Работа со словарями в УМК" Перспективная начальная школа"
учебно-методический материал на тему

Яшина Надежда Георгиевна

Материал статьи поможет познакомиться с работой со словарями в УМК "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_umk_pnsh.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

      Работа со словарями в курсе УМК "Перспективная начальная школа"

 Основной идеей УМК “Перспективная начальная школа” является оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Я седьмой год работаю по программе «Перспективная начальная школа»

С моей точки зрения, именно этот проект позволяет молодому учителю наиболее успешно решать профессиональные задачи.

         Естественно, создать все эти условия можно и в рамках традиционного обучения, и тем более – реализуя развивающие программы, но, как мне кажется, чтобы профессиональная деятельность педагога в этом случае была адекватной современным требованиям к образованию и давала устойчивый позитивный результат, педагог должен иметь большой опыт педагогической деятельности, свою сложившуюся индивидуальную педагогическую систему.

   . Создатели “Перспективной начальной школы” постарались, на мой взгляд, специально для молодых специалистов, т.к. этот проект предусматривает хорошо разработанную методологическую систему, технологичность образовательного процесса, востребованность теоретических знаний педагога и необходимости их применения в практике урока. Т.е. “ПНШ” позволяет учителю учиться вместе со своими учениками

     В курсе “ПНШ” мне очень понравилась работа со словарями (такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе). Учить работать со словарями (орфографическим, обратным, орфоэпическим, толковым, этимологическим) – это является главной инструментальной проблемой второго класса.  А в 3-м и 4-м классах эта работа продолжается и совершенствуется.

Система работы в этом направлении включает ряд процедур – и относительно простых, и более сложных:

  • необходимо, чтобы школьники хорошо ориентировались в алфавитном столбике;
  • важно, чтобы школьники понимали алфавитный принцип расстановки слов в рамках одной буквы алфавита (ориентация на вторую, а потом и третью букву слова, если первая (и вторая) буква одна и та же);
  • школьники должны осознать особенности каждого вида словаря;
  • важно, чтобы школьники хорошо понимали назначение каждого словаря и постепенно научились использовать словарную информацию как справочную и как способ проверки орфограмм;
  • школьники должны научиться читать словарную статью (в толковых и этимологических словарях) и понимать систему обозначений и сокращений, к которой прибегают словари.

Пять словарей: 1) орфографический (словарь “Пиши правильно”); 2) толковый; 3) этимологический (Словарь происхождения слов”); 4) орфоэпический (“Произноси правильно”); 5) обратный словарь – входят не в основной корпус учебника, состоящего из двух частей, а составляют вторую часть особого тома. Т.о., и на занятиях в первом полугодии (когда ученики работают с первой частью учебника), и на уроках во втором полугодии (когда ученики переходят к третьей части учебника) учащиеся постоянно работают еще с одной книгой, где размещаются словари. Это создает правильную установку: словарь – это специальная, отдельная книга, к которой можно обратиться за помощью.

           Кроме второй части учебника русского языка словарики имеются  в третьей части тетради для самостоятельных работ по математике, в учебнике «Наш мир». В хрестоматии по окружающему миру есть иллюстрированный словарик растений и животных. Учебник по технологии «Азбука мастерства» содержит словарь терминов. Все это облегчает работу на уроке учителю и детям, приучает учащихся находить нужные сведения и необходимую информацию. Дети с удовольствием работают с различными словарями.

        Использование этимологического, орфоэпического, орфографического, толкового словаря в учебнике русского языка достаточно традиционно. Хочется только добавить, что толковый словарь используется не только на уроке русского языка, но и на уроках литературного чтения, на уроках естествознания, развития речи.

          Использование обратного словаря русского языка на уроках является необычным, хотя именно обратный словарь дает огромные возможности для решения грамматических задач. Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов.

    Чем же замечателен обратный словарь для преподавателя русского языка?

Поскольку в русском языке суффиксы играют огромную роль в словообразовании, а окончания – в словоизменении, постольку очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно, таким словарём является “Обратный словарь”. Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам.            

    Огромную помощь Обратный словарь оказывает учителю при изучении словообразования; большие совокупности слов, имеющие сходный состав, оказываются непосредственно обозримыми.

            Обратный словарь позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.

            Как используется обратный словарь именно в третьем классе? Покажу это на примере освоения правила написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Обратный словарь позволяет учащимся самим определять проблему урока и применять изученное правило на практике, обосновывая свой выбор.

Изучение нового материала

1)  Cтр.57 упр. 59  -Откройте обратный словарь на – Е. Какое окончание у всех слов с основой на –Ц? Стоит ли окончание под ударением, или оно безударное? А какое окончание у слов с основой на –Щ? В этих словах оно также безударное?

- А теперь откройте словарь на букву –О. Найдите в конце списка слова с основой на –Ц и –Ч. Какое окончание у этих слов? Является ли оно ударным? Какой вывод сделали?

