Активные методы обучения
учебно-методический материал на тему

Русских Марина Николаевна

Собрание наиболее эффективных активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_obucheniya.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционное начало традиционного урока 

Тут затеи и задачи, 
Игры, шутки, все для вас! 
Пожелаем всем удачи – 
За работу, в добрый час


Каждый день – всегда, везде, 
На занятиях, в игре 
Смело, чётко говорим 
И тихонечко сидим.

Громко прозвенел звонок, 
Начинается урок. 
Наши ушки на макушке, 
Глазки широко открыты, 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минуты не теряем!

Всем, всем добрый день! 
Прочь с дороги наша лень! 
Не мешай трудиться, 
Не мешай учиться!

Я тетрадь свою открою 
И наклонно положу. 
Я, друзья, от вас не скрою 
Ручку я вот так держу. 
Сяду прямо, не согнусь, 
За работу я возьмусь.

В полях, за станком, за столом! 
Работай до жаркого пота, 
Работай без лишнего счета- 
Все счастье земли - за трудом! 

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки, 
Не хочется играть сегодня в прятки, 
И недосуг дуть на корабль бумажный- 
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный! 

Ну-ка проверь, дружок, 
Ты готов начать урок? 
Все ль на месте 
Все ль в порядке, 
Ручка, книжка и тетрадка? 
Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят? 
Каждый хочет получать 
Только лишь оценку «5». 

Тут затеи, и задачи, 
Игры, шутки, все для вас! 
Пожелаем всем удачи- 
За работу, в добрый час! 

Математика- королева наук! 
Без нее не летят корабли, 
Без нее не поделишь ни акра земли, 
Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь, 
Что почем, не узнаешь, 
А узнав, не поймешь! 

Давайте, ребята, учиться считать, 
Делить, умножать, прибавлять, вычитать, 
Запомните все, что без точного счета 
Не сдвинется с места любая работа. 

Без счета не будет на улице света, 
Без счета не сможет подняться ракета, 
Без счета письмо не найдет адресата 
И в прятки сыграть не сумеют ребята. 
Летит выше звезд арифметика наша, 
Уходит в моря, строит здания, пашет, 
Сажает деревья, турбины кует, 
До самого неба рукой достает. 

Считайте, ребята, точнее считайте, 
Хорошее дело смелей прибавляйте, 
Хорошее дело смелей прибавляйте, 
Плохие дела поскорей вычитайте. 

Учебник научит вас точному счету, 
Скорей за работу, скорей за работу! 
Игры, шутки, все для вас! 
Пожелаем всем удачи- 
За работу, в добрый час? 

Начинаем мы опять 
Решать, отгадывать, смекать! 

Беритесь, ребята, 
Скорей за работу 
Учитесь считать, 
Чтоб не сбиться со счету! 

Делу время, потехе час. 
Прочитайте мой рассказ 
На доске написан текст. 

Тетрадь с наклоном положу, 
Ручку правильно держу. 
Сяду прямо, не согнуть, 
За работу я возьмусь! 

Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок? 
Все ль на месте, все ль в порядке 
Книжка, ручка и тетрадка? 
Проверили? Садитесь! 
С усердием трудитесь! 

Хочешь со мной 
Научиться писать? 
Нужно меня научиться держать. 
Очень хочу я с тобой подружиться 
С первого слова, 
С первой страницы. 
Буквы печатные - очень аккуратные, 
Буквы для письма я пишу сама. 
Очень весело пишется ручка, 
Буквы держат друг друга за ручки! 

Наступила весна. Светит солнышко. Солнышко улыбается, дает нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу. 
Тема сегодняшнего урока «Повторение». 

Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей стране, мы узнаем много нового и интересного, побываем в интересных местах, а потом расскажем о своих впечатлениях родным и друзьям. Но природа открывает свои тайны только добрым сердечным людям. Давайте поздороваемся с ней. 
Здравствуй, природа! 
Здравствуй, степь, 
Здравствуйте, горы, 
Здравствуй, лес. 
Ты о чем шумишь листвою 
Темной ночью грозовою? 
Кто в глуши твоей таится, 
Что за зверь, какая птица? 
Все открой, не утаи, 
Ты же видишь, мы - свои. 

