Главные вкладки

    Рабочая программа 2 класс
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Ахмадуллина Зульфия Мазитовна

    Рабочая программа по всем предметам 2 класс УМК " Начальная школа XXI век"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2_klass.doc653.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык».

    К концу обучения во втором  классе учащиеся должны:

    различать:

    • звуки и буквы, гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки;
    • слово и предложение;
    • слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета;
    • предложения по цели высказывания;

    выделять, находить:

    • корень, суффикс, приставку, окончание;
    • лексическое значение слова в толковом словаре;
    • основную мысль текста;

    применять правила правописания:

    • гласных после шипящих (жи – ши, ча-ща, чу – щу);
    • заглавной буквы в изученных случаях;
    • безударных проверяемых гласных в корне;
    • звонких и глухих согласных в корне;
    • словарных слов, определенных программой;
    • разделительного мягкого знака.

    Курс русского языка в начальной школе реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

    Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

    Содержание программы  136 ч.

    «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний)   60 ч.

    Фонетика ( 21 ч.)

    Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, , их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Слог. Ударение. Перенос.

    Слово и предложение ( 15 ч.)

    Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением –имена существительные. Слова, называющие признаки, - имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, - глаголы.

    Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Слова в предложении.

    Состав слова ( 27 ч.)

     Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно-суффиксальный способ образования слов.

    Лексика (30 ч.)

    Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значение слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные.

    Синонимы. Антонимы. Омонимы.

    Слова исконные и заимствованные.

    Устаревшие слова.

    Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов.ля

    «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) 18 ч.

     Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании. Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-, -ок-, -ек-, -ик-, -ост(ь)-. Правописание суффиксов имен прилагательных: -ов-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-, за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок.

    «Развитие речи»  19 ч.

    Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста, подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование  текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

    Повторение ( 6 ч.)

    Календарно – тематическое планирование по русскому языку 2 класс

    №п/п

    Тема уроков

    Кол-во

    уроков

    Дата проведения

    По плану

    Факт.

    1

    Звуки речи и буквы.

    1

    2

    Гласные  и согласные звуки и их буквы.

    1

    3

    Обозначение звуков речи на письме.

    1

    4-5

    Ударные и безударные гласные звуки в слове.

    2

    6-7

    Согласные звуки.

    2

    8

    Тестирование по теме « Звуки и буквы»

    1

    9

    Диктант по теме: «Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие».

    1

    10

    Работа над ошибками. Сочетания жи-ши.

    1

    11

    Сочетания ча-ща.

    1

    12

    Сочетания чу-щу.

    1

    13-14

    Разделительный мягкий знак (ь).

    2

    15

    Слог.

    1

    16

     Перенос слова.

    1

    17

    Перенос слов.

    1

    18

    Диктант по теме: «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

    1

    19-20

    Анализ диктанта.  Ударение.

    2

    21

    Контрольное списывание.

    1

    22

    Слово.

    1

    23-24

    Слова, которые называют предмет.

    2

    25-26

    Слова, которые называют признаки и действия предметов.

    2

    27

    Диктант по теме «Слова в предложении».

    1

    28-29

    Работа над ошибками . Слово и предложение.

    Словарный диктант.

    2

    30

    Восклицательные и невосклицательные предложения.

    1

    31

    Тестирование по теме « Слово»

    1

    32-33

     Слова в предложении.

    1

    34

    Закрепление изученных правил

    2

    35

    Окончание как часть слова.

    1

    36

    Обучающие изложение.

    1

    37

    Изменение формы слова с помощью окончания.

    1

    38-39

    Неизменяемые слова.

    2

    40

    Повторение  правил написания большой буквы.

    1

    41

    Контрольное списывание.

    1

    42-43

    Корень слова.

    2

    44-45

    Правописание гласных в корне слова.

    2

    46

    Корень, как общая часть родственных слов.

    1

    47

    Повторение. Словарный диктант.

    1

    48-49

    Однокоренные слова.

    2

    50

    Диктант по теме «Корень слова».

    1

    51

    Анализ диктанта.

    Списывание по теме « Корень слова»

    1

    52-53

    Согласные в корне слова.

    2

    54-55

    Корень слова с чередованием согласных.

    2

    56

    Суффикс, как часть слова.