2)  -Закончите формулировку правила (стр.57-58).

    -Я предлагаю понаблюдать: это правило подходит только для существительных начальной формы?

3) Стр.58 упр.60

-Откройте Обратный словарь на –Ц. Устно ставьте каждое слово в форму Т. п. ед. ч. Следите за тем, стоит ли окончание под ударением.

-Запишите в форме Т. п. ед. ч. все слова, в которых буква Е в суффиксе или корне не выделена синим цветом. Сколько таких слов в списке? А затем запиши 10 любых других слов из списка. Везде выделите окончания (проверка). Что вы заметили?

     -Для чего мы выполнили это упражнение?

-Молодцы! Вы справились с заданием

Карточка-правило (в парах)

В окончаниях имён существительных после _________________ букв    под ударением пишем ___, без ударения ______.

- Для чего  нужно знать это правило?

Кроме того “Обратный словарь” позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме

 Закрепление  знаний. Работа  с  обратным  словарем.

№206 Чтобы выполнить   задание  мы к чему обратимся? Что означает этот значок?

Да, авторы учебника предлагают нам открыть словарь на стр.- Ь - на - ЧЬ-

- Прочитайте несколько слов на - ЧЬ -

- Выпишите 7 таких не однокоренных глаголов. На какой вопрос отвечают глаголы?-Упражнение выполняется   с   комментированием   на доске.

- Обсудите парами, какое слово можно к ним подобрать, чтобы получилось словосочетание?

Подчеркните новую орфограмму "Ь после шипящих во всех формах глагола"

Вывод. Ь пишется  в суффиксах  глаголов  неопределенной  формы  после  шипящей.

Выполнение упражнения № 17 (стр. 44).

- Прочитайте задание к упражнению.

- Самостоятельно выпишите слова на –у из Обратного словаря (учебник, ІІ часть) , назовите их. (зебу, какаду, эму, кенгуру.)

- Мы сегодня уже называли эти слова. Они пришли к нам из других языков. У всех этих слов нет окончаний.

- Прочитайте в хрестоматии «Окружающий мир» (в «Иллюстрированном словарике») описания этих животных.

- Сочините и запишите предложение с любым из этих слов.

В 3-м классе данную группу словарей дополняет словарь устойчивых выражений (фразеологический).

Система работы со словарями, разработанная в УМК “Перспективная начальная школа” воспитывает живой интерес к слову, к предмету “русский язык”, в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и повышению грамотности школьников. Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ. Поэтому в работе по усвоению слов с непроверяемыми написаниями особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

Например: 3 класс, № 103 .10- 1 часть:

Найди в словаре смешное выражение СОБАЧИЙ ХОЛОД. Что оно означает? Придумай небольшой рассказ, в который вошли бы выражения «кот наплакал» и «собачий холод». Как ты думаешь, этот рассказ должен быть обязательно о животных?

Подобные задания заставляют детей обращаться к словарям, находить нужную информацию, развивая тем самым необходимые компетентностные качества.

    Работа со словарями облегчает работу на уроке учителю и детям, приучает учащихся находить нужные сведения и необходимую информацию. Дети с удовольствием работают с различными словарями.

Работа со словарями в курсе УМК "Перспективная начальная школа"

Я седьмой год работаю по программе «Перспективная начальная школа»

С моей точки зрения этот проект предусматривает хорошо разработанную методологическую систему.

 В курсе “ПНШ” мне очень понравилась работа со словарями (такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе). Учить работать со словарями (орфографическим, обратным, орфоэпическим, толковым, этимологическим) – это является главной инструментальной проблемой второго класса.  А в 3-м и 4-м классах эта работа продолжается и совершенствуется.

Ценно то, что все словари находятся в комплекте, подразумевает системную работу и решает задачи:

  • необходимо, чтобы школьники хорошо ориентировались в алфавитном столбике;
  • школьники должны осознать особенности каждого вида словаря;
  • важно, чтобы школьники хорошо понимали назначение каждого словаря и постепенно научились использовать словарную информацию как справочную и как способ проверки орфограмм;

       

Использование обратного словаря русского языка на уроках является необычным. Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов.

Чем же замечателен обратный словарь для преподавания  русского языка?

Поскольку в русском языке суффиксы играют огромную роль в словообразовании, а окончания – в словоизменении, постольку очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом, непосредственно обозримыми.                

            Как используется обратный словарь именно в третьем классе? Покажу это на примере

Работа со словарями облегчает работу на уроке учителю и детям, приучает учащихся находить нужные сведения и необходимую информацию. Дети с удовольствием работают с различными словарями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...

Проверочная работа по чтению+Анализ работы 1 класс-II четверть. Начальная школа XXI века

Проверочная работа по чтению в 1 классе во 2 четверти. Анализ работы. Начальная школа 21 века...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Статья "Нетрадиционные приемы работы работы над словарными словами в начальной школе"

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов....

КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...