Технологические карты
методическая разработка (1 класс) на тему

Работы получившие  Диплом 3 степени Всеросийского конкурса  профессионального мастерства "Мой лучший урок по ФГОС" Номинация "Разработка технологических карт урока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_office_word.docx53.9 КБ
Файл chtenie_office_word.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: строчная буква щ.

Цель: сформировать у детей четкий зрительно-двигательный образ буквы щ.

Задачи:

Образовательные: 

Отрабатывать начертание буквы в целом;

 Учить списыванию с печатного текста, составлению слов из данных букв,  формировать навык грамотного письма.

Развивающие:

Развивать аналитико-синтетическую деятельность, фонематический слух, умение перекодировать в контексте слова изучаемый звук-фонему в соответствующую букву, ставить ударение в слове, делить слова на слоги и проверять написанное слово;

Учить чётко и правильно выражать свои мысли.

Воспитательные: 

Воспитывать потребность в знаниях, позитивное отношение к письму как к виду речевой деятельности, умение работать в парах.

УУД:

Личностные:

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Структурирование знания;

Анализ объектов с целью выделения признаков;

Синтез как составление целого из частей;

Оборудование: - карточки с печатными и письменными буквами;

                            - изображение Незнайки;

                            - карточки со словами;

                            - мультимедийный проектор.

                       

Ход  урока:

Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Вы за парты все садитесь

И работать не ленитесь.

Актуализация знаний.

- Мы изучили почти все буквы русского алфавита. Давайте вспомним некоторые из них и поиграем в игру «Найди букве пару».

(На доске висят карточки с изображением письменных и печатных букв. Дети по одному выходят к доске и находят пары печатная – письменная буква.)

э    у   ц   ш   щ

Целеполагание.

- Какая буква осталась без пары?

- Кто догадался, чем мы сегодня будем на уроке заниматься? (Сегодня на уроке мы будем учиться писать строчную букву щ).

4. Открытие новых знаний.

.

   - Сравните печатную и письменную буквы щ.

- Рассмотрите написание строчной буквы щ. Из каких элементов эта буква         состоит? На какие буквы похожа? Какие общие элементы есть?

         Учитель показывает и проговаривает написание буквы.

Повторно показывает слайд с изображением буквы, дети проговаривают      хором с учителем и пишут букву в воздухе ручкой.

         На доске появляется изображение Незнайки и букв.

         - Посмотрите, как написал буквы щ Незнайка. Все ли правильно он сделал?                

         Почему? Какая буква написана правильно?

        Дети прописывают две буквы с коллективным проговариванием, остальные    – самостоятельно.

      - Подчеркните самую красивую (правильную) букву и напишите ее еще один                    

      раз.

Физминутка.

Гимнастика для пальцев.

Продолжение работы по теме урока.

Письмо слогов с буквой щ.

- Буква щ пригласила в гости следующие буквы.

На доске:    а   я   е   у   ю

- Что общего между этими буквами? (Они гласные.)

- Какие из этих гласных могут прийти в гости к нашей букве щ ? (а, е, у)

- Почему я, ю не могут этого сделать?

Хором правило:   ча – ща – А

                              чу – щу - У

- Напишите слоги ща, ще, щу по одному разу.

Игра «Составь слово».

На доске карточки с буквами: а   щ   а   ч  

                                                     у   к   а   щ  

                                                     щ   в   е   л   а   ь

- Составьте слова из данных букв ( чаща, щука, щавель).

- Что общего в написании этих слов? (ча – ща, щу)

- Запишите эти слова в пропись.

Физминутка для глаз.

Продолжение работы по теме урока.

Отгадывание загадок.

- А сейчас мы будем отгадывать загадки и отгадки записывать в пропись. Я вам дам маленькую подсказку : во всех отгадках есть буква щ.

Запись слов.

- Задание к этим словам: Подчеркнуть гласные одной чертой, согласные – двумя.

Взаимопроверка. Взаимооценивание.

Составление предложений из данных слов.

На доске карточки со словами:  леща   в   ловит   щука   пруду

- Можно ли данную запись назвать предложением? Почему?

- Составьте предложение из данных слов. ( В пруду щука ловит леща).

Необходимо рассмотреть разные способы составления предложения из данных слов.

- В каких словах встречается буква щ?

- Вспомним правила написания предложения:            

                       -заглавная буква в первом слове;

                       - раздельное написание слов;

                       - знак препинания в конце предложения.

- Запишите это предложение в пропись. Поставьте знак ударения и разделите слова на слоги.

Самостоятельная работа учащихся.

а) Работа со схемой слова «щипцы».

б) Игра «Наборщик».

На доске слово «товарищи». Составление новых слов из букв этого слова. Запись в пропись. Взаимопроверка.

Рефлексия.

- Чему учились сегодня на уроке?

- Какие задания понравились больше всего?

- Что вызвало затруднение?

- Оцените свою работу на уроке (карточки – смайлики).

- Спасибо за урок.

Тема урока: строчная буква щ.

Цели:

Обучающая: 
познакомить с написанием строчной буквы щ; 
формировать каллиграфическую зоркость.

Развивающая:
развивать умения распознавать элементы букв.

Воспитывающая:
формировать грамотную речь, 
прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

Сформировать у учащихся навыки в написании строчной буквы щ.