    1

    57-58

    Итоговый диктант за I полугодие по теме « Гласные и согласные в корне слова»

    Работа над ошибками.

    2

    59-60

    Значение суффиксов. 

    2

    61-62

    Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками.

    2

    63

    Значение суффиксов.

    1

    64-65

    Правописание слов с суффиксами –ёнок; -онок.

    2

    66-67

    Правописание слов с суффиксами –ик, -ек.

    2

    68

    Контрольное списывание.

    1

    69

    Значение суффиксов.

    Словарный диктант.

    1

    70-71

    Образование слов при помощи суффиксов.

    2

    72

    Учимся писать суффиксы имён прилагательных

    1

    73

    Тестирование по теме «Правописание изученных орфограмм»

    1

    74-75

    Образование слов при помощи суффиксов.

    2

    76

    Приставка, как часть слова.

    1

    77-78

    Значение приставок. Различаем приставки с буквами –о,-а

    2

    79

    Правописание слов с –Ь,-Ъ знаками

    1

    80

    Как образуются слова. Словарный диктант.

    1

    81

    Различаем –Ь,-Ъ- знаки.

    1

    82-83

    Основа слова.

    Учимся различать предлоги и приставки.

    2

    84

    Слово и его значение.

    1

    85

    Текст.

    1

    86

    Контрольное списывание.

    1

    87

    Как сочетаются слова. Слово в словаре и тексте.

    1

    88

    Озаглавливание  текста.

    1

    89

    Обучающие изложение.

    1

    90-91

    Слова однозначные и многозначные.

    2

    92

    Как появляются многозначные слова.

    1

    93

    Тестирование по теме «Повторение правописания»

    1

    94-95

     Слова  - синонимы.

    2

    96

    Сочетание синонимов с другими  словами.

    1

    97-98

    Как используются синонимы.

    Синонимы в тексте.

    2

    99

    Диктант по теме «Правописание изученных орфограмм» 

    1

    100-101

    Работа над ошибками. Слова- антонимы.

    Сочетание  антонимов  с другими   словами.

    2

    102-103

    Слова- Омонимы.

    2

    104-105

    Слова исконные и заимствованные.

    2

    106

    Повторение правописания. Словарный диктант.

    1

    107-108

    Устаревшие слова.

    2

    109-111

    Фразеологизм. Фразеологизм и слово.

    3

    112-113

    Текст-описание.

    2

    114

    Проверочная работа по теме « Состав слова»

    1

    115-116

    Текст -повествование. Словарный диктант.

    2

    117-118

    Описание и повествование в тексте.

    2

    119-120

    Закрепление.

    2

    121

    Обучающие изложение.

    1

    122-123

    Текст- рассуждение.

    2

    124-126

    Описание. Повествование. Рассуждение.

    3

    127

    Контрольное списывание.

    1

    128-129

     Комплексная работа

    Работа над ошибками.

    2

    130

    Итоговый диктант по теме «Правописание изученных орфограмм»

    1

    131-136

    Повторение изученного.

    6

    Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

    «Литературное чтение».

    К концу обучения во 2 классе ученик достигает следующих результатов.

    Ученик научится:

    • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60 слов в минуту);
    • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
    • читать выразительно приготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
    • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и поступках;
    • определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
    • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
    • находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
    • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмами подготовки пересказов;
    • группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности.
    • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
    • читать по ролям литературное произведение;
    • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
    • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
    • самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой;
    • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
    • пользоваться первичными, изучающими и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;
    • читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
    • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
    • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
    • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
    • отличать прозаический текст от поэтического;
    • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
    • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

    Содержание программы

    Количество часов: Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 урока в неделю).

    Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей – классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

    Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.

    Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

    Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, рифма, обращение, сравнение.

    Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрации. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

    Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.

    Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжение произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

    Навык чтения. Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему (200-250 слов) текстов. (Желательно: темп чтения вслух – не менее 50 слов в минуту, для хорошо читающих детей – более 50 слов в минуту). Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

    Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

    Календарно – тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

    п/п

    Тема урока

    Кол-во час.

    Дата проведения урока

    По плану         факт.

    О нашей Родине

    1

    Ф.Савинов. «Родина»

    И.Никитин «Русь

    1

    2

    Рассказы о Родине.

    С. Романовский. «Русь»

    « Слово о Русской земле»

    1

    3

    Стихи русских поэтов С. Прокофьев «Родина»

    Обобщение

    1

    Народная мудрость

    4

    Произведения фольклора

    « Я с горы на гору шла»   Загадки.

    1

    5-7

    Литературное слушание  

    «Как Илья из Мурома богатырем стал».

    Былина.

    «Три поездки Ильи Муромца»  ( в пересказе А. Нечаева)

    «Три поездки Ильи Муромца» Былина

    3

    8

     Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы.

    Проверь себя.

    1

    О детях и для детей

    9

    Стихотворения о детях.

    А. Барто «Катя»

    С. Баруздин « Стихи о человеке и его словах»

    1

    10

    Рассказы о детях

    С.  Баруздин  «Как Алешке учиться надоело».

    1

    11-12

    Произведения о детях Литературное слушание.

    Е. Пермяк. «Смородинка».

    Н. Носов  «Заплатка»

    2

    13

    Разножанровые произведения для детей .

    Г. Сапгир «Рабочие руки»

    Скороговорки

    1

    14

    И.Крылов  Л. Толстой.   Басни

    1

    15-17

    М.Зощенко «Самое главное»

    3

    18

    В. Сутеев « Кто лучше?

    А. Митта « Шар в окошке»

    1

    19

    Е.Пермяк « Две пословицы»

    1

    20

    Л.Пантелеев « Две лягушки»

    1

    21

    В. Беспальков «Совушка»

    1

    22-24

    В. Сутеев « Снежный зайчик»

    Обобщение

    3

    Мир сказок

    25

    Русская народная сказка.  «У страха глаза велики»

    1

    26

    Сказки зарубежных писателей.  

    Братья Гримм  «Маленькие человечки»

    1

    27

    Х.-К.Андерсен « Пятеро из одного стручка»

    1

    28

    Братья Гримм  « Семеро храбрецов»

    1

    29

    Обобщение по теме.

    Рубрика «Книжная полка»

    Рубрика «Проверь себя»

    1

    Уж небо осенью дышало…

    30

    А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…»,

    Г. Скребицкий. «Осень»  (отрывок)

    1

    31

    Произведения об осени.

    Э. Шим «Белка и Ворон»

    Е.Трутнева. «Осень»

    1

    32

    Произведения об осени.

    Н. Сладков. «Эхо»

    Загадки

    1

    33

    М. Пришвин « Недосмотренные грибы»

    1

    34

    Э.Шим « храбрый опёнок»

    1

    35

    К. Бальмонт «Осень»

    Обобщение по разделу

    1

    Снежок порхает, кружится…

    36

    Произведения о зиме З.  Александрова. «Зима».

    1

    37

    С. Иванов « Каким бывает снег»

    1

    38

    И.Соколов-Микитов « Зима в лесу»

    1

    39

    Э .Шим « Всем вам крышка»

    1

    40

    К.Ушинский « Мороз не страшен»

    Русская народ. сказка « Дети Деда Мороза»

    1

    41

    М. Пришвин « Деревья в лесу»

    И. Суриков « Детство»

    1

    42

    В.Даль « Девочка Снегурочка»

    1

    43

    Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка».

    1

    44

    Произведения о детях Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)

    Рассказы о животных Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует».

    1

    45

    И.Соколов-  Микитов « Узоры на снегу»

    И. Беляков « О чём ты думаешь снегирь!

    1

    Здравствуй, праздник новогодний!

    46

    С. Михалков « В снегу стояла ёлочка»

    1

    47

    А.Гайдар « Ёлка в тайге»

    1

    48

    С.Маршак « Декабрь»

    С.Городецкий « Новогодние приметы»

    1

    49

    Обобщение

    1

    Произведения о животных

    50

    Произведения о животных. Русская народная песня « Бурёнушка» В. Жуковский « Птичка»

    1

    51

    Разножанровые  произведения о животных.  К. Ушинский «Кот Васька». Произведения фольклора (считалка, загадки), Е. Благинина« Голоса леса»

    1

    52

    М.Пришвин « Старый гриб»

    1

    53

    К.Ушинский « Лиса Патрикеевна» П.Комаров «Оленёнок»

    1

    54

    В.Бианки « Ёж-спаситель» М.Дудин «Тары-бары»

    1

    55-56

    Литературное слушание К.Ушинский

    « Плутишка кот»

    2

    57

    Русская народная сказка «Журавль и цапля»

    1

    58-59

    Русская народная сказка «Зимовье зверей»

    2

    60

    Д.Мамин-Сибиряк « Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

    1

    61

    Русская народная сказка « Белые пёрышки» Обобщение

    1

    Сказки

    62

    Украинская народная сказка «Колосок»

    1

    63

    Английская народная сказка

    « Как Джек ходил Счастья искать»

    1

    64-65

    Норвежская народная сказка « Лис Миккель и медведь  Бамси»

    2

    66-67

    Литературное слушание.

    Бр. Гримм « Бременские музыканты»

    2

    68-69

    Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»  Обобщение.

    2

    Произведения о семье.

    70

    Л.Толстой  « Лучше всех»

    Фольклорные произведения о семье.

    М. Лермонтов « Спи , младенец мой прекрасный

    1

    71

    Е. Пермяк « Случай с кошельком»

    1

    72

    С. Аксаков « Моя сестра», В. Осеева « Сыновья»

    1

    73

    Авторская колыбельная песня А. Майков Колыбельная песня. Пословицы.

    1

    74

    Л.Толстой «Отец и сыновья», Л. Воронкова « Катин подарок»

    1

    75

    Татарская народная сказка « Три сестры»

    1

    76

    В. Солоухин

    « Деревья»

    1

    77

    Литературное слушание

    С. Михалков « Быль для детей»,

    С. Баруздин « Салют

    1

    Весна, весна красная…

    78

    Народная песня « Весна, весна красная», А.Ахматова « Перед весной бывают такие дни».

    Произведения о весенней природе.

    А.Пушкин « Гонимы вешними лучами…».

    А.Чехов « Весной»

    1

    79

    Г. Скребицкий   «Весна-художник», Н. Сладков « Снег и ветер»

    1

    80

    С.Маршак « Весенняя песенка».

    Э.Шим « Чем пахнет весна»

    1

    81

    Ф.Тютчев « Зима не даром злиться»

    1

    82

    Литературное слушание.

    А. Куприн « Скворцы».

    Н. Сладков « Скворец молодец»

    1

    83

    Н. Сладков « апрельские шутки»

    А. Барто « Апрель»

    1

    84

    Г. Скребицкий     «Жаворонок»

    1

    85

    Литературное слушание.

    Фольклор: песенка –закличка, веснянки, загадки.

    В. Жуковский    «Жаворонок»

    1

    86

    М.Пришвин     «Золотой луг»

    1

    87

    Литературное слушание.

    П. Дудочкин    «Почему хорошо на свете»

    1

    88

    Н.Сладков

    «Весенний гам»

    1

    89

    М. Пришвин

    «Ребята и утята»

    1

    90

    Литературное слушание.

    Б. Заходер,

    К. Ушинский, А. Барто

    1

    Волшебные сказки

    91

    Волшебные сказки.

    Русская народная сказка «Хаврошечка»

    1

    92

    Обобщение по сказке.

    1

    93-95

    А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

    3

    96-98

    Литературное слушание.

    Волшебные сказки.    Ш.Перро «Кот в сапогах»

    3

    99-100

    Обобщение по теме. Рубрика «Книжная полка», рубрика «Проверь себя»

    2

    101-102

    Урок-игра  «По страницам литературных книг»

    2

    Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Математика».

    К концу обучения во  втором  классе учащиеся должны:

           называть:

    • компоненты и результаты арифметических действий: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное;
    • число, большее (меньшее) данного в несколько раз;
    • фигуру, изображенную на рисунке (луч, окружность, угол, многоугольник);

                воспроизводить по памяти:

    • результаты табличного умножения  однозначных чисел; результаты табличных случаев деления;
    • результаты табличных случаев вычитания в пределах 20;
    • соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм;
    • определение прямоугольника (квадрата);

                различать :

    • числовое выражение и выражение с переменной;
    • прямые и непрямые углы;
    • периметр и площадь фигуры;
    • луч и отрезок;
    • элементы многоугольника: вершина, сторона, угол;

              сравнивать:

    • любые двузначные числа;
    • два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше в …», «меньше в …»,

             использовать модели (моделировать учебную ситуацию) :

    • составлять и решать задачу по данной схеме;
    • читать графы, моделирующие отношения между числами 9величинами); строить графы отношