Новый этап развития школы. ФГОС второго поколения.
материал на тему

Колганова Людмила  Ивановна

Новый этап развития школы. ФГОС второго поколения. Как перейти к реализации. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_etap_razvitiya_shkoly.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новый этап развития школы. ФГОС второго поколения.

                Как перейти к реализации.

   С 1 сентября 2011 года новые стандарты пришли в каждую начальную школу. Началась серьёзная работа по практической реализации нового Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования.

   Новизна предстоящего перехода состоит в изменении деятельности педагогов, в их массовом переходе от «знаниевой к деятельностной парадигме» образования. Новый стандарт предъявляет существенно более высокие требования к уровню подготовки выпускников начальной школы – мы идём навстречу качественным изменениям, а значит, в первую очередь, должны измениться сами.

   Если не изменится работа учителя (не учителя - новатора, энтузиаста, а рядового учителя массовой школы), то никакого существенного качественного превращения в направлении реализации новых образовательных целей не произойдёт.

   Решающее значение для качества системы образования имеет качество подготовки работающих в ней учителей. Именно от того, как работает учитель, зависит успех перехода к новым образовательным стандартам начального образования второго поколения (ФГОС). Все другие работники сферы образования – педагоги-психологи, авторы учебников и педагогических систем являются лишь помощниками учителя в выполнении его мысли.

   Парадигмы образования менялись на протяжении веков вслед за изменениями экономических и социокультурных условий жизни общества. Однако опыт истории учит, что разрушение идеалов гуманизма и самосовершенствования человека приводит к упадку науки и вырождению нации.

   В последние десятилетия, при переходе к постиндустриальному обществу, логика развития производственной сферы привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностью системы ценностей и мотивационных установок. Сегодня – это не просто вопрос успешности человека в жизни, что, естественно, очень важно. Но это ещё и вопрос безопасности и конкурентоспособности страны, условия её расцвета и мирного развития.

   Новые федеральные государственные образовательные стандарты (Прим. – далее ФГОС) второго поколения, отвечая требованиям времени, не только смещают акценты на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

- изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

- изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и прежде всего, метапредметных и личностных результатов);

- изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);

- изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС НОО).

   Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающей нашей стране шанс на будущее, достойное существование и развитие. Каждый из нас должен осознавать глубину и значимость предстоящего перехода, так как фактически речь идёт об изменении мировоззрения каждого из нас и освоении нами самими культуры саморазвития, которую мы должны передать сегодня нашим детям.

   Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:

- Как обучать?

- Как создать соответствующую новому способу обучения образовательную среду?

- С помощью чего учить?

- Как проверить достижение новых образовательных результатов?

- Как подготовить учителя к реализации целей, поставленных ФГОС НОО?

Отличительные особенности нового стандарта

   Содержит три группы требований: а) к структуре образовательных программ (регламентируется документом «Фундаментальное ядро»); б) к усвоению содержания, овладению этими программами, к уровню их овладения; в) к условиям, которые созданы для овладения этими образовательными программами (подготовка педкадров, процедура аттестации, материально-техническая база и оснащение учебно-методическими комплектами, требования СанПина, пожарной безопасности, охраны труда, мультимедийными средствами).

   Весь стандарт пронизан ценностными ориентациями. Занимаясь познавательной деятельностью, мы ориентируемся на ценности: сочувствие, поддержка и уважение, сотрудничество и партнёрство, саморазвитие.  

Функции стандарта

1. ФГОС должен стать инструментом создания и развития качественно новой системы образования, на что обратил внимание Кондаков: опережающая система образования. Создать ту систему, которая нацелена в будущее, которая обеспечит овладение умение учить себя, которая создаст такую платформу для воспитанника, чтобы он был востребован в обществе: самообучался, саморазвивался и самовоспитывался.

   Чтобы Стандарт отвечал принципам, он был основан на лучшем опыте российской и советской школы, отвечал современному общественно социальному заказу (мобильный человек, умеет учиться, нравственный человек).

2. В качестве основных рассматриваются концепции развивающего обучения (Эльконин, Давыдов, Занков), теории Выготского, теории деятельностного подхода (Эльконин, Гальперин, Леонтьев, Выготский, Асмолов, Занков). Принятие концепции ядро и оболочки содержания образования, которое закладывает психодидактика в этот документ. Автор концепции Моркушева.

3. Стандарт должен выступать средством обеспечения единства приемственности отдельных структур образования в условиях перехода к непрерывной системе образования. Все составляющие элементы стандарта направлены на то, чтобы обеспечить преемственность.

4. Стандарт призван являться критерием оценки адекватности образовательной деятельности: умение рассуждать, делать выводы, аргументировать. Работа на уроке соответствует требованиям стандарта, ценностям программы. Урок – это деятельность, общая, активная, совместная. Учитель – партнёр, равный во всём, в общей деятельности. Цель на уроке – развитие самоуважения, самодостаточности, саморазвития; результат образования – развитие личности обучающихся, сама личность, а не сумма знаний.

   Средством достижения этих целей является осуществление системно-деятельностного подхода  в образовательном процессе, суть которого заключается в активной, познавательной, самостоятельной деятельности ребёнка. Учитель является создателем условий для этой деятельности. Направления и реализация этого подхода: 1) личностное развитие; 2) социальное развитие; 3) познавательное развитие; 4) коммуникативное развитие. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников сформированы эти универсальные учебные действия как основа умения учиться. 

Программа формирования универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)

   В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

   В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

   В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

   В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

   В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

   Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; 
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; 
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; 
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; 
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; 
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; 
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; 
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; 
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; 
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; 
  • установка на здоровый образ жизни; 
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; 
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

   Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; 
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; 
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; 
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; 
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; 
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; 
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; 
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; 
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; 
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

   Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу; 
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; 
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; 
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); 
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; 
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; 
  • различать способ и результат действия; 
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

   Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; 
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную; 
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; 
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; 
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; 
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    Познавательные универсальные учебные действия

   Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; 
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; 
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; 
  • строить сообщения в устной и письменной форме; 
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; 
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); 
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 
  • осуществлять синтез как составление целого из частей; 
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; 
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; 
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; 
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; 
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; 
  • устанавливать аналогии; 
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; 
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; 
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; 
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; 
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; 
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; 
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

   Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; 
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; 
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 
  • формулировать собственное мнение и позицию; 
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; 
  • задавать вопросы; 
  • контролировать действия партнёра; 
  • использовать речь для регуляции своего действия; 
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; 
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; 
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; 
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; 
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; 
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; 
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; 
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; 
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; 
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

                                      Чтение. Работа с информацией

(метапредметные результаты)

   В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

   У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

   Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; 
  • определять тему и главную мысль текста; 
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста; 
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; 
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два три существенных признака; 
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); 
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; 
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; 
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; 
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; 
  • работать с несколькими источниками информации; 
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; 
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; 
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; 
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; 
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; 
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; 
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; 
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; 
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения; 
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; 
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

2.1.2. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

(метапредметные результаты)

   В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

   Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

   Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения.

   Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

   Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

   В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

    Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); 
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; 
  • владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; 
  • рисовать изображения на графическом планшете; 
  • сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); 
  • описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; 
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; 
  • редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей, фотоизображений; 
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; 
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); 
  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться:

  • грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; 
  • создавать сообщения в виде аудио и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; 
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; 
  • создавать диаграммы, планы территории и пр.; 
  • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); 
  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; 
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные; 
  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах; 
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; 
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; 
  • моделировать объекты и процессы реального мира.

   

   Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (Прим. – далее УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Концепция развития  УУД разработана на основе системы деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов). Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования. Концепция должна стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий в системе начального образования.

   Актуальность концепции развития УУД для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

  • необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
  • задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;
  • необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного управляемого формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться;
  • возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

   

Методология проектирования концепции развития УУД

для начального общего образования.

   В каждом обществе присутствуют представления об идеальном типе личности. Эта личность имеет набор ценностных нормативных характеристик, которые даются человеку в определённую историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности находят своё выражение в ценностных ориентациях образования как ведущего института социализации личности, действия которого направлены на создание социальных установок, обеспечивающих формирование личности как идеального представления гражданского общества. 

   Проектируемые установки на создание социально желаемых характеристик личности, следует определить основные задачи и направления развития системы образования:

   В основе разработки современных  стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности,  вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С. Выготского. В контексте культурно-исторического системно-деятельностного подхода «идеальная форма», задающая норматив социально желаемых характеристик личности,  проектирует установки, определяющие основные задачи и направления развития системы образования:

  • приобщение нового поколения детей подростков и молодежи к ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;
  • формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей  Родины и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире;
  • понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций; осознание человеком своей сопричастности к судьбам человечества;
  • активное содействие  развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху;
  • готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм;
  • уважение других людей как неотъемлемое  условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства и переживания подлинности, личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;
  • принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;
  • содействие росту конкурентноспособности и процветанию российского гражданского общества;
  • овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности;
  • уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения.

В соответствии с заявленными задачами и направлениями базовыми ориентирами при проектировании современных стандартов образования являются:

  • выделение ценностных установок образования как института социализации личности, отражающих требования к образованию семьи, общества и государства;
  • определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни  и формирование «компетентности к обновлению компетенций»;
  • понимание стандартов общего образования как конвенциональных норм, гарантирующих доступность, качество, эффективность образования и фиксирующих требования к результатам образования, набору образовательных областей и объему нагрузки на различных уровнях и ступенях образования с учетом возрастных и индивидуально- психологических особенностей развития учащихся, срокам обучения, структуре примерных образовательных программ, процедуре контроля  за образовательными достижениями учащихся на разных возрастных этапах развития личности школьников;
  • проектирование вариативных психолого-педагогических технологий формирования универсальных действий, обеспечивающих развитие личности и построение картины мира на разных ступенях образования, достижения целей образования и ценностных ориентиров образования как института социализации подрастающих поколений в информационную эпоху.

Основываясь на перечисленных выше положениях, можно сформулировать ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования:

1. формирование основ гражданской идентичности личности на основе

-  формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

-  восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа;

2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе

- доброжелательности, доверия и  внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;  

3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

- принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

-  формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

- развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование нетерпимости и умения противодействовать  действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.                                                                                                                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.  Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах,...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

laquo;Плохой учитель    преподносит истину,хороший  учит её     находить»...