Главные вкладки

    Самообразование учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО
    статья на тему

    Абдрахманова Айгуль Маратовна

    "Мастерство учителя - это специальность, которой надо учиться" А. С. Макаренко

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Самообразование учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО

    «Мастерство учителя — это специальность,

                                           которой надо учиться»

    А.С. Макаренко

         Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики, которая:

    осуществляется добровольно;

    осуществляется сознательно;

    планируется, управляется и контролируется самим человеком.

         Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.

         В начале учебного года все учителя начальной школы выбирают тему, над которой будут работать или продолжат работу и фиксируют эту тему в планах методического объединения.

         На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

    • название темы

         Тему самообразования выбираем исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы.

         Тема работы учителя: «Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму»

    • цели

         Цель самообразования формулируем так, чтобы она звучала ёмко, отражала и уточняла тему самообразования.

         Цель: повысить качество знаний учащихся по русскому языку.

    • Задачами самообразования в данном случае могут быть:

    1. Выявление педагогических условий оптимизации процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе.

    2. Проверка на практике позитивного влияния  данных условий на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;

    3. Разработка дидактического материала по русскому языку,  уроков, внеклассных мероприятий, направленных  на решение поставленной цели работы;

    4. Разработка системы игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления младших школьников.

    • предполагаемый результат

    Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.

    • этапы работы и сроки выполнения каждого этапа

    Этапы работы

    Сроки выполнения

    1

    Составление плана работы на текущий учебный год по теме самообразования.

    Сентябрь

    2

    Продолжение изучения методической, педагогической и психологической  литературы.

    Октябрь – январь

    3

    Участие на олимпиадах, конкурсах, конференциях.

    В течение года

    4

    Посещение семинаров.

    В течение года

    5

    Открытые уроки на школьном  и городском уровне.

    Апрель

    6

    Выступление на заседании городского МО учителей  начальных классов по теме самообразование.

    Январь

    7

    Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

    Январь - февраль

    8

    Оформление результатов работы.

    Март

    9

    Подведение итогов. Отчёт.

    Апрель

    • Основные направления, действия и мероприятия

    Профессиональное

    1. Продолжить изучение новых образовательных стандартов, уяснить их особенности.

    2. Разработать рабочие программы по  предметам.
    3. Познакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

    Психолого-педагогические

    1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

    Методические

    1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.
    2. Познакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
    3. Принять активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.
    4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
    5. Изучить опыт работы лучших учителей своей школы, города и округа через Интернет.
    6. Посетить уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
    7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
    8. Создать собственный УМК лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

    Информационно-компьютерные технологии

    1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
    2. Собрать и проанализировать в Интернете информацию по начальному обучению, педагогике и психологии.
    3. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

    • Источники самообразования
    • систематический просмотр определенных телепередач;
    •  чтение конкретных педагогических периодических изданий;
    •  чтение методической, педагогической и предметной литературы;
    • обзор в Интернете информации по преподаваемым предметам, педагогике, психологии, педагогическим технологиям;
    •  посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
    •  участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
    •  проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
    • организация кружковой и внеклассной деятельности по предметам;
    • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предметам;
    • общение с коллегами в школе, городе и в Интернете и т.д.

    • форма отчета по проделанной работе

         Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

         И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

    1. Участие в конференциях:

    * Международная видеоконференция по теме  «Эффективная преемственность в работе ДОУ и школы».

    * Всероссийская педагогическая видеоконференция по теме  «Социальный  менеджмент в образовании»;

    2. Участие в олимпиаде:

    * Международная педагогическая творческая олимпиада PEDOLIMP в номинации  «Использование современных образовательных технологий в начальных классах» за конкурсную работу «Сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

     3. Участие в конкурсах:

    * диплом I Всероссийского интернет-конкурса фотографий «Педагогический альбом» за творческую работу «Экскурсия на Детскую Экологическую станцию» в номинации «Педагогическая среда». («Дети-66.ру»)

    * диплом II Всероссийского интернет-конкурса «Моя педагогическая инициатива» за  работу «Главная моя задача – научить детей учиться» в номинации «ФГОС второго поколения в моей практике». («Дети-66.ру»)

    * диплом лауреата Российского межрегионального творческого конкурса педагогов «Региональное образование: взгляд в будущее» в номинации «Открытый урок».

    * сертификат участника Всероссийского конкурса педагогических идей «Инновации в образовании». (Центр гражданско – правового образования «Восхождение»)

    4. Участие в сетевых сообществах:

     * «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой – pedsovet.su», сочинение на тему «Февральская лазурь», 3 класс.

    * Всероссийский интернет – педсовет pedsovet.org, урок окружающего мира в 1 классе по программе «Школа 2100» на тему «Зима: покой природы».

    * социальная сеть работников образования nsportal.ru:

    - создание персонального сайта;

    - создание электронного портфолио;

    - модульное описание педагогического опыта «Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов»;

    -  «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

    - конспект открытого урока по окружающему миру «Зима: покой природы».

    - памятка родителям от ребёнка «Прислушаемся к советам своих детей!»;

    - «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по литературному чтению»;

    - урок риторики в 4 классе на тему «Знаки вокруг нас»;

    - сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»;

    - «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования по русскому языку»;

    - «Технология проектного обучения»;

    - «Работа с одарёнными детьми».

    * На Урок.Ру:

    - урок риторики в 4 классе на тему «Знаки вокруг нас»;

    - сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»;

    - памятка родителям от ребёнка «Прислушаемся к советам своих детей!».

    - урок  окружающего мира в 1 классе на тему  «Зима: покой природы»;

    - «Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов».

    5. Участие в семинарах:

    - выступление на городском семинаре по теме «Адаптация учеников 1  класса к школьному  обучению».

    - городское занятие Школы совершенствования педагогического мастерства «Реализация программы формирования УУД младших школьников средствами УМК «Школа 2100», урок окружающего мира в 1 классе на тему «Богатства природы».

         В заключении отмечу, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План самообразования учителя начальных классов

    План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....

    Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

    Подробный план индивидуальной самообразовательной работы учителя начальных классов на 5 лет...

    Личный план самообразования учителя начальных классов

    Материал содержит табличный материал по составлению плана самообразования с подробным перечнем литературы для изучения. Тема самообразования мною была озвучена следующим образом: "Формирование регулят...

    ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

    Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

    ПЛАН школьного методического объединения учителей начальных классов, реализующих ФГОС, на 2014-2015 учебный год

    «Эффективность развития личности младшего школьника средствами современного урока»...

    План профессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе".

    План прфессионального самообразования учителя начальных классов по теме: "Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе"....

    Отчет учителя о проделанной работе за 2016-2017 учебный год (дорожная карта по самообразованию) учителя начальных классов Яковлевой Екатерины Владимировны

    В данной статье представлен отчет о проделанной работе за 2016-2017 учебный год  учителем Яковлевой Екатериной Владимировной и ее воспитанниками...