Закреплять умения и навыки в написании слогов, слов, предложений.

По завершении урока учащиеся должны:

Знать: правильное написание элементов буквы щ.

Уметь: писать букву щ и соединения с буквой щ.

Методы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: дифференцированный подход.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке: индивидуальные, групповые.

Программное обеспечение:

Оборудование:

Учебники, карточки, тетрадь, ручка, карандаш.

Дидактический материал: раздаточный материал (карточки).

ТСО: компьютер, экран.

Этапы урока (с указанием времени на каждый этап):

Создание учебной ситуации. (Психологический настрой) – 1 мин.

Актуализация знаний – 1 мин.

Работа над новой темой – 15 мин.

Повторение – 12 мин.

Физкультминутка – 2 мин.

Самостоятельная индивидуальная работа. (Карточки с индивидуальными разно-уровневыми заданиями) – 11 мин.

Итог урока – 1 мин.

Рефлексия – 2 мин.

Ход урока

1. Создание учебной ситуации.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить
Только лишь оценку пять.

2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим познакомиться с написанием буквы щ, научимся писать слоги и слова с данной буквой.
3. Работа над темой урока.

Что такое буква? (Это то, что мы можем написать и увидеть.) Что она дает? (Звук.) Что такое звук? (Это то, что мы можем произнести и услышать.) Звук (щ) – какой? Дайте характеристику: согласный, непарный глухой, мягкий. Написание буквы щ в тетради с комментарием.
В передаче “Спокойной ночи малыши” ведущая Оксана предложила Хрюше и Степаше поиграть в игру, в которой гласные приходят в гости к согласным, то что получается? (Слоги.) (Образование, чтение и запись слогов ща, щу.)
Составление из букв слов (щука, чаща, плащ, щетка) – их запись в тетради. Провожу словарную работу над этими словами.
Провожу звуковой анализ слова плащ (буква п дает звук п – он парный согласный, глухой, твердый; буква л дает звук л – он непарный согласный, звонкий, твердый; буква а дает звук а – он гласный, ударный; буква щ дает звук щ – он непарный согласный, глухой, мягкий).
С написанием какой новой буквы мы сегодня познакомились?

4. Повторение. Работа над предложением “Я чищу плащ щеткой”.

Что написано на следующей рабочей строке?
Докажите, что это предложение. Что такое предложение? (Это законченная мысль.) Из чего состоит? (Из слов.)
Прочтите, посчитайте сколько в нем слов.
Назовите первое слово, второе, третье, четвертое.
Запишите предложение в тетради и составьте с помощью знаков его схему. (Знаки лежат в конвертах. Можете при затруднении поработать в парах.)

5. Физкультминутка:

Волны плещу в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)
Что там чудится в тумане? 
(Дети вытягивают руки вперед.)
Это мачты кораблей.
 (Дети вытягивают руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! 
(Дети приветственно машут руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем
 (ходьба на месте),
Ищем ракушки мы в песке
 (наклоны)
И сжимаем в кулачке 
(дети сжимают кулачки).
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать 
(приседания).
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок. 
(Дети садятся за парты.)

6. Самостоятельная индивидуальная работа.

(Каждый учащийся получает индивидуальную карточку. Карточки даю разно-уровневые.)
– Записать прописными буквами предложения, подчеркнуть гласные буквы и слоги, которые нужно запомнить.

7. Итог урока.

– С чем новым познакомились?
– Что повторяли?

8. Рефлексия. Как вы себя чувствовали сегодня на уроке?

Хорошо

 Были затруднения

Трудно

Тема урока: заглавная буква Щ.

Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка.

Представленный урок разработан в рамках Образовательной программы «Школа России» в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами (ФГОС) с использованием  прописи В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой.

Цели:

знакомство с заглавной буквой Ш;

формирование умения писать и употреблять заглавную букву Ш в именах людей и в кличках животных;

развитие умения анализировать и делать выводы;

воспитание качеств взаимопомощи и взаимовыручки.

Задачи:

развивать фонематический слух и умение выделять звуки в потоке речи;

расширять лексический запас учащихся;

формировать умение оценивать свою деятельность на уроке.

Ход урока.

I. Организационный момент

Прозвенел у нас звонок,

 Начинается урок.

 Звуки с буквами пришли,

 Чтоб в мир знаний нас вести!

II. Повторение пройденного.

– Ребята, я начну урок со стихотворения, а вы догадаетесь, какой звук пришёл к нам сегодня в гости.

 Шмель купил себе фонарик,

 Шапку, шарфик, синий шарик,

 Шашки, шахматы, штаны

 Небывалой ширины,

 Шубу, штопор, шины, шпагу

 И не смог шагнуть ни шагу.

 Помогите малышу

 Всё доставить к шалашу.

– Итак, ребята, какой часто повторяющийся звук вы услышали в этом стихотворении?(Звук Ш.)

 – Дайте его характеристику. Какой он?( Согласный, глухой, всегда твёрдый.)

– Что особенного у этого звука?        (Всегда твёрдый.)

– Какой же буквой обозначается звук Ш?

– А вы помните, какая просьба о помощи была в конце стихотворения?

– Хотите узнать способ, с помощью которого это можно сделать?

– У вас на столах карточки со словами, на которых указаны его покупки.(шапка, шарик, шины, шпага)

Но разложить его покупки нам надо соответственно схемам.(на доске вывешены схемы)

Выполняйте задание.

