Нравственная значимость современного урока.
статья (4 класс) на тему

Голодова Людмила Васильевна

В статье рассказывается о нравственной значемости современного урока. Для нравственного воспитания представленны различные виды уроков.Каждый ребёнок в любую минуту не только учаться, но и развивается нравственно,духовно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennaya_znachimost_sovremennogo_uroka_statya.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

Л. В. Голодова

ГБОУ СОШ  с. Пестравка  м. р. Пестравский  Самарская область

В данной статье « Нравственная значимость современного урока», говорится о том, как воспитывать на уроках нравственность. Нравственные функции образовательного процесса – явление объективное и закономерное. Для нравственного воспитания  представляют различные виды уроков. Учитель осознает, что наравне с полученными знаниями ученик испытывает чувство гордости за свою малую родину, воспитывает уважение к старшим. Каждый ребёнок в любую минуту своей жизни не только учится чему – либо, но и развивается нравственно, эстетически, растет духовно.

Ключевые слова: нрав, нравственность, уроки, учитель, ученик, добродушный, добронравный,  игра, искусство, технология, испытывает . гордость, растёт ,духовно.

Одна из важнейших задач учителя начальной школы- формирование нравственного воспитания личности ребёнка .

Нравственное воспитание как процесс, направлен на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания  у младшего школьника должно сформироваться чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Начиная разговор о таких понятиях , как нравственность, нравственное воспитание учащихся, нравственная значимость урока, обратимся к   краткому словарю по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся  к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».

С годами понимание нравственности изменилось. У  Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». « Нрав (нравъ)- вообще, одна половина или одно из двух основных свойств духа человека. Ум и нрав слитно образуют дух ( душу в высшем значении); ко нраву относится как понятия  подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти, а к уму: разум, рассудок, память. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведёт к упадку. А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» «Мораль - это важничанье человека перед  природой». В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». 

 Василий Андреевич  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Давайте рассмотрим,  кто же в нашем обществе сегодня развивает ум и нрав  детский сад – школа - вуз. Введение новых технологий в обучение тоже повышает интеллект наших детей. А нрав?   Для учителя школы по любому учебному предмету основным источником,  формой и средством нравственного  развития и формирования личности является урок. Нравственная обстановка на уроках – это сильнейшая, среди прочих, формирующая среда, которая должна  рассматриваться как важнейший инструмент, т.е. средство учителя в достижении целей нравственного развития и формирования личности.

Посмотрим на пространство обычного школьного урока с такой   точки зрения, начинаешь понимать, что урок можно и нужно наполнить  нравственным содержанием независимо от темы и учебного материала, тогда он станет в два раза весомее. Каким и путями идти?  Как учитель, проработавший четверть века в начальной школе, могу утверждать: учитель должен начинать с себя. Не  секрет что не каждый учитель в школе – человек добронравный согласный ( по В.И. Далю) с достоинством человек. Только добрый, доброжелательный, как сказали бы в старину, добродетельный учитель изо дня в день, из урока в урок незаметно, не переписывая это в конспекте, учит детей видеть и замечать людей, уважительно относиться к каждому, несмотря на его характер и особенности. Правила и нормы, этикета элементарная вежливость, терпимость к высказываниям других, уважение  чужого мнения умение общаться – вот что должен унести в жизнь школьники от своего педагога. Учитель, допускающий частые конфликты с учащимся или родителями, профессионально непригоден.

Огромные возможности для нравственного воспитания представляют различные виды уроков, в частности урок – игра. Помимо знакомства с новым учебным материалом или его закреплением, игра учит ребёнка: достигай своей цели по правилам игры, а именно: умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо  уважать и не нарушать законы как свей, так и любой другой страны.  Некоторые учителя начальных классов используют такой вид урока, как общественный смотр знаний. В моей практике это урок по итоговой проверке таблицы умножения и деления. На  таком уроке ученики берут со стола карточки, на которых написано по пять примеров на табличное умножение и деление, и дают ответы. В основном все получают четвёрки и пятёрки. Что несёт такой урок? Он  подтверждает народную пословицу «По труду и честь»; дети осознают результаты своего труда, им приятно, что их успеху рады взрослые. Происходит понимание того, что радость и успех в жизни зависят от себя самого.

Особо стоит выделить уроки с использованием регионального компонента. Вот где можно растить « чистого сердцем гражданина». Неважно, где растет ребёнок, ведь любой уголок России всегда гордится чем-то своим, неповторимым. Учителю важно осознать, что наравне с полученными знаниями о своем крае ученик должен испытывать чувство гордости за свою малую родину, её неповторимость, осознать себя ее частью и как следствие почувствовать желание сохранить ее уникальность, продолжить традиции предков. Эти же задачи будут выполнять уроки - экскурсии по родной земле. Школьники очень любят уроки изобразительного искусства и технологии. Организуя работу по созданию небольших творческих работ, я нередко предлагаю изготовить открытку или поделку в подарок своим  близким  (или друзьям) к празднику ( или дню рождения). Таким образом, учитель не только проявляет внимание к близким людям, но и показывает ценность ручной работы, воспитывает уважение к умелым рукам. На комбинированных уроках школьники работают парами или группами - учатся работать сообща. Потом им будет легче строить свои отношения в семье и в рабочем коллективе. Доброжелательность учителя, его умение поддержать слабого ученика помогут такому ученику поверить в себя, а остальных - научит в будущей жизни поддерживать, тех кто слабее. В силах учителя подойти к сильным в учебе ученикам так, чтобы они не стали выскочками, с пренебрежением относящимися к другим.  Каждый  ребёнок  в любую минуту своей жизни, а тем более в учебном процессе не только учится чему – либо, но и развивается нравственно, эстетически, растет духовно. Об этом надо помнить постоянно. Многое здесь зависит от самого учителя, его личностных качеств, профессиональной зоркости, способности заставить « заработать» нравственно любой материал.

Аннотация.  В  статье « Нравственная значимость современного урока», говорится о том, как воспитывать на уроках нравственность. Нравственные функции образовательного процесса – явление объективное и закономерное. Для нравственного воспитания  представляют различные виды уроков. Учитель осознает, что наравне с полученными знаниями ученик испытывает чувство гордости за свою малую родину, воспитывает уважение к старшим. Каждый ребёнок в любую минуту своей жизни не только учится чему – либо, но и развивается нравственно, эстетически, растет духовно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1..Т.Ф.Ефремова «Новый словарь русского языка» Москва. Издательства «Русского языка» 2001г.

2.В.И.Даль. Толковый словарь. «Живого Великорусского языка». Москва. Издательство Издательства. «Русский язык» 2002 г.

3.С.И. Ожегов  Словарь русского языка. Москва, «Оникс 21 века. Мир и Образование» 2003 г.

 4.Б.Т.Лихачев  Педагогика. Курс лекций. Москва «Прометей» Издательство 1993 г.

Abstract. The article "the Moral significance of modern lesson", it talks about how to bring the lessons of morality. The moral function of the educational process - the phenomenon is an objective and logical. For moral education represent different kinds of lessons. The teacher realizes that along with the knowledge the student feels a sense of pride in their small home, fosters respect for elders. Every child at any moment of his life to not only learn something, but also develops morally, aesthetically, grows spiritually.

           Keywords: nature, morality, lessons, teacher, student, good-natured, sweet-tempered, game, art, technology, experiences . pride, growing spiritually.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕДИА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения....

Классный час "Нравственность в современном мире"

Предложенный материал даёт возможность учащимся сравнить значение нравственности в разные времена, развивать стремление к нравственному совершенствованию, разграничить понятия хорошего и плохого посту...

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

Эссе "Значение нравственности в современном мире"

Ещё Кант говорил, что две вещи поражают его больше всего: звёздное небо и нравственный закон внутри нас. Человек не рождается с этим нравственным законом – его необходимо сформировать, «вырастить». С ...

Нравственная значимость современного урока

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Использование современных инновационных образовательных технологий для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения

laquo;Чтение – это упражнение в нравственном чувстве,  поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения –  нравственное воспитание, становление личности ребенка,  обогащени...