Главные вкладки

    Краткий литературный словарь для начальной школы
    материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Дёмина Ольга Владимировна

    Данный литературный словарь поможет быстро найти значение литературных терминов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kratkiy_literaturnyy_slovar.odt22.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

                                                             Составила

                                                             учитель начальных классов

                                                             МБОУ «Майнский

                                                             многопрофильный лицей»

                                                            Дёмина Ольга Владимировна

    Литературные жанры

    Автобиография — это литературно — прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

    Рассказ — небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность  изображаемых событий, малое число действующих лиц.

     Признаки рассказа:

    • повествовательность;
    • небольшой объём;
    • небольшое число героев;
    • описание одного эпизода.

    Стихотворение -  это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким — либо событием и имеющие стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму.

    Признаки стихотворения:

    • небольшие размеры произведения;
    • изображения переживания или чувства;
    • стихотворная форма.

    Басня — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.

    Признаки басни:

    • небольшие размеры;
    • иносказательность;
    • высмеивание недостатков;
    • поучительность.

    Былина — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

    Признаки былин:

    • сказание о богатырях и исторических событиях;
    • сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
    • неторопливое повествование.

    Баллада — это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом.

    Дразнилка — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения,характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель поддразнить.

    Признаки дразнилки:

    • короткие рифмованные фразы;
    • цель — поддразнить;
    • обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.

    Драма — это произведение, предназначенное для постановки на сцене.

    Загадка — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором  загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчёркивая их важные признаки.

    Признаки загадки:

    • известный  загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты;
    • названы важные признаки скрытого предмета или явления.

    Поговорка — это краткое образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь», «чужими руками жар загребать», «после дождичка в четверг», «свалился, как снег на голову».

    Признаки поговорки:

    • краткость;
    • образность;
    • незаконченность предложения.

    Пословица — это краткое, меткое,глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения ( т.е.пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «Жизнь прожить не поле перейти»; «Цыплят по осени считают»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

    Признаки пословицы:

    • краткость;
    • меткость и точность мысли;
    • законченность предложения.

    Прибаутка — это забавное сочетание слов, повествующее о каком — либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.

    Признаки прибаутки:

    • очень короткий эпизод;
    • форма диалога;
    • забавное сочетание слов.

    Пример прибаутки:

    • Я медведя поймал!
    • Так веди сюда!
    • Не идёт!
    • Так сам иди!
    • Да он меня не пускает!

    Сказка — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

    Признаки сказки:

    • наличие законченного сюжета;
    • занимательность;
    • необычность;
    • наличие вымысла;
    • воспитательная направленность.

    Виды сказок:

    1.Сказки о животных.(Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи.)

    2.Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.)

    3.Волшебные сказки.(Для них характерно наличие чудес, какой — либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба — Яга, падчерица, царевич, дурак и т.д.)

    Считалка — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре.

    Признаки считалки:

    • краткость;
    • стихотворная форма;
    • цель — упорядочить игру.

    Пример считалки:

                                      Вышел месяц из тумана,

        Вынул ножик из кармана.

    Буду резать, буду бить,

    Всё равно тебе водить!

    Повесть — это один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

    Роман — это  литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания 

    Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий. Мифы — это не рассказы и не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.

    Легенда — это произведение, созданное нородной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

    Летопись — это памятники исторической прозы Древней

    Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

    Отзыв — это оценочное устное или письменное высказывание о прочитанном произведении, о чьей — то работе, о фильмах и т.д.

    План отзыва о прочитанной книге:

        1.Автор и название произведения. Литературный жанр

        ( сказка, повесть, роман, стихотворение и т. д.) Что ты знаешь об этом авторе? Какие  его произведения читал?

    1. О чём говорится в книге?
    2. Герои произведения.
    3. Какие эпизоды произведения произвели на вас

    наиболее сильное впечатление?

    1. Как читается книга (увлекательно, скучно, трудно и т. д.)
    2. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила вас задуматься?
    3. Если в книге есть предисловие или история написания этой книги, то обязательно скажи об этом.

    Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.

    Притча — это небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

    Эпиграмма — это короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое — либо лицо или общественное явление.

    Элегия — это стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутое грустью.

    Ода — это торжественное стихотворение, посвящённое  какому — то историческому событию или герою.

    Поэма — это один из видов лиро — эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

    Литературные термины

    Автор - это писатель, создавший одно или ряд произведений.

    Аллегория — это иносказание, изображение какой — нибудь отвлечённой идеи в конкретном, отчётливо представляемом образе. Например, в басне «Стрекоза и муравей» Стрекоза - это аллегория легкомыслия, а Муравей — предусмотрительности.

    Аллитерация — это повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность (например: «В сто сорок солнц закат пылал...» В. Маяковский).

    Амфибрахий — это трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

    Анапест — это трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.

    Аннотация — это краткое изложение книги, рукописи, статьи.

    Антитеза — это художественное противопоставление характеров, образов, понятий и проч., создающее эффект резкого контраста.

    Архаизмы — это слова и обороты, которые употреблялись в прошлом для обозначения каких — либо предметов, явлений или понятий, но вытеснены другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.

    Афоризм — это обобщённая глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни, но в отличие от неё принадлежит определённому лиц пословице у (писателю, учёному и т. д.)

    Беллетристика — это в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии, драматургии.

    Бестселлер — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующийся читательским спросом.

    Библия — это собрание древних текстов религиозного содержания, считающихся священными для иудеев и христиан.

    Белый стих — это стихотворное произведение без рифмы.

    Гипербола — это художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.

    Гротеск — это предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

    Дактиль — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

    Деталь — это выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

    Диалог — это разговор двух или более лиц.

    Жанр — это вих художественного произведения, напрмер басня, лирическое стихотворение, повесть.

    Завязка — это начальный момент развития событий, изображённых в художественном произведении.

    Звукопись в стихосложении — это система звуковых повторов, подобранных с расчётом на усиление звуковой выразительности речи.

    Идея — это основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.

    Инверсия — это необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

    Интервью — это предназначенная для печати беседа (журналист и писатель, учёный и студент, …).

    Интерпретация- это истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

     Интонация — это выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего  к тому, что он говорит.

    Ирония — это скрытая насмешка.

    Композиция — это расположение, т. е. построение  произведения.

    Конфликтная ситуация — в литературе — создание с помощью художественных средств такого положения в художественном мире произведения, которое требует от персонажей активных действий, ставит их перед необходимостью вступить в борьбу с противоборствующими силами.

    Кульминация — это высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

    Лирика — это род литературных произведений, изображающих духовный мир человека, его чувства, настроения, переживания.

    Метафора — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. (И золотеющая осень листвою плачет на песок... С. Есенин).

    Монолог — это развёрнутое высказывание одного действующего лица или автора произведения.

    Олицетворение — это наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. (Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами...А. Фет).

    Параллелизм — это расположение рядом сходных элементов речи, тем, образов для создания единого поэтического образа; например: Едут по полю добры молодцы, летят по небу ясны соколы.

    Повтор — это повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжении некоторого отрезка текста; используется для ритмичности, а также для выделения особо значимых мыслей, чувств, образов.

    Пролог — это элемент композиции, который предшествует завязке.

    Развитие действия — это ряд эпизодов литературного произведения между завязкой и кульминацией, в которых происходит движение основного конфликта, его обострение или смягчение.

    Развязка — это заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

    Сравнение — это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Часто сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно, и другими. (Передо мною белый гриб стоял, как вежливый ребёнок... Л. Тимофеев). Сравнение должно быть основано на реальном сходстве предметов, явлений.

    Сюжет — это цепь событий, которые развиваются в произведении.

    Тема — это круг проблем, жизненных явлений, на которых сосредоточил своё внимание автор литературного произведения.

    Фрагмент — это отрывок, часть произведения.

    Эпиграф — это краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.

    Эпизод — это относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.

    Эпитет — это образное определение предмета или действия, выраженное преимущественно прилагательным.

    Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, называются эпитетами.

    Эпитеты чаще всего употребляются в художественном стиле. Они помогают автору нарисовать, а читателю представить какую — либо картину. Эпитеты обычно используются как цветопись для передачи чувств, настроения. Цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и пр. обозначают  радостные, светлые чувства. (Заметался пожар голубой... С.Есенин). Эпитеты чёрный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания. (Вечер чёрные брови насупил...С. Есенин).

    Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Образные средства языка и обогащение словаря учащихся начальной школы».

    Вашему вниманию предоставляется работа по русскому языку и       методике его преподавания на тему:      «Образные средства языка и обогащение словаря учащихся ...

    Этимологический словарь для начальной школы

    Собранный материал окажет существенную помощь учителю в организации учебного процесса. Для этого рекомендуется использовать   этимологический анализ слова, подбор загадок, посло...

    Статья на тему: Словообразовательные словари для начальной школы.

    Для начальной школы предлагаются следующие словообразовательные словари. Например: Е.Г. Мережко «Словарик близкородственных слов»; А.П. Сдобновой, И.В. Курочкиной «Учусь правильно образовывать...

    Советы по ведению словарей для начальной школы

    Памятка по ведению словарей по английскому языку содержит ряд простых советов, а также список слов для второго и третьего класса (УМК М.З. Биболетовой)....

    Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в процессе изучения слов из словаря в начальной школе"

    По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми написаниями составляют 60-70% словаря человека в активном употреблении. И поэтому в настоящее время проблема словарной работы на уроках русско...

    КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...