Роль изложения как средства речевого и литературно-творческого развития учащихся начальной школы.
статья по русскому языку на тему
Для того чтобы изложение стало эффективным средством развития речи (и в особенности связной речи), педагог должен знать методику организации урока. На помощь учителю могут прийти технические средства обучения. У детей младшего школьного возраста преобладает эмоционально-образное мышление, поэтому яркие изображения, музыкальное сопровождение помогают при запоминании, создают ассоциации. Ребёнок только тогда может хорошо что-то пересказать, когда он понимает, о чём идет речь. В этом случае целесообразно применение ТСО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль изложения как средства речевого и литературно-творческого развития учащихся начальной школы
Важной задачей учителя начальных классов является развитие речи учащихся. Многолетние исследования доказали важность ее реализации для дальнейшего успешного обучения языку, становления образованной и успешной личности. Несомненно, одним из важнейших средств развития речи, является изложение.
Изложение – это письменный пересказ образцовых текстов. Как известно, если упражнение выполняется письменно, то оно должно соответствовать определенным требованиям к содержанию работы, к логике изложения и к композиции текста. Следовательно, роль письменных изложений состоит в том, чтобы систематически на фоне постоянной и разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы, тщательно проверены [1, с.364].
Для того чтобы изложение стало эффективным средством развития речи (и в особенности связной речи), педагог должен знать методику организации урока. На помощь учителю могут прийти технические средства обучения. У детей младшего школьного возраста преобладает эмоционально-образное мышление, поэтому яркие изображения, музыкальное сопровождение помогают при запоминании, создают ассоциации. Ребёнок только тогда может хорошо что-то пересказать, когда он понимает, о чём идет речь. В этом случае целесообразно применение ТСО.
При обучении написанию изложения важно заинтересовать ребенка с первых уроков, чтобы в дальнейшем эти занятия стали эффективными. Одним из важных этапов при написании изложения является работа над планом. Во 2-3 классах он пишется коллективно с помощью учителя, в 4 классе составляются индивидуальные планы.
При обучении написанию изложения важно, чтобы учитель подбирал образцовые тексты. Дети должны наблюдать авторское слово. Роль педагога заключается в том, что он следит за степенью влияния образца; следит за употреблением слов, встречающихся впервые, которые могут быть употреблены в неверном значении, следит за сохранением стиля образца (например, сказочное или художественное описание природы), учит чувствовать красоту слова.
Выбирая текст, нужно учитывать, что он должен учить чему-то полезному, развивать в детях позитивные черты личности. Произведение должно быть доступным по содержанию, близким к опыту учеников, чтобы они могли в изложении отразить собственное отношение к событиям. Целесообразно подбирать сюжеты с чёткой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий. Кроме этого необходимо учитывать и объем произведения. Таким требованиям соответствуют, например, народные сказки; небольшие рассказы Л. Н. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки.
Выбор литературного произведения для написания изложения оказывает влияние на речевую деятельность учащихся начальной школы. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Также это эффективно влияет на формирование связной речи.
М. Р. Львов особенно подчеркивает роль изложения как «упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье» [1, с.28]
Во все десятилетия одной из основных задач обучения остается развитие речи учащихся, поэтому организовывать урок следует так, чтобы с написанием каждого следующего изложения речь школьников обогащалась новыми словами, ум - новыми наблюдениями, а душа – новыми чувствами и впечатлениями. Работа над изложением способствует развитию красивой и грамотной речи.
Литература:
- Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов , М.: Просвещение, 1987. – 415 с.