– Спасибо, ребята, что помогли шмелю выполнить это задание.

– Не забывайте о том, что если помогли вы, то в другой раз, если вам понадобится помощь, помогут вам.

 Кто знает, ребята, как называются такие качества?(Взаимовыручка, взаимопомощь)

III  Постановка темы, определение целей.

На доске записаны слова: саша, машина, малыши, шура, пес шарик (чтение слов по цепочке).

– Какие слоги опасны для написания? Ши

-Найдите ошибки. (Саша, Шура, пес Шарик пишутся с заглавной буквы)

-А сможем ли мы с вами написать Шура и Шарик? (Нет, т.к. не умеем писать заглавную букву Ш)

– Какую букву нам надо научиться писать, чтобы правильно написать эти слова?(Заглавная буква Ш)

 – Итак, ребята, какова тема сегодняшнего урока?

 – Какие цели поставим на этот урок? Что мы будем делать?(Научиться писать заглавную букву Ш, слова с этой буквой, читать слова с буквой Ш.)

Все верно! Но прежде чем начать писать давайте подготовим наши пальчики.

IVФизминутка «Капуста!»

Мы капусту рубим-рубим (размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём («мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём (сгибание и разгибание кистей рук)

V. Изучение нового материала.

1. Знакомство с заглавной буквой Ш.

 – Итак, ребята, сравните печатные заглавную и строчную буквы Ш.(одинаковые)

– А в каких случаях ещё мы используем заглавные буквы?(фамилии, названия рек, городов, и т.д)

– Сравним письменные буквы Ш.Почти одинаковые.

 – Что общего? 3 элемента, прямые с закруглением.

 – Чем отличаются? Первый элемент с закруглением.

– У вас получится написать?

2. Работа в прописях.

 – Откройте пропись №4.

– Рассмотрите элементы буквы Ш.

 – У какой буквы встречали первый элемент?(У буквы И.)

– Второй элемент? (У буквы М.)

 – Третий элемент?(У буквы И.)

Обведите элементы буквы Ш по контуру в прописи и выполните упражнение чистописания.

– Попробуем соединить все эти элементы в воздухе  под счёт.

 И раз, и два, и три и… (Ребята пишут в воздухе под счёт вместе с учителем.)

-Ну, а сейчас давайте посмотрим написание заглавной буквы Ш. (на интерактивной доске)

Показ написания учителем.

– Обведите букву Ш по контуру, письмо до конца строки.

–Посмотрите, что нам нужно написать в следующей строчке?  Обратите внимание на соединение буквы Ш с гласными буквами.

Ша, Шу, Ши (показ образцов)

 – Какое из этих написаний является опасным местом написания? Почему?(Ши)

 – Прочитаем слово  в следующей строчке.(Шура) Теперь мы с вами можем написать правильно это слово? Почему? Но сначала раскрасьте схему к этому слову.

Предложение:  Миша и …. – малыши. Какое слово нужно вставить вместо точек?(Шура)

Напишите слово Шура и обведите слово «малыши» по контуру.

Чтение письменного предложения «Когда так говорят?» и объяснение смысла пословицы «Шутке-минутка, а делу час.» Списывание пословицы с печатного текста.

VI. Подведение итогов, рефлексия.

Отгадайте загадку

Я и красный и зеленый,

Я и голубой и черный.

Только лишь надуй меня,

Улечу я в небеса.  

(Воздушный шарик)          

- Да,  это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один шарик.

 Я прошу проанализировать вашу работу на уроке.  

Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – раскрасьте  жёлтый шарик

- Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать – раскрасьте синим шарик.

Покажите свои шарики.

Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Урок окончен.

    Тема урока: «Строчная и заглавная буквы щ, Щ».

      Цель:  обучение письму строчной и заглавной буквы щ, Щ.

      Задачи:

  1. Обучать письму строчной и заглавной буквы щ, Щ, слогов и слов с этой буквой;  учить писать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
  2. Расширять словарный запас,  развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки, работать над развитием внимания;
  3. Формировать самооценку учащихся, самостоятельность.

Предполагаемые результаты:

 В результате изученной темы дети должны:

 1. Уметь писать строчную и заглавную буквы щ, Щ, слоги и слова с этими буквами;

 2. Уметь письменно отвечать на вопросы, составлять предложения;

 3. Уметь давать характеристику звуку.    

 Оборудование: презентация, компьютер, проектор, экран, демонстрационная карточка с буквами, оценочные листы.

Ход  урока:

Этапы урока

Деятельность

     учителя    

Деятельность

  ученика

УУД

1.

Мотивация.

Эмоциональный настрой.

Мы начинаем урок письма. Давайте начнем урок с улыбки и хорошего настроения. Подарите свои улыбки мне,  своим друзьям и нашим гостям.

-Чему мы учимся на уроках письма?    Девиз нашего урока:

Перо пишет, а ум водит. Как понимаете эту пословицу?

Положительная мотивация и познавательный интерес.

2.

Актуализация     знаний

Игра  «Что лишнее?»    

 Р,С, А, ш, И, О; (Лишняя буква "ш" - она строчная.)

 е. ё, и, ю, я, а;  (Лишняя буква "а" - она указывает на твёрдость согласного.)

 р. м, н, л, щ; (Лишняя буква "щ" - она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

 -  А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы "ч"  и "й".)  

- С какой последней буквой познакомились? (с буквой Ч)

  Дайте характеристику звуку.

Рассматривание букв на экране. Повторение изученных букв.

Обобщать, сравнивать, выделять главное.

3

 Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

На доске: карточка с буквой Щ.      

 Постановка цели урока детьми.            

 -Над чем будем работать на уроке? (Учиться писать буквы Щ, слоги, слова и

 предложения с ней.)

  Загадка:                                                    

 Он играет, громко лает,

 Скуки он совсем не знает.

 На пути сбивает с ног,

 Шустрый, маленький ...   (щенок)

- Дайте характеристику первого звука в слове.

 Характеристика звука [щ']: согласный, глухой,  всегда мягкий.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке.

Фонетическая зарядка + физминутка

-А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.  Если  услышим в слове звук [щ'], хлопаем в ладоши:    

ЩЁТКА,  шёлк,  ЩЕЛКУНЧИК, честный,  жизнь, ЩИПЦЫ,  ЯЩИК, поход, ЩЕКА, туча, ЩУКА, печка, ПРОЩАНИЕ,  РОЩА, шёпот.

Выполнение упражнений.

4.

Этап усвоения новых знаний.        Проблемная

ситуация

Будем  работать в прописях на странице 21.

Исследуем элементы в прописи. Какие элементы надо ещё дописать, чтобы получилась буква? (короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо)

 Буква щ, Щ на экране.                    

Сравните письменную и печатную букву. Чем похожи и чем отличаются буквы?

 Какие элементы буквы вам знакомы? У каких букв они встречались?

 Обучение письму строчной и заглавной букв Щ.  Показ на доске. Запись буквы в воздухе. Обведите букву по образцу в тетради. Запись слогов.

 Обведите на строке заглавные буквы.  Проверьте, как научились писать букву Щ.

Рассматривание элементов буквы на экране.

Написание новых букв.

Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

 Зарядка для глаз

«Щенок играет в мяч» 

Выполнение упражнений.

5.

Первичное закрепление.

- Какое  сейчас время года? Зимой очень холодно. Плохо приходится братьям нашим меньшим. Но о домашних животных заботится человек. А вот птицам нужна наша помощь. -Как вы помогаете птицам пережить холодную зиму?

-Какие птицы прилетают на кормушки?

Весной птицы вернутся к нам из тёплых стран, и повсюду зазвучат их красивые песни.

Чтение предложения: Весной в роще щебетали шустрые щеглы.

-Что вы знаете об этих птицах?

Щегол не является перелетной птицей, но с начала зимы до середины апреля щеглы собираются в стайки и кочуют на небольшие расстояния в поисках пищи. Щегол - веселая, подвижная, ловкая, с красивым оперением птица.  

-О ком говорится в  этом предложении?  Подчеркнём одной чертой. Что говорится о щеглах? Подчеркнём двумя чертами. Это главные члены предложения. - Как называются остальные слова в предложении?

Ответим на вопросы.

Щеглы (какие?) шустрые

Щебетали (где?) в роще

Щебетали (когда?) весной

А вы слышали, как щебечут щеглы?   Слушание записи.

Работа над скороговоркой        

Щебетал щегол со щеглихой,

Щекотал своих щеглят,

А щеглиха-щеголиха

И щеглята-щеголята

По щеглиному пищат.

Ответы на вопросы, формулирование полных предложений.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя пропись.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме.

Осуществлять анализ с целью выделения существенных признаков.

6.

Обобщение и систематизация знаний.

Работа в паре.

Наш щеночек потерялся. Найдите на странице слово Щенок. Выполним задание.  Работать будем в парах.

Щенок бежит. Щегол летит. Червячок ползёт.

Выполняют задание, проговаривая новые предложения.

Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

7.

Итог урока.

-Над чем работали на уроке? (Учились писать буквы Щ, щ, слоги, слова и предложения с ней.)

 -Что нового узнали?

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8.

Рефлексия.

Самооценка

Поделитесь своими  впечатлениями об уроке. Слайд 9

Поработайте со своим оценочным листом.

1.Каждое задание мне было понятно, я  научился писать букву Щ,щ, писать слоги и слова с этой буквой – зелёный цвет.

2.Я знаю, но испытываю затруднения в написании букв Щ,щ – жёлтый цвет.

 3. Я затрудняюсь и прошу помощи – красный цвет.

Развивать самоконтроль при устных высказываниях.

Осуществлять самоконтроль и самооценку.

Тема: Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Цели: закрепить умение писать изученные буквы и правильно их соединять с другими буквами; писать слова, составлять и записывать предложения;

развивать речь, мышление, внимание, память, глазомер;

воспитывать аккуратность, усидчивость, толерантность.

Задачи:

  • воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединение с другой буквой по образцу;
  • выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [й,];
  • писать слова и предложения с изученными буквами, продолжать предложения с использованием прилагательных;
  • составлять предложения по серии картинок.

Формируемые УУД:

  • умение слышать, понимать  и выполнять задания учителя;
  • слушать друг друга;
  • читать написанное;
  • оценивать себя и товарищей.

Оборудование: звуковые схемы, цветные карандаши, смайлы, ноутбук, телевизор, презентация (фотографии зайца летом и зимой), интернет (проект «Телешкола»).

1 класс. Продолжительность урока  40 минут.

«Письмо слов и предложений с изученными буквами» – это 3-ий урок по изучению согласной буквы «й».

Форма урока: комбинированный урок обобщения и повторения пройденного материала, использовались на уроке разные формы работы – работа в парах, фронтальная, самостоятельная.

Методы:репродуктивный, продуктивный, наглядный, практический, наблюдений, проблемный, игровой.

Ход урока

I.Организационный момент

II.Самоопределение деятельности и постановка темы урока

          - Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? (На доске  расположена картинка с буквой «й» и её письменный образец написания.)

          - Какие цели и задачи мы поставим сегодня на нашем уроке?

(Высказывания детей)

III.Работа над темой урока

  1. Повторить гигиенические правила при письме. (Посадка за партой, расположение рук и ног при правильной посадке; расположение тетради на столе.)
  2. Работа в прописи. (Из предложенных элементов букв собрать буквы и записать их.)

- Кто понял, какое задание мы должны выполнить вверху страницы? (Обвести элементы букв и записать получившиеся буквы при их соединении. щ, и, в, п, р, о, а, г.)

- Далее пропишите узор в широкой строке и продолжите его, не отрывая руки.

- Кто может сказать, что будем выполнять на рабочей строке ниже? (Писать букву «й» и соединять с ней букву «и» в начале).

- Давайте вспомним, как правильно нужно писать букву «щ». (- Прочитать слова на следующей рабочей строке, сравнить их и закрасить схемы. (щенок,щука).

(Проверка выполнения задания по образцу на доске.)

- Записать пару этих же слов на строке ниже. (Взаимопроверка.)

- Прочитать слова на следующей рабочей строке, сравнить их и закрасить схемы. (Свой, твой).

(Проверка выполнения задания по образцу на доске.)

- Записать пару этих же слов на строке ниже. (Взаимопроверка.)

IV.Физминутка

V.Закрепление пройденного материала

  1. Работа над предложением.

- Что записано на строке ниже? (Предложение).

- Кто согласен?

- Как вы это поняли? (Начинается с заглавной буквы и в конце стоит точка).

- Прочитаем предложение хором. (Под ёлкой сидит зайка.)

- Про кого предложение? Что зайка делает? Где он сидит? Сколько слов в предложении? Какое первое (2, 3, 4) слово?

- Кто напомнит правила оформления предложений на письме?

- Записать это предложение ниже на строке.

- Прочитать, что написали. (Взаимопроверка.)

  1.  Продолжение предложения прилагательными.        
  2.  - Какого цвета шёрстка бывает у зайки? От чего это зависит?

           - Продолжите предложение про зайчика со словами справа, начиная со слова «Он» и запишите любое из этих слов (беленький, серенький, пушистый.)

VI.Развитие речи

  • Составить предложения по серии рисунков. Сравнить их с прослушанными.
  • Задание «Играем вместе» (Распределить слоги по группам, где согласный звук мягкий или твёрдый и объяснить свой выбор).
  • Чтение получившихся слогов.

VII.Рефлексия

         - Оценить свою работу смайлами.

VIII.Итог

         - С какой буквой сегодня тренировались составлять звуковые схемы, читать  и писать слова?

         - Давайте вспомним, какие цели и задачи мы ставили в начале урока? Все ли мы выполнили?

         - Что больше всего понравилось на уроке? Почему?

Тема урока: Заглавная и строчная  буква  Ф ф.

Тип урока : открытие новых знаний.

Цель и ожидаемый результат (для учителя):

1.Организовать деятельность детей на ознакомление с написанием заглавной и строчной буквы Ф ф и умение применять её в письменной речи

Цель и ожидаемый результат (для обучающихся):

1.Научиться писать заглавную и строчную букву Ф ф 

Задачи урока:

Актуализировать знания детей о необходимости изучения письменных букв.

Составить план действия по изучению заглавной и строчной буквы Ф ф.

Формировать умение писать заглавную и строчную букву Ф ф

Обсудить возможные способы написания соединений с буквой  ф с последующим написанием слови предложений.

Организовать самооценивание учащимися работы на уроке.

Оборудование  к уроку: тетрадь по письму №3 «Пропись», листочки для проверки умений обозначать звук буквой, дидактический материал.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Послушайте такое предложение: «С  маленькой удачи начинается большой успех!»

- Как вы понимаете эти слова?

- В чём сейчас заключается ваш успех?

- Кто хочет быть успешным учеником?

- Что пожелаем друг другу для успешности ? Пожелайте! (Дети желают друг другу успеха, удачи)

2.Актуализация знаний учащихся.

- Возьмите листочки. Я буду называть вам слова, а вы записывать букву, которой обозначается первый звук в слове.

Гимнастика для пальчиков

- Проверьте посадку и положение листочка на столе, обратите внимание на правильность держания ручки.

Пробное учебное действие(задание, которое пока выполнить не можем) и фиксация затруднения.

- Диктую: дом, река,крот, урок, фонарь. (Букву эф дети писать не могут)

- Что случилось, почему не пишите?

- Как справиться с этим затруднением?

- Значит, какой будет тип урока? (Урок открытия нового знания)

- Отложите пока листочки в сторону.

- Дети, может мне сразу вам показать, какой буквой обозначается этот звук? (Хочется самим провести исследование и открыть написание новой буквы)

3.Целеполагание.

- Сформулируйте тему урока. (Буква эф)

- Назовите цель урока. (Научиться писать букву эф)

- Какие задачи вы предлагаете решить, чтобы реализовать эту цель?

4. Открытие нового знания

Построение проекта выхода из затруднения.

- Что мы будем делать на уроке, предлагайте! Это и будет наш план урока.

- Какие умения необходимо проверить для успешной работы? (Умение слушать и слышать учителя и одноклассников, умение работать в паре, умение работать с текстом тетради, умение правильно и аккуратно работать в тетради, умение работать по образцу, умение работать самостоятельно, умение удерживать цель деятельности, умение правильно оценивать)

- Как вы думаете, по какому критерию сегодня нужно себя оценить?

- Научитесь ли вы сегодня писать букву эф?

- Спрогнозируйте результат этого критерия при помощи волшебной линеечки.

Реализация построенного проекта.

- Приступаем к 1 пункту плана урока

- Что узнали на уроке чтения про букву эф?

- Рассмотрите элементы буквы эф, сколько их, как расположены они на рабочей строке?

- Кто желает показать элементы буквы ф на доске и сложить эту букву? (Работа на интерактивной доске)

- Теперь обведите букву по образцу в тетради.

- Кто попробует написать самостоятельно?

- Давайте напишем!

- Проверьте наклон тетради, свою посадку и выполните задание, самую красивую подчеркните.

- Найдите теперь её место в алфавите и назовите рядом стоящие буквы.

- Посмотрите, справились с первым пунктом плана?Для чего? (Для того, чтобы мы могли научиться писать слова с буквой эф)

Первичное закрепление с комментированием.

- Прочитайте слова с буквой эф.

- Как буквы присоединяются к букве ф?

- Почему они написаны с заглавной буквы?

- Напишем все слова с комментированием. (Каждое слово дети комментируют по очереди по алгоритму: читаю..., пишу..., проверяю...)

Физминутка

- Назовите следующий этап.

- Поработайте в парах, определитесь, кто будет комментировать предложение, кто обобщит работу. (Каждый ряд пишет свое предложение)

- Прочитайте, что вы написали.

- Какой вывод сделаете?

Физминутка для глаз.

5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Какой следующий пункт?

- Почему мы уже можем работать со схемами?

- Посмотрите на первую пару схем, чем они похожи и в чём различие?

- Какие слова спрятались за схемами? Посоветуйтесь друг с другом.

- Что такое софа, фаза?

Гимнастика для пальчиков.

- Прочитайте и поработайте самостоятельно со словами на следующих строчках, вставьте пропущенные буквы.

- По какому правилу будем работать?

- Поменяйтесь тетрадями и словесно оцените друг у друга этот вид работы.

6.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Все задания в тетради выполнили, а пункты плана?

- Нужно поработать еще самостоятельно.

- Для чего нам необходима самостоятельная работа?

- Запишите предложения самостоятельно.

- Проверьте по образцу

- Кто не ошибся?

- Кто напомнит нам цель урока?

- Посмотрим на волшебную линеечку, правильно ли вы спрогнозировали свой результат, научились ли вы писать букву эф?

- Кто хочет высказаться?

7. Рефлексия учебной деятельности.

-Все ли учебные задачи решены?

-Решение каких задач у вас вызвало затруднения?Почему?

-Над чем ещё тогда предстоит поработать?

-Какое новое знание мы сегодня открыли?

-Пригодится ли нам это знание?

- Оцените свою деятельность на уроке по дорожке успеха.

- Встаньте те, кому сегодня улыбнулась удача!

- Спасибо вам за сотрудничество! Желаю, чтобы вы свою удачу держали за хвост!

- Урок окончен!



Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:МЯГКИЙ ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [щ'],
БУКВА
Щщ

Цели: познакомить учащихся с мягким согласным звуком [щ’], буквой Щ щ; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как паровоз выпускает пар? (Щ-щ-щ…)

1. Дети рассматривают предметную картинку с изображением леща и схему к этому слову.

Звук [щ’] выделяется из слова лещ, с использованием схемы.

Характеризуется звук [щ’]: согласный, глухой, мягкий.

  • Игра «Кто внимательный?».

а) Найдите одинаковый звук в словах:

клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.

б) С какого звука начинаются слова:

щи, щавель, щегол, щека, щенок?

в) Хлопните в ладоши, если услышите [щ’] в словах:

шелк, шептать, щекотать, щелкунчик, цапля, честный,

шоколад, щипать, щепка, шапка, щипцы.

г) Отгадайте, что взял Петрушка?

На доске – предметные картинки с изображением щетки, ящика, клещей, щенка.

Появляется Петрушка (может быть в виде рисунка на доске, объемной куклы или роль исполняет ученик) и забирает один из предметов (то есть картинку). В этот момент глаза у детей закрыты. Открыв глаза, они должны догадаться, что взял Петрушка и зачем ему могли понадобиться эти вещи. И так, пока не останется ни одного предмета.

(Это упражнение развивает память и логическое мышление детей.)

Физкультминутка

2. Учитель показывает карточку с буквой Щ щ.

                        Буква Щ поможет нам

                        Чистить зубы по утрам.

                        В. Степанов

                На расческу

                Щ похожа.

                Три зубца всего?

                Ну что же!

– На что еще похожа буква щ? (Ответы детей.)

3. Учащиеся печатают букву Щ щ в тетрадях.

  • Чтение слогов-слияний, с. 187.

Учитель обращает внимание детей на то, что здесь используются не все гласные буквы, нет я, о, ы, ю, э.

Предлагается запомнить: ЩА и ЩУ пишутся с буквами А и У, хотя звук [щ’] мягкий.

  • Дети читают слова в столбиках, с. 187.
  • Чтение стихотворения на с. 187.

Вопросы:

– Где живут лещи?

– С чем автор сравнивает леща?

Заучивание наизусть (хором).

Физкультминутка

4. Работа по картинке, с. 186–187.

Вопросы:

– К какой сказке эта иллюстрация?

– Кто лежит на печи?

– На чем он играет?

– Кто выполнял желания Емели?

– Какие были желания?

(Если дети не знают содержания сказки, учитель читает отдельные эпизоды).

5. Проговаривание скороговорок, с. 186.

III. Итог урока.

– О какой букве узнали на уроке?

– Какие были трудности?

ТЕМА УРОКА: ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Щ
(закрепление)

Цели: закрепить знания учащихся о мягком, глухом, согласном звуке [щ’], букве щ; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

  • Игра «Узнайте звук».

а) Хлопайте в ладоши, если услышите звук [щ’]:

пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

б) Сколько звуков [щ’] в поговорке:

Щи да каша – пища наша.

  • Игра «Кто внимательный?».

Запомните слова со звуком[щ’], которые встретятся в рассказе.

КАТИН ЩЕНОК

Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щетку и начал играть.

Вопросы:

– Кого подарили Кате?

– Куда посадила Катя щенка?

– Где уснул щенок?

– Что сделал щенок, когда проснулся?

1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением ящика, щетки, клещей, плаща.

Называют вещи и объясняют, для чего они нужны.

Физкультминутка

  • Чтение текста о щенках, с. 189.

Вопросы:

– Что делают щенки?

– Как они это делают?

– Что есть у щетки?

– Чем недовольны щенки?

– В каком настроении они ушли?

2. Разгадывание загадок про овощи, с. 188.

– Какие еще овощи вы знаете?

– Какие еще загадки знаете про овощи?

  • Чтение текста «Овощи», с. 190–191.

Вопросы:

– Откуда пришла хозяйка?

– Что она принесла?

– О чем спорили овощи на столе?

– Что тем временем сделала хозяйка?

– Что в итоге получилось?

Физкультминутка

3. Проговаривание чистоговорок.

        Ща-ща-ща-ща – мы домой несем леща.

        Ащ-ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.

4. Прослушивание сказки.

СКАЗКА ПРО ШИПЯЩИЕ

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. Но очень дружат и стоят в парах:

жи – ши, ча –ща, чу – щу!

Дети делают вывод: нет слияний шипящих с гласными Ы, Ю, Я.

III. Итог урока.

– Что повторяли на уроке?

ТЕМА УРОКА:. ЧТЕНИЕ СЛОВ С ИЗУЧЕННЫМИ БУКВАМИ
(закрепление)

Цели: закрепить знания учащихся об изученных буквах; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

  • Игра «Доскажите словечко».

                Капризные сандалии

                Однажды мне сказали:

                – Боимся мы щекотки

                Сапожной строгой… (щетки).

                У меня пропал носок,

                Утащил его… (щенок).

                Медведица рыщет,

                Медвежат под елкой… (ищет).

  • Игра «Слоговой аукцион».

Работа выполняется на магнитной доске.

чу – щу

то… (–чу), пи… (–щу), кри… (–чу), уго… (–щу),

встре… (–чу), наве… (–щу), та… (–щу), кру… (–чу),

изве… (–щу), зачи… (щу).

ча – ща

ро… (–ща), све… (–ча), пи… (–ща), ку… (–ча),

встре… (–ча), зада… (–ча), ча… (–ща), да… (–ча).

  • Игра «Закончите фразу».

У собаки маленький … (щенок).

Письмо опускают в почтовый… (ящик).

Для плохой погоды мама купила синий…(плащ).

Надо есть разнообразную… (пищу), а главное побольше сырых… (овощей).

Физкультминутка

  • Выразительное чтение стихотворения о щенке.

Дети читают вслух, потом про себя, подчеркивая слова, в которых встречается буква щ.

  • Чтение рассказа «Два товарища», с. 192.

Вопросы:

– Где шли товарищи?

– Кто выскочил им навстречу?

– Что сделали товарищи?

– К кому подошел медведь? Что сделал?

– О чем спросил один из товарищей другого?

– Что он ему ответил?

Повторное чтение рассказа. Пересказ содержания текста.

  • Игра «Слоговое лото».

Составьте слова из слогов.

(Ответ: щука, роща, щека, щенок, щегол, клещи.)

Физкультминутка

  • Чтение текста «Зверь на букву «Ю», с. 193.

Обратить внимание на правильность чтения вопросительных предложений.

Чтение текста в лицах.

Повторение всех изученных букв. Определение места буквы щ на «ленте букв», с. 193.

III. Итог урока.

– Что повторяли на уроке?

– Что особенно понравилось и запомнилось?

– Были ли трудности?

