Краткий литературный словарь для начальной школы
материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Дёмина Ольга Владимировна

Данный литературный словарь поможет быстро найти значение литературных терминов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkiy_literaturnyy_slovar.odt22.18 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

                                                         Составила

                                                         учитель начальных классов

                                                         МБОУ «Майнский

                                                         многопрофильный лицей»

                                                        Дёмина Ольга Владимировна

Литературные жанры

Автобиография — это литературно — прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Рассказ — небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность  изображаемых событий, малое число действующих лиц.

 Признаки рассказа:

  • повествовательность;
  • небольшой объём;
  • небольшое число героев;
  • описание одного эпизода.

Стихотворение -  это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким — либо событием и имеющие стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму.

Признаки стихотворения:

  • небольшие размеры произведения;
  • изображения переживания или чувства;
  • стихотворная форма.

Басня — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.

Признаки басни:

  • небольшие размеры;
  • иносказательность;
  • высмеивание недостатков;
  • поучительность.

Былина — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

Признаки былин:

  • сказание о богатырях и исторических событиях;
  • сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
  • неторопливое повествование.

Баллада — это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом.

Дразнилка — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения,характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель поддразнить.

Признаки дразнилки:

  • короткие рифмованные фразы;
  • цель — поддразнить;
  • обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.

Драма — это произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Загадка — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором  загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчёркивая их важные признаки.

Признаки загадки:

  • известный  загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты;
  • названы важные признаки скрытого предмета или явления.

Поговорка — это краткое образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь», «чужими руками жар загребать», «после дождичка в четверг», «свалился, как снег на голову».

Признаки поговорки:

  • краткость;
  • образность;
  • незаконченность предложения.

Пословица — это краткое, меткое,глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения ( т.е.пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «Жизнь прожить не поле перейти»; «Цыплят по осени считают»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Признаки пословицы:

  • краткость;
  • меткость и точность мысли;
  • законченность предложения.

Прибаутка — это забавное сочетание слов, повествующее о каком — либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.

Признаки прибаутки:

  • очень короткий эпизод;
  • форма диалога;
  • забавное сочетание слов.

Пример прибаутки:

  • Я медведя поймал!
  • Так веди сюда!
  • Не идёт!
  • Так сам иди!
  • Да он меня не пускает!

Сказка — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

Признаки сказки:

  • наличие законченного сюжета;
  • занимательность;
  • необычность;
  • наличие вымысла;
  • воспитательная направленность.

Виды сказок:

1.Сказки о животных.(Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи.)

2.Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.)

3.Волшебные сказки.(Для них характерно наличие чудес, какой — либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба — Яга, падчерица, царевич, дурак и т.д.)

Считалка — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре.

Признаки считалки:

  • краткость;
  • стихотворная форма;
  • цель — упорядочить игру.

Пример считалки:

                                  Вышел месяц из тумана,

    Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить!

Повесть — это один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Роман — это  литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания 

Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий. Мифы — это не рассказы и не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.

Легенда — это произведение, созданное нородной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Летопись — это памятники исторической прозы Древней

Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Отзыв — это оценочное устное или письменное высказывание о прочитанном произведении, о чьей — то работе, о фильмах и т.д.

План отзыва о прочитанной книге:

    1.Автор и название произведения. Литературный жанр

    ( сказка, повесть, роман, стихотворение и т. д.) Что ты знаешь об этом авторе? Какие  его произведения читал?

  1. О чём говорится в книге?
  2. Герои произведения.
  3. Какие эпизоды произведения произвели на вас

наиболее сильное впечатление?

  1. Как читается книга (увлекательно, скучно, трудно и т. д.)
  2. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила вас задуматься?
  3. Если в книге есть предисловие или история написания этой книги, то обязательно скажи об этом.

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.

Притча — это небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Эпиграмма — это короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое — либо лицо или общественное явление.

Элегия — это стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутое грустью.

Ода — это торжественное стихотворение, посвящённое  какому — то историческому событию или герою.

Поэма — это один из видов лиро — эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Литературные термины

Автор - это писатель, создавший одно или ряд произведений.

Аллегория — это иносказание, изображение какой — нибудь отвлечённой идеи в конкретном, отчётливо представляемом образе. Например, в басне «Стрекоза и муравей» Стрекоза - это аллегория легкомыслия, а Муравей — предусмотрительности.

Аллитерация — это повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность (например: «В сто сорок солнц закат пылал...» В. Маяковский).

Амфибрахий — это трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Анапест — это трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.

Аннотация — это краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Антитеза — это художественное противопоставление характеров, образов, понятий и проч., создающее эффект резкого контраста.

Архаизмы — это слова и обороты, которые употреблялись в прошлом для обозначения каких — либо предметов, явлений или понятий, но вытеснены другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.

Афоризм — это обобщённая глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни, но в отличие от неё принадлежит определённому лиц пословице у (писателю, учёному и т. д.)

Беллетристика — это в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии, драматургии.

Бестселлер — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующийся читательским спросом.

Библия — это собрание древних текстов религиозного содержания, считающихся священными для иудеев и христиан.

Белый стих — это стихотворное произведение без рифмы.

Гипербола — это художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.

Гротеск — это предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Деталь — это выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог — это разговор двух или более лиц.

Жанр — это вих художественного произведения, напрмер басня, лирическое стихотворение, повесть.

Завязка — это начальный момент развития событий, изображённых в художественном произведении.

Звукопись в стихосложении — это система звуковых повторов, подобранных с расчётом на усиление звуковой выразительности речи.

Идея — это основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.

Инверсия — это необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

Интервью — это предназначенная для печати беседа (журналист и писатель, учёный и студент, …).

Интерпретация- это истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

 Интонация — это выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего  к тому, что он говорит.

Ирония — это скрытая насмешка.

Композиция — это расположение, т. е. построение  произведения.

Конфликтная ситуация — в литературе — создание с помощью художественных средств такого положения в художественном мире произведения, которое требует от персонажей активных действий, ставит их перед необходимостью вступить в борьбу с противоборствующими силами.

Кульминация — это высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

Лирика — это род литературных произведений, изображающих духовный мир человека, его чувства, настроения, переживания.

Метафора — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. (И золотеющая осень листвою плачет на песок... С. Есенин).

Монолог — это развёрнутое высказывание одного действующего лица или автора произведения.

Олицетворение — это наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. (Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами...А. Фет).

Параллелизм — это расположение рядом сходных элементов речи, тем, образов для создания единого поэтического образа; например: Едут по полю добры молодцы, летят по небу ясны соколы.

Повтор — это повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжении некоторого отрезка текста; используется для ритмичности, а также для выделения особо значимых мыслей, чувств, образов.

Пролог — это элемент композиции, который предшествует завязке.

Развитие действия — это ряд эпизодов литературного произведения между завязкой и кульминацией, в которых происходит движение основного конфликта, его обострение или смягчение.

Развязка — это заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

Сравнение — это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Часто сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно, и другими. (Передо мною белый гриб стоял, как вежливый ребёнок... Л. Тимофеев). Сравнение должно быть основано на реальном сходстве предметов, явлений.

Сюжет — это цепь событий, которые развиваются в произведении.

Тема — это круг проблем, жизненных явлений, на которых сосредоточил своё внимание автор литературного произведения.

Фрагмент — это отрывок, часть произведения.

Эпиграф — это краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.

Эпизод — это относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.

Эпитет — это образное определение предмета или действия, выраженное преимущественно прилагательным.

Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, называются эпитетами.

Эпитеты чаще всего употребляются в художественном стиле. Они помогают автору нарисовать, а читателю представить какую — либо картину. Эпитеты обычно используются как цветопись для передачи чувств, настроения. Цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и пр. обозначают  радостные, светлые чувства. (Заметался пожар голубой... С.Есенин). Эпитеты чёрный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания. (Вечер чёрные брови насупил...С. Есенин).

Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образные средства языка и обогащение словаря учащихся начальной школы».

Вашему вниманию предоставляется работа по русскому языку и       методике его преподавания на тему:      «Образные средства языка и обогащение словаря учащихся ...

Этимологический словарь для начальной школы

Собранный материал окажет существенную помощь учителю в организации учебного процесса. Для этого рекомендуется использовать   этимологический анализ слова, подбор загадок, посло...

Статья на тему: Словообразовательные словари для начальной школы.

Для начальной школы предлагаются следующие словообразовательные словари. Например: Е.Г. Мережко «Словарик близкородственных слов»; А.П. Сдобновой, И.В. Курочкиной «Учусь правильно образовывать...

Советы по ведению словарей для начальной школы

Памятка по ведению словарей по английскому языку содержит ряд простых советов, а также список слов для второго и третьего класса (УМК М.З. Биболетовой)....

Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в процессе изучения слов из словаря в начальной школе"

По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми написаниями составляют 60-70% словаря человека в активном употреблении. И поэтому в настоящее время проблема словарной работы на уроках русско...

КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...