Технология деятельностного метода обучения
статья на тему

Башмакова Лейля Абдуваитовна

«Ребёнок в процессе обучения должен быть
не объектом, а субъектом учебной деятельности».

 

Этот тезис в психологии обучения давно является основополагающим. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda_obucheniya.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г.Альметьевск РТ

Башмакова Лейла Абдуваитовна

   

Технология деятельностного метода обучения

 как средство реализации ФГОС НОО

 «Ребёнок в процессе обучения должен быть
не объектом, а субъектом учебной деятельности».

Этот тезис в психологии обучения давно является основополагающим. Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

- Наличие у детей познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).

- Выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний.

- Выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания.

- Формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу.

- Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

В основе технологии деятельностного подхода лежит участие ребёнка в учебном процессе в качестве субъекта учения. Для младшего школьника ведущим типом деятельности становится учебная. Поэтому методы, способствующие становлению субъективности ребёнка, сосредоточены главным образом в учебной деятельности. Результат учебной деятельности ребёнка – прежде всего изменения самого ученика, его развитие. Предметом изменений становится сам ребёнок как субъект, осуществляющий эту деятельность, которая поворачивает самого ребёнка на самого себя, требует рефлексии, оценки самого себя.

Ведущей идеей УМК «Планете знаний», по мнению авторов, является учебная деятельность младших школьников, её способы (постановка и решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное обобщение), обеспечивающие комфортные условия развития ребёнка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям ГОСТа. Одна из особенностей этого комплекта заключается в том, что в нём нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования, в том числе деятельностный подход к процессу обучения. Комплект обеспечивает: целенаправленное формирование приёмов умственной деятельности; приоритет самостоятельной деятельности учащихся при усвоении содержания; понимание ребёнком изучаемых вопросов; условия гармоничного отношения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученики»; деятельность каждого ученика в ситуации успеха.

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки мня – я научусь»

- гласит древняя китайская пословица.

          Разработана система дидактических принципов деятельностного метода обучения, а именно:

1. Принцип деятельности.

Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет  заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

2. Принцип целостного представления о мире.

Еще Я.А.Коменский отмечал, что явления нужно изучать во взаимной связи, а не разрозненно (не как «кучу дров»). В наше время этот тезис приобретает еще большую значимость. Он означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук

3. Принцип непрерывности.

Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Идея преемственности также не является новой для педагогики, однако до

сих  пор она чаще всего ограничивается так называемой «пропедевтикой», а не решается системно. Особую актуальность приобрела проблема преемственности в связи с появлением вариативных программ.

4. Принцип минимакса.

          Принцип заключается в следующем: школа должна предложить ученику

возможность освоить содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоении на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, навыков, способностей.

5. Принцип психологической комфортности.

Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. Принцип вариативности.

Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

7. Принцип творчества (креативности).

Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

  Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены  в четыре группы:

  • уроки открытия новых знаний;
  • уроки рефлексии;
  • уроки-тренинги;
  • уроки контроля.

     Структура урока по ТДМ , на котором вводится новый учебный материал, графически может быть изображена с помощью схемы. Эта схема представляет собой опорный сигнал, который в адаптированном виде представляет общую методологически обоснованную структуру учебной деятельности.

                         

1)  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2)  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3)  Выявление места и причины затруднения.

4)  Построение проекта выхода из затруднения.

5)  Реализация построенного проекта.

6)  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7)  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8)  Включение в систему знаний и повторение.

9)  Рефлексия учебной деятельности.

I.Урок открытия новых знаний.

1. Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин).

Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

  1. Знаю что значит уметь учиться
  2. Хочу учиться
  3. Могу учиться (содержательные рамки)
  4. Зачем мне надо учиться

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности (4–5 мин)

Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин)

               Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.

  1. Перестаю действовать – начинаю думать.
  2. Что я делал, какие знания  применял?
  3. Где возникло затруднение? (место)
  4. Почему оно возникло?  (причина)               

       4. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин)

Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств     ее реализации.  

  1. Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта)
  2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств)
  3. План построения нового знания.

5. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин)

Цель этапа: построение и фиксация нового знания.

  1. Реализация построенного проекта.
  2. Фиксация нового знания в речи и знаково. (эталон)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4–5 мин)

Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

  1. Решение типовых заданий  на новое знание
  2. Проговаривание во внешней речи(всеми учащимися)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин)
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

  1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий)
  2. Самопроверка (по эталону для самопроверки)
  3. Коррекция ошибок
  4. Ситуация  успеха

8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 

  1. Границы применимости нового знания
  2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными.
  3. Задания на повторение.
  4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)
Цель этапа:соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

  1. Фиксация нового содержания
  2. Рефлексия учебной деятельности     (затруднение, цель, результат,

      как достигнут результат)

      3)Самооценка деятельности на уроке

      4)Домашнее задание

II. Уроки рефлексии.

                       Уроки рефлексии направлены на фиксирование затруднений в собственной деятельности учащихся, выявление причин этих затруднений и построение проекта устранения выявленной причины затруднения. На уроках этого типа деятельность ученика должна быть организована по следующей структуре:

  • выявление индивидуальных затруднений;
  • локализация места затруднения;
  • выявление причины затруднения;
  • самостоятельное построение проекта выхода из затруднения;
  • анализ собственной деятельности по устранению причин затруднения.                                                                                                            

                       Например, логика построения урока рефлексии в случае, когда этот урок направлен на закрепление изученного материала, может быть следующей:

  1. Во время организационного момента учитель устанавливает

тематические рамки повторяемого содержания.

  1. На этапе актуализации знаний организуется индивидуальная

самостоятельная деятельность детей, которая заканчивается сопоставлением

полученных результатов с образцами.

  1. На этапе постановки проблемы учащиеся анализируют ситуацию и

 фиксируют допущенные ими ошибки.

  1. На этапе устранения затруднений организуется выявление причин

зафиксированных затруднений и построение проекта выхода их них.

Результатом этого этапа должно быть указание алгоритма, в котором

допущены ошибки, и места нарушения этого алгоритма. Ошибка должна быть исправлена в соответствии с правильным применением алгоритма.

  1. На этапе проговаривания причин типичных ошибок в громкой речи обсуждаются типовые затруднения, повторяются формулировки алгоритмов и объясняется механизм их использования.

6.        На этапе самоконтроля с самопроверкой каждый учащийся выполняет только те задания из числа предложенных, в алгоритме выполнения которых он допустил ошибку, и сравнивает полученные ответы с образцом. Ребята, не

допустившие ошибок, выполняют творческое задание.

  1. Этап повторения проводится в соответствии с технологией.
  2. На этапе подведения итога урока дети повторяют алгоритмы, вызвавшие  затруднения, и анализируют допущенные ошибки.

III.Уроки-тренинги

                       Уроки-тренинги – уроки активной мыслеречевой деятельности учащихся, формой  организации которых является групповая работа.

В 1 классе – это работа в парах, со 2 класса – работа в четверках.

Наиболее целесообразно использовать тренинги при обобщении и

систематизации знаний учащихся.

                             Структура уроков – тренингов.

  1. Постановка цели.

- Определение основных целей урока.

        Чтение эпиграфа к уроку, слова которого раскрывают свой особый смысл для каждого только в конце урока. Чтобы понять их, нужно «прожить» урок.

        Подкрепление мотивации на работу в ресурсном круге. Дети встают в круг,

берутся за руки. Задача учителя, чтобы каждый ребенок почувствовал

поддержку, доброе отношение к нему.

  1. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения.

Каждый ученик получает карточку с заданием. В задании вопрос и три

варианта ответов. Правильным может быть один, два, а могут быть и все три варианта.

На этапе самостоятельной работы ученик должен рассмотреть все три варианта ответов, сделать выбор и подготовиться к объяснению своего выбора товарищу: почему он считает так, а не иначе. Для этого каждому необходимо использовать багаж своих знаний. Знания, полученные учащимися на уроках, выстраиваются в систему и становятся средством для доказательного выбора.

В процессе этой работы происходит не только систематизация, но и обобщение знаний, так как изученный материал выделяется в отдельные темы, блоки, происходит укрупнение дидактических единиц.

  1. Работа в парах (четверках).

- Поочередное высказывание мнений.

- Обсуждение.

- Принятие общего решения.

Работа в парах (четверках) требует от ребенка активной речевой

деятельности, развивает умения слушать и слышать. Психологи утверждают:

учащиеся удерживают в памяти 90% от того, что проговаривают вслух, и 95% от того, чему обучают сами. В процессе тренинга ребенок и проговаривает, и объясняет. Знания, полученные на уроках, становятся востребованными.

  1. Выслушивание классом различных мнений и доказательств.
  2. Экспертная оценка учителя.

После обсуждения учитель или учащиеся озвучивают верный вариант выбора.

  1. Самооценка.

Ребенок учится оценивать свои действия, планировать их, осознавать свое понимание или непонимание, свое продвижение вперед.

Далее учащиеся открывают новую карточку с заданием, и работа вновь

 идет по этапам – от 2 к 6. Например, в 1 классе урок-тренинг может

включать 5 заданий.

  1. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.

Подведение итогов проходит в ресурсном круге. Каждый имеет возможность высказать (или не высказать) свое отношение к эпиграфу, как он его понял.

В каждом тренинге последовательность заданий выстраивается

соответственно алгоритму действий, формирующих знания, умения, навыки учащихся по  теме. Пары или четверки должны формироваться из детей с различным типом восприятия, с учетом их активности.

IV. Уроки контроля.

Уроки контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

  • написание учащимися варианта самостоятельной или контрольной работы;
  • сопоставление с эталоном выполнения этой работы;
  • оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее

установленными критериями.

В зависимости от того, кто является держателем эталонного варианта, различаются следующие формы организации развивающих контрольных уроков: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

Для этого педагогу необходимо принять новые цели образования, пропустить их через себя, освоить образовательные технологии деятельностного типа. Это не легко, но сам этот процесс необыкновенно увлекателен и позволяет каждому педагогу открыть в себе новые возможности и таланты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе»

Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способн...

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)

Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....

Технология деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе.

Технология деятельностного метода обучения на уроках  в начальной школе «Школа 2000…» Подготовила : Алленова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов...

Технология деятельностного метода обучения

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. В статье опис...

Формирование УУД на уроках ОНЗ технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон

Формирование универсально учебных действий на уроках открытия нового знания технологии деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон...

Технология деятельностного метода обучения

Статья о  деятельностном методе обучения, в которой описаны основные положения технологии деятельностного метода обучения и расскрываются принципы преподавания....

Технология деятельностного метода обучения

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования....