Роль изложения как средства речевого и литературно-творческого развития учащихся начальной школы.
статья по русскому языку на тему

Ланцова Ирина Владимировна

Для того чтобы изложение стало эффективным средством развития речи (и в особенности связной речи), педагог должен знать методику организации урока.  На помощь учителю могут прийти технические средства обучения. У детей младшего школьного возраста преобладает эмоционально-образное мышление, поэтому яркие изображения, музыкальное сопровождение помогают при запоминании, создают ассоциации. Ребёнок только тогда может хорошо что-то пересказать, когда он понимает, о чём идет речь. В этом случае целесообразно применение ТСО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль изложения как средства речевого и литературно-творческого развития учащихся начальной школы

Важной задачей учителя начальных классов является развитие речи учащихся.  Многолетние исследования доказали важность ее реализации для дальнейшего успешного обучения языку, становления образованной               и успешной личности. Несомненно, одним из важнейших средств развития речи, является изложение.

Изложение – это письменный пересказ образцовых текстов. Как известно, если упражнение выполняется письменно, то оно должно соответствовать определенным требованиям к содержанию работы, к логике изложения и к композиции текста. Следовательно, роль письменных изложений состоит в том, чтобы систематически на фоне постоянной             и разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников          в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы, тщательно проверены [1, с.364].

Для того чтобы изложение стало эффективным средством развития речи (и в особенности связной речи), педагог должен знать методику организации урока.  На помощь учителю могут прийти технические средства обучения. У детей младшего школьного возраста преобладает эмоционально-образное мышление, поэтому яркие изображения, музыкальное сопровождение помогают при запоминании, создают ассоциации. Ребёнок только тогда может хорошо что-то пересказать, когда он понимает, о чём идет речь. В этом случае целесообразно применение ТСО.

При обучении написанию изложения важно заинтересовать ребенка         с первых уроков, чтобы в дальнейшем эти занятия стали эффективными. Одним из важных этапов при написании изложения является работа над планом. Во 2-3 классах он пишется коллективно с помощью учителя,              в 4 классе составляются  индивидуальные планы.

При обучении написанию изложения важно, чтобы учитель подбирал образцовые тексты. Дети должны наблюдать авторское слово. Роль педагога  заключается в том, что он следит за степенью влияния образца;  следит за употреблением слов, встречающихся  впервые, которые могут быть употреблены в неверном значении, следит за сохранением стиля образца (например, сказочное  или художественное описание природы), учит чувствовать красоту слова.

Выбирая текст, нужно учитывать, что он должен учить чему-то полезному, развивать в детях позитивные  черты личности. Произведение  должно быть доступным по содержанию, близким к опыту учеников, чтобы они могли  в изложении отразить собственное отношение к событиям. Целесообразно подбирать  сюжеты с чёткой  композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий. Кроме этого необходимо учитывать и объем произведения. Таким требованиям соответствуют, например, народные сказки; небольшие рассказы Л. Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки.

Выбор литературного произведения для написания изложения  оказывает влияние на речевую деятельность учащихся начальной школы. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Также это эффективно влияет             на формирование связной речи.

М. Р. Львов особенно подчеркивает роль изложения как «упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье» [1, с.28]

Во все десятилетия одной из основных задач обучения  остается развитие речи учащихся, поэтому организовывать урок следует так, чтобы      с написанием каждого следующего изложения речь школьников  обогащалась новыми словами, ум  -  новыми наблюдениями, а душа – новыми чувствами и впечатлениями. Работа над изложением способствует развитию красивой и грамотной речи.

Литература:

  1. Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов , М.: Просвещение, 1987. – 415 с.