6. Что такое пословица?

А) это рифмованное предложение;

Б) повествовательное предложение;

В) маленькое народное произведение;

Г) словосочетание.

7. Найди продолжение пословицы: «Была бы охота – …»

А) будет ладиться работа;

Б) гуляй смело;

В) сам себя губит.

8. К какому жанру устного народного творчества относятся эти строчки: «Солнышко, покажись, Красное, нарядись!...»

А) песенки-заклички;

Б) докучные сказки;

В) потешки;

Г) скороговорки.

9. Кто из перечисленных художников не является иллюстратором к русским народным сказкам?

А) В. Васнецов;

Б) И. Билибин;

В) И. Айвазовский

Виды заданий для развития логических действий. 

  • В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. 

Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки.

Это такие упражнения:

  1. Дополни слоги до слов (му-, про-);
  2. Закончи фразу;
  3. Придумай рифму к слову (лучик - … );
  4. Соедини рифмующиеся слова;
  5. Поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);
  6. Игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга);
  7. Придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;
  8. Игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);
  9. Восстанови рассыпанное стихотворение;
  10. Допиши стихотворение по его началу: 
    «Покидают утки пруд,
    Далеко летят на юг…
  11. Игра «Кто больше подберет рифм»
    Синички – водички – птички
  12. Игра «Добавлялки»
    Где обедал воробей?
    В зоопарке у…
  13.  «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Для развития творческих способностей детей использую методический прием -интерпретация сказки.

 Задания:

  1. Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
  2. Расскажи сюжет сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
  3.  «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
  4. Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)
  5. Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).
  6. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.
  7. Перестановка персонажей внутри одной сказки.
  8. Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
  9. Перестановка персонажей.
  10. Сравнение нескольких произведений – это творческая работа, которая носит исследовательский характер. Например, сравнение начала сказок. Дети проводят исследовательский поиск и приходят к выводу, что сказки начинаются по-разному: «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Жил на свете…» и т.д.

 Сочинение сказки по началу или по концу.

Сказка по начальной фразе, дописывание сказок.

Создание собственной оригинальной сказки

Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет. Можно использовать такой прием:

Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например:

К – кикимора
А – амулет
Щ – щука
Е – Емеля
Й – йог

Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны, можно не использовать.

Очень помогает при сочинении сказок составление «сказочного словаря», где дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы.

Активно использую метод фантазирования, который содержит приемы фантастических гипотез, придумывания фантастических объектов.

  • Прием «Напишите письмо». 

Учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, это позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

  • Прием «Пишем сказку на новый лад».

Ребята получают листочки, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона.
Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования.
Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 5-7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.

  • Высказать свое мнение о произведениях устного народного творчества

помогает такой вид работы как написание отзыва. Я использую вопросы, при помощи которых, дети выполняют данное задание:
-Понравился ли тебе произведение? Почему?
-Есть ли в рассказе интересные описания героев? А их характеров?
-Какие изобразительные средства помогли автору рассказать о…?
-Можно ли рассказ назвать оригинальным, интересным, необычным?
- Поясни заглавие.

  • Работа с иллюстрацией

Приобщение детей к чтению произведений с опорой на иллюстративный материал книг способствует воспитанию, развивает логическое мышление, эстетический вкус.

Эта работа строится по следующему алгоритму:

1.Выясняем, к какой части произведения дана иллюстрация.

2.Какой момент изображен?

3.Прочитать слова, соответствующие иллюстрации.

4.К какой части текста нет иллюстрации?

5.Что мы можем нарисовать?

Работа над иллюстрацией плавно переходит в словесное рисование,  ребенок словами рисует картины к произведению. Словесное рисование эпизода происходит в следующем порядке:

1.выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;

2.«рисуется» место, где происходит событие;

3.изображаются действующие лица;

Работа с элементами устного народного творчества достаточно увлекает и интеллектуально развивает детей младшего школьного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Обобщение по разделу "Устное народное творчество" 3 класс

Данный материал предназначен для проведения обобщающего  урока литературного чтения в 3 классе по разделу "Устное народное творчество". Он содержит разнообразные задания, которые обучающимся пред...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".

Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....

Обобщение по разделу :"Устное народное творчество".

Урок проходит в форме путешествия героя сказки-Колобок. На уроке повторяют жанры фольклора: сказки,загадки,считалки,потешки,народные песни, небылицы, кулямасы-анекдоты....

Презентация по чтению во 2 классе к разделу "Устное народное творчество" к теме: "Сказки"

Все люди любят сказки. А какие бывают сказки? С этого можно начать урок. Презентация в этом поможет....

Сборник уровневых учебных заданий для уроков чтения по разделу «Устное народное творчество. Сказки» для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью

Сборник уровневых учебных заданий для уроков чтения по разделу"Устное народное творчество.Сказки" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью...