КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
учебно-методическое пособие по чтению (3 класс)

Кудзоева Эльвира Маировна

КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literat._slovar.odt17.63 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Литературные жанры

Автобиография — это литературно — прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Рассказ — небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность  изображаемых событий, малое число действующих лиц.

 Признаки рассказа:

  • повествовательность;
  • небольшой объём;
  • небольшое число героев;
  • описание одного эпизода.

Стихотворение -  это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким — либо событием и имеющие стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму.

Признаки стихотворения:

  • небольшие размеры произведения;
  • изображения переживания или чувства;
  • стихотворная форма.

Басня — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.

Признаки басни:

  • небольшие размеры;
  • иносказательность;
  • высмеивание недостатков;
  • поучительность.

Былина — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

Признаки былин:

  • сказание о богатырях и исторических событиях;
  • сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
  • неторопливое повествование.

Баллада — это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом.

Дразнилка — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения,характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель поддразнить.

Признаки дразнилки:

  • короткие рифмованные фразы;
  • цель — поддразнить;
  • обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.

Драма — это произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Загадка — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором  загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчёркивая их важные признаки.

Признаки загадки:

  • известный  загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты;
  • названы важные признаки скрытого предмета или явления.

Поговорка — это краткое образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь», «чужими руками жар загребать», «после дождичка в четверг», «свалился, как снег на голову».

Признаки поговорки:

  • краткость;
  • образность;
  • незаконченность предложения.

Пословица — это краткое, меткое,глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения ( т.е.пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «Жизнь прожить не поле перейти»; «Цыплят по осени считают»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Признаки пословицы:

  • краткость;
  • меткость и точность мысли;
  • законченность предложения.

Прибаутка — это забавное сочетание слов, повествующее о каком — либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.

Признаки прибаутки:

  • очень короткий эпизод;
  • форма диалога;
  • забавное сочетание слов.

Пример прибаутки:

  • Я медведя поймал!
  • Так веди сюда!
  • Не идёт!
  • Так сам иди!
  • Да он меня не пускает!

Сказка — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

Признаки сказки:

  • наличие законченного сюжета;
  • занимательность;
  • необычность;
  • наличие вымысла;
  • воспитательная направленность.

Виды сказок:

1.Сказки о животных.(Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи.)

2.Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.)

3.Волшебные сказки.(Для них характерно наличие чудес, какой — либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба — Яга, падчерица, царевич, дурак и т.д.)

Считалка — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре.

Признаки считалки:

  • краткость;
  • стихотворная форма;
  • цель — упорядочить игру.

Пример считалки:

                                  Вышел месяц из тумана,

    Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить!

Повесть — это один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Роман — это  литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания

Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий. Мифы — это не рассказы и не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.

Легенда — это произведение, созданное нородной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Летопись — это памятники исторической прозы Древней

Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Отзыв — это оценочное устное или письменное высказывание о прочитанном произведении, о чьей — то работе, о фильмах и т.д.

План отзыва о прочитанной книге:

    1.Автор и название произведения. Литературный жанр

    ( сказка, повесть, роман, стихотворение и т. д.) Что ты знаешь об этом авторе? Какие  его произведения читал?

  • О чём говорится в книге?
  • Герои произведения.
  • Какие эпизоды произведения произвели на вас

наиболее сильное впечатление?

  • Как читается книга (увлекательно, скучно, трудно и т. д.)
  • Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила вас задуматься?
  • Если в книге есть предисловие или история написания этой книги, то обязательно скажи об этом.

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.

Притча — это небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Эпиграмма — это короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое — либо лицо или общественное явление.

Элегия — это стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутое грустью.

Ода — это торжественное стихотворение, посвящённое  какому — то историческому событию или герою.

Поэма — это один из видов лиро — эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Литературные термины

Автор - это писатель, создавший одно или ряд произведений.

Аллегория — это иносказание, изображение какой — нибудь отвлечённой идеи в конкретном, отчётливо представляемом образе. Например, в басне «Стрекоза и муравей» Стрекоза - это аллегория легкомыслия, а Муравей — предусмотрительности.

Аллитерация — это повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность (например: «В сто сорок солнц закат пылал...» В. Маяковский).

Амфибрахий — это трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Анапест — это трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.

Аннотация — это краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Антитеза — это художественное противопоставление характеров, образов, понятий и проч., создающее эффект резкого контраста.

Архаизмы — это слова и обороты, которые употреблялись в прошлом для обозначения каких — либо предметов, явлений или понятий, но вытеснены другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.

Афоризм — это обобщённая глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни, но в отличие от неё принадлежит определённому лиц пословице у (писателю, учёному и т. д.)

Беллетристика — это в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии, драматургии.

Бестселлер — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующийся читательским спросом.

Библия — это собрание древних текстов религиозного содержания, считающихся священными для иудеев и христиан.

Белый стих — это стихотворное произведение без рифмы.

Гипербола — это художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.

Гротеск — это предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Деталь — это выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог — это разговор двух или более лиц.

Жанр — это вих художественного произведения, напрмер басня, лирическое стихотворение, повесть.

Завязка — это начальный момент развития событий, изображённых в художественном произведении.

Звукопись в стихосложении — это система звуковых повторов, подобранных с расчётом на усиление звуковой выразительности речи.

Идея — это основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.

Инверсия — это необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

Интервью — это предназначенная для печати беседа (журналист и писатель, учёный и студент, …).

Интерпретация- это истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

 Интонация — это выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего  к тому, что он говорит.

Ирония — это скрытая насмешка.

Композиция — это расположение, т. е. построение  произведения.

Конфликтная ситуация — в литературе — создание с помощью художественных средств такого положения в художественном мире произведения, которое требует от персонажей активных действий, ставит их перед необходимостью вступить в борьбу с противоборствующими силами.

Кульминация — это высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

Лирика — это род литературных произведений, изображающих духовный мир человека, его чувства, настроения, переживания.

Метафора — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. (И золотеющая осень листвою плачет на песок... С. Есенин).

Монолог — это развёрнутое высказывание одного действующего лица или автора произведения.

Олицетворение — это наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. (Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами...А. Фет).

Параллелизм — это расположение рядом сходных элементов речи, тем, образов для создания единого поэтического образа; например: Едут по полю добры молодцы, летят по небу ясны соколы.

Повтор — это повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжении некоторого отрезка текста; используется для ритмичности, а также для выделения особо значимых мыслей, чувств, образов.

Пролог — это элемент композиции, который предшествует завязке.

Развитие действия — это ряд эпизодов литературного произведения между завязкой и кульминацией, в которых происходит движение основного конфликта, его обострение или смягчение.

Развязка — это заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

Сравнение — это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Часто сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно, и другими. (Передо мною белый гриб стоял, как вежливый ребёнок... Л. Тимофеев). Сравнение должно быть основано на реальном сходстве предметов, явлений.

Сюжет — это цепь событий, которые развиваются в произведении.

Тема — это круг проблем, жизненных явлений, на которых сосредоточил своё внимание автор литературного произведения.

Фрагмент — это отрывок, часть произведения.

Эпиграф — это краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.

Эпизод — это относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.

Эпитет — это образное определение предмета или действия, выраженное преимущественно прилагательным.

Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, называются эпитетами.

Эпитеты чаще всего употребляются в художественном стиле. Они помогают автору нарисовать, а читателю представить какую — либо картину. Эпитеты обычно используются как цветопись для передачи чувств, настроения. Цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и пр. обозначают  радостные, светлые чувства. (Заметался пожар голубой... С.Есенин). Эпитеты чёрный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания. (Вечер чёрные брови насупил...С. Есенин).

Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

«Образные средства языка и обогащение словаря учащихся начальной школы».

Вашему вниманию предоставляется работа по русскому языку и       методике его преподавания на тему:      «Образные средства языка и обогащение словаря учащихся ...

Литературная викторина для учащихся начальной школы

Можно проводить в ходе недели начальных классов как внеурочная деятельность по предмету....

Роль изложения как средства речевого и литературно-творческого развития учащихся начальной школы.

Для того чтобы изложение стало эффективным средством развития речи (и в особенности связной речи), педагог должен знать методику организации урока.  На помощь учителю могут прийти технические сре...

Краткий литературный словарь для начальной школы

Данный литературный словарь поможет быстро найти значение литературных терминов....

Словарик по литературному чтению для учащихся начальной школы.

Учебное пособие для учащихся и учителей младших классов включает толкование понятий и справочный материал по курсу литературное чтение....