ТАМА УРОКА:  СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [ф], [ф'], БУКВА Фф

Цели: познакомить учащихся с согласными звуками [ф] и [ф’], буквой Ф ф; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и  задач урока.

Фонетическая зарядка.

– Как фыркает кот? (Ф-ф-ф…)

1. Дети рассматривают предметную картинку с изображением шарфа и схему к этому слову.

– Как можно сказать о шарфе, если он маленький? (Шарфик.)

Слово печатается на доске и чертится к нему схема.

Твердый гласный [ф] выделяется с опорой на схему из слова шарф, мягкий согласный [ф’] – из слога-слияния в слове шарфик. Определяется, что эти звуки являются глухими, парными по глухости и звонкости со звуками [в], [в’].

  • Игра «Кто внимательный?».

а) Найдите одинаковый звук в словах:

фартук, фотоаппарат, фонарик, флаг, телефон, ферма, асфальт, флот, фотография.

б) Отгадайте имя мальчика по первым звукам слов.

Фрукты        ель        дом        яблоко

Ф        е        д        я

  • Игра «Твердый – мягкий».

Дети показывают синюю карточку, если звук [ф] твердый, зеленую, если звук [ф’] мягкий.

Федя, шофер, фабрика, фуфайка, фикус, светофор, финиш, флаг, ферма, телефон.

Физкультминутка

2. Учитель показывает карточку с буквой Ф ф.

                Всем известно без подсказки:

                Буква Ф – как ключ из сказки.

                Никогда его у нас

                Не отнимет Карабас.

                Филин – два огромных глаза –

                Букву Ф напомнит сразу.

                Лупоглазый целит взгляд,

                Словно фотоаппарат.            В. Степанов

– На что еще похожа буква Ф? (Ответы детей.)

3. Учащиеся печатают букву Ф ф в тетрадях.

  • Чтение слов в столбиках, с. 195.

4. Дети читают и разбирают слова, записанные на доске:

шарф        флаг        финиш        Федя

кофта        флажок        фигура        Ефим

  • Чтение стихотворения А. С. Пушкина, с. 195.

Работа над выразительностью чтения.

Выяснить, как дети понимают фразу: «Все флаги в гости будут к нам».

Физкультминутка

        На болоте две подружки, две зеленые лягушки

        Утром рано умывались, полотенцем растирались.

        Ножками топали, ручками хлопали,

        Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

  • Чтение стихотворения А. С. Пушкина, с. 194.

Заучивание наизусть (хором).

5. Дети рассматривают картинку, с. 194–195.

– Назовите средства передвижения по воде.

– Для каких целей они служат?

(Пассажирский лайнер (пароход, теплоход), линкор (военный корабль), подводная лодка; ледокол – прокладывает дорогу кораблям во льдах; парусник, лодка.)

III. Итог урока.

– О какой букве узнали на уроке?

– Что особенно было интересным?

– Какие задания показались трудными

ТЕМА УРОКА. ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Ф
  Цели:  закрепить знания учащихся о согласных звуках [ф], [ф’], букве ф; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

  • Игра «Узнайте звук».

Дети хлопают в ладоши, если услышат звуки [ф], [ф’] в словах:

кофта, ваза, шарф, Вася, ширма, фирма, ферма, вагон, фазан, вилка, флот, плот.

  • Игра «Буква потерялась».

Работа проводится на магнитной доске.

_абрика,   ко_та,   шо_ер,   _илин,

_лаг,   шар_,   _лот,   _артук.

Дети во всех словах добавляют букву ф.

  • Чтение стихотворения В. Берестова, с. 196.

Вопросы:

– Сколько цветов у светофора?

– Что каждый из них означает?

– Выполняете ли вы сигналы светофора?

Физкультминутка

  • Чтение слогов-слияний, с. 196.

Сопоставление парных по глухости и звонкости звуков [ф], [в]; [ф’], [в’].

  • Чтение пар слов с антонимами.
  • Выразительное чтение стихотворения В. Берестова.

– Во что одет фокусник?

– Объясните значение слова фрак.

Что фокусник превратил в букет?

– Кто выскочит из букета?

– Что это – фокус или чудо?

При повторном чтении дети подчеркивают слова, в которых встречается буква ф.

Заучивание стихотворения наизусть.

  1. Разгадайте кроссворд.

Вокруг кроссворда – предметные картинки, на которых изображены пень, орел, перо, лист, игла, флаг, коза, ирис (цветок). Они-то и помогут детям вписать нужные слова в кроссворд.

(Ответ: флаг, игра, лист, ирис, перо, пень, орел, коза.)

Физкультминутка

  • Чтение рассказа «Светофор» Б. Житкова, с. 197.

Учитель интересуется, читал ли кто-нибудь из детей веселую и интересную книгу замечательного детского писателя Бориса Степановича Житкова «Что я видел?» о любознательном мальчике, которого звали Почемучкой.

Дети читают отрывок из этой книги, данный в учебнике.

Вопросы:

– Что удивило мальчика и его маму?

– Что ответил им шофер?

– Как мальчик догадался, что обозначает каждый сигнал светофора?

Чтение рассказа в лицах. Пересказ текста.

2. Повторение всех изученных букв. Определение места буквы ф на «ленте букв», с. 197.

III. Итог урока.– Что повторяли на уроке?             – Какие задания вам особенно запомнились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...