Нравственная значимость современного урока
консультация на тему

Колганова Людмила  Ивановна

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znach_uroka.doc129.59 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственная значимость современного урока

«Человек в своей жизни делает то же, что дождевая туча, выливающаяся на луга, леса, поля, сады, пруды, реки. Туча, выливаясь, освежила и дала жизнь миллионам травинок, колосьев, кустов, деревьев, и теперь стала светлой, прозрачной и скоро совсем исчезнет. Так же и жизнь доброго человека: многим и многим помог он, облегчил жизнь, направил на путь, утешил и теперь изошёл весь и, умирая, уходит туда, где живёт одно вечное, невидимое, духовное» (Л. Н. Толстой)

Понятие «душа» в высшем её значении - это «ум и нрав, слитые воедино» -толкует словарь В. И. Даля. Ко нраву относятся понятия такие как: воля, любовь, милосердие, страсть, а к уму - разум, рассудок, память... Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа. Раздор этих начал ведёт к упадку. Слово «нравственный» - добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

В нашем российском обществе сегодня развитие ума и нрава осуществляется в образовательной цепочке «детский сад - школа - вуз». Введение новых технологий в обучение тоже призвано повышать интеллект наших детей. А нрав?

Нравственное развитие и формирование личности происходит главным образом под влиянием наиболее важных социальных институтов: семья, церковь, школа. Но первые два звена оказались ослабленными, как показывает практика. Сегодня российская школа - единственный социальный институт, который способен, и не утратил способности, для осуществления эффективного и массового воспитания граждан своей страны. Из этого следует мысль для размышления, для каждого из нас: для нас учителей по любому учебному предмету основным источником, формой и средством нравственного развития и формирования личности является урок. Это означает, что урок позволяет воплотить в результат весь комплекс нравственных параметров, но урок в течение всей школьной жизни человека выступает в качестве едино нравственно развивающей и формирующей доминанты. Нравственная обстановка на уроках - это сильнейшая среди прочих формирующая среда., которая рассматривается как важнейшее педагогическое средство учителя, в достижение целей нравственного развития и формирования личности. Необходимо урок наполнять нравственным содержанием, независимо от темы и учебного материала, тогда он станет в два раза весомее. Какими путями идти?

Учитель должен начинать себя. Не секрет, что не каждый учитель в школе - человек добронравный, согласный (по Далю) с достоинством человека. Только добрый, доброжелательный, как сказали бы в старину, добродетельный учитель изо дня в день, из урока в урок незаметно, не прописывая это в конспекте, учит детей видеть и замечать людей, уважительно относиться к каждому, не смотря на его характер и особенности.   Правила   и   нормы   этикета,   элементарная   вежливость, терпимость к высказываниям других, уважение чужого мнения, умение общаться - вот что должны унести школьники от своего педагога. Учитель, допускающий частые конфликты с учащимися или родителями, профессионально непригоден.

Огромные возможности для нравственного воспитания представляют разные виды уроков 1) Урок-игра учит ребёнка достигать соей цели по правилам игры, где дети учатся подчиняться установленным нормам, быть терпеливыми, уметь побеждать, не мешая другим. 2) Урок - общественный смотр знаний. В 3 классе это может быть урок по итоговой проверке таблицы умножения и деления, когда школьники её давно выучили и готовы продемонстрировать свои знания родителям, учителю. Такой урок подтверждает народную пословицу «По труду и честь», когда дети осознают результаты своего труда, им приятно, что их успеху рады взрослые. У детей происходит понимание того, что радость и успех в жизни зависят от себя самого.

Особо стоит выделить уроки с использованием регионального компонента.

В сентябре этого года был проведён устный журнал «Жемчужина русской литературы», посвященный дню рождения Л. Н. Толстого. Чтение его произведений для детей, фото экскурсия по местам его жизни в Ясной Поляне, знакомство с историей автобиографии писателя.

К 635-летию Куликовской битвы были организованы поэтические чтения, где ученики смогли испытать чувство гордости за свою малую родину, её неповторимость, осознать себя её частью, почувствовать желание сохранить её уникальность, продолжить традиции предков, свято чтить героическое прошлое своего народа.

Уроки литературы таят в себе огромные возможности для нравственного воспитания детей. («Тимур и его команда», «Чук и Гек», Гайдара, «Три товарища» Толстого и др.).

Школьники очень любят уроки изобразительного искусства и технологии. Недавно ученикам было предложено сделать открытку своему другу и подписать её. Такая работа учит детей проявлять внимание к близким людям (товарищам), воспитывает уважение к умелым рукам, показывает ценность ручного труда. Работая в парах или группах, дети учатся работать сообща, вкладывая в общее дело что-то своё, прислушиваясь к мнению одноклассников. Таким образом, им потом будет легче строить свои отношения в семье и в рабочем коллективе.

Каждый ребёнок в минуту своей жизни и тем более в учебном процессе не только учится чему-нибудь, но и развивается нравственно, эстетически, растёт духовно. Многое здесь зависит от самого учителя, его личных качеств, профессиональной зрелости, способности «заработать» нравственно любой материал. В наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, философов и историков, биологов и инженеров. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый ребёнок встретит в своём учителе ту «живую воду», без которой задатки высыхают и испаряются.

Учитель - это должность, состояние, потребность, образ жизни. Должность предполагает власть, которая должна быть всегда в интересах ученика, разумно сочетаясь с требованиями и стимулами, индивидуальным подходом и просвещённой толерантностью.

В своей работе добиваюсь того, чтобы в коллективе детей царила атмосфера доброжелательности, уважения к человеку, последовательность, разумность к требованиям, внимательный тактичный контроль за выполнения каждого требования. «Быть настоящими людьми» - это требование независимо от возраста, и дети не могут не чувствовать в этом требовании большое уважение и доверие к себе.

Особо следует отметить уроки общения с природой «Всё недоброе в сердце человека должно бы кажется исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты добра», - говорил Л. Н. Толстой. «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Радоваться! Радоваться! Дело жизни, назначение её - радость. Радуйся на небо, на солнце, на звёзды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И следи за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь, ищи эту ошибку и исправляй». Л. Н. Толстой.

Детям можно предложить объяснить смысл поэтических слов, цель которых предотвратить бездушное отношение к природе.

П. Гвездоелав

Я сорвал цветок И он увял. Я поймал мотылька И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем.

***

Е. Евтушенко

Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.

*##

Р. Рождественский

А природа опять, то предельно проста То одета в цветастые перья, Удивляет меня не её красота, Удивляет её терпенье. И когда сквозь асфальт Лепестков пятерня Пробивается после полночи,

Я не радуюсь силе земли, Для меня это, прежде всего, Крик о помощи.

***

«Мальчишка не научится любить природу, пока не пожалеет замёрзшего в снегу воробья; девчонка не оценит красоты окружающего мира, пока не увидит какой-нибудь тихий закат на реке, вдруг ударивший по сердцу с неожиданный силой. А с таких вот крошечных открытий и начинается духовный рост человека. К сожалению, мы редко задумываемся об этом». (Э. Шим).

Маленький человек способен сильно поражаться. Вообще сила чувств -великое свойство маленьких людей. Крепко любить и сильно страдать -замечательные достоинства. Сильное чувство движет человеком. Поражённый маленький человек испытывает чувство привязанности к тому, что поразило его.

Первое, чему надо учить ребёнка, - это сочувствие. Дети должны уметь плакать не только тогда, когда расшибают коленку, но и когда коленка болит у кого-то другого. Формированию этого душевного качества, обширный спектр чувств испытывает ребёнок, прикасаясь к сокровищам художественной литературы. Герои детских книг заставляют юных слушателей и читателей сопереживать, радоваться, тревожиться, негодовать, любить, испытывать страх и преодолевать его. Здесь задача учителя - помочь детям не только испытывать те или иные эмоции вместе с героями произведений литературы, но и поразмыслить над тем, какие чувства испытывают эти герои, почему именно эти чувства, каким образом они реагируют на жизненные ситуации, как бы поступили сами читатели (слушатели), если бы были на месте героев. Эту культуру эмоций можно назвать культурой души, нам, учителям, необходимо через произведения художественной литературы воздействовать на душу ребёнка, культивируя их эмоции. Примером служат произведения К. Г. Паустовского «Заячьи лапки», «Квакша», «Сивый лирик», главная мысль которых - воспитание чувства признательности за сделанное добро, оказанное внимание, услугу. Одним словом, это называется благодарность. Благодарить - относиться к кому-нибудь признательно. Это одна из самых больших добродетелей. Но ещё большая добродетель - чувство меры в претензии на благодарность. Требовать благодарности - глупость, не быть благодарным - подлость.

«Меня трогает, когда люди благодарны мне за сделанное добро. Я благодарен, когда мне сделали хорошее. Но меня глубоко возмущает, когда сделавший мне добро ждет от меня благодарности. Тогда все его добро обесценивается, мне хочется заплатить ему с процентами за сделанное и отвернуться». В. Вересаев.

При обращении к эмоции «благодарность» формируется эта эмоция и сердце говорит: «Спасибо! Спасибо!». Это позволит взрослому развить у ребёнка умение быть благодарным за любое проявление внимания и заботы со стороны окружающих.

Нравственные уроки добра и зла дети извлекают из сказок. Проблема судьбы человека является одной из основных во многих сказках. Дети понимают, что в каждом человеке есть внутреннее зло в виде низких чувств и мыслей, но всё зависит от того, как сам человек относится к проявлению в себе этих низких чувств. Если он не стремится преодолеть их в себе, то сам оказывается в их власти, и тогда они управляют им, определяют его поведение, поступки. Для нравственного развития души человека очень важно, чтобы ребёнок уже в начальных классах начал это понимать.

Второй нравственный урок сказок - надо уметь прощать других людей, понимать и прощать их слабости и ошибки, а самые высокие требования предъявлять к себе.

Третий урок - в человеке должен звучать голос совести, очистить себя, свою душу от греха, покаяться.

Последний урок сказок - в трудную минуту человек не должен унижаться, думать о своей чести.

«Сердце замирает у ребенка, - писал В.А.Сухомлинский - когда он слушает сказку».

Есть в нашей жизни ценности* которые ни с чем невозможно сравнить. Это Родина, Отечество, сыновняя преданность и верность земле, где ты родился, и народ, который взрастил тебя, вскормил тебя и дал тебе жизнь!!!

В. А, Сухомлинский

L


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕДИА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения....

Классный час "Нравственность в современном мире"

Предложенный материал даёт возможность учащимся сравнить значение нравственности в разные времена, развивать стремление к нравственному совершенствованию, разграничить понятия хорошего и плохого посту...

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

Эссе "Значение нравственности в современном мире"

Ещё Кант говорил, что две вещи поражают его больше всего: звёздное небо и нравственный закон внутри нас. Человек не рождается с этим нравственным законом – его необходимо сформировать, «вырастить». С ...

Нравственная значимость современного урока.

В статье рассказывается о нравственной значемости современного урока. Для нравственного воспитания представленны различные виды уроков.Каждый ребёнок в любую минуту не только учаться, но и развивается...

Использование современных инновационных образовательных технологий для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения

laquo;Чтение – это упражнение в нравственном чувстве,  поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения –  нравственное воспитание, становление личности ребенка,  обогащени...