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! 
На части не делится солнце лучистое 
И вечную землю нельзя разделить, 
Но искорку счастья луча золотистого 
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. 

Здравствуйте, ребята! 
Я знаю, вы очень дружные, смышленые, любознательные, любите читать и любите учиться. 
С неба звездочка упала, 
Я желанье загадала, 
А желанье вот такое: 
Будем думать и читать 
И пятерки получать, 
И небесная звезда 
Всем сказала «Да, да, да!» 
Прозвенел звонок для нас. 
Все вошли спокойно в класс, 
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво. 
Тихо сели, спинки прямо. 
Вижу класс наш хоть куда! 
Ну, начнем урок, друзья! 
Прозвенел звонок, 
Начинается урок. 
Все друг к другу повернитесь, 
А теперь улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, гостям! 
И садитесь по местам. 
О математика, гордись собой, 
Ты всем наукам мать родная, 
И дорожат они тобой. 
В веках овеяна ты славой, 
Светило всех земных светил. 
Строга, логична, величава, 
Стройна в полеты, как стрела, 
Твоя немеркнущая слава 
В веках бессмертье обрела. 
В класс пришел не хмурь лица, 
Будь веселым до конца, 
Не ленитесь, улыбайтесь, 
Всем законам подчиняйтесь, 
А закон у нас такой: 
Все, чт Я – человек 
Я – умею мыслить и удивляться, обижаться и огорчаться 
Я – умею думать и понимать, слушать и отвечать 
Я – могу ошибаться 
Я – умею учиться 
Я – хочу учиться. о надо, под рукой. 

Упражнение «Поздоровайся глазами» 
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками. Здороваемся не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

«Поздороваемся ладошками!».

-Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)

Успеха (Указательный)

Большого (средний)

Во всем (мизинец)

Здравствуй ( всей ладонью)

Методика «Ледокол».

Как правило, «Ледокол» («Ломка льда») используют для сближения малознакомых людей (представление, интервью). В классе, где ученики хорошо друг друга знают, «Ледокол» чаще используют для эмоционального настроя.

Метод «Фруктовый сад»

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Предлагается на яблоках записать свои ожидания от урока, а опасения на лимонах. По желанию можно зачитать ответы вслух.

Метод «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ»

(Начало урока)

Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбнулся другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. Дерево росло и развивалось, на нем набухали новые почки, лопались, превращаясь в изумрудные листья. Некоторые листочки желтели и опадали – это означало, что друзья поссорились. Но если на этом месте появлялась новая почка – друзья мирились!

Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И каждый раз дерево улыбается, если люди дружат. И сегодняшний наш урок пройдет под девизом о дружбе и взаимовыручке: “Один за всех и все за одного”.

За активную работу на уроке, за хорошие ответы вы будете получать листочки, а в конце урока посмотрим, сможет ли наше дерево улыбнуться нам и порадоваться нашим знаниям.

МЕТОД «ПОЛЯНА СНЕЖИНОК»

(Этот метод побуждает учащихся к самооценке)

- У вас на партах лежат снежинки белые и голубые, (цветочки и тучки) Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком поднимает белую снежинку(цветочек). Кому немножко страшновато , кто не уверен в себе, поднимает голубую снежинку(тучку)

Метод «Ресторан»

Цель: выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Проведение.

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист ватмана, комментируя.

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист с записанным на нем вопросом по теме или название остановки: «Сказочная» Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 1 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их . Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 1 минута на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

Упражнение «Комплименты»

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.

Метод «Итоговый круг»

Учитель задаёт вопрос, например: Что мы знаем о существительном? И передаёт маленький мячик. Ученик даёт 1 ответ и передаёт мячик дальше.

Метод «Светофор»

Оценка своей работы

Ученик выбирает кружок такого цвета, который по их мнению, соответствует их работе в группе, например: зелёный- хорошо, желтый- не очень, красный- плохо.


Метод «Что у меня на сердце»

Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

«Кейс - метод – активный метод обучения»

Реализация  системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, на основе кейс-метода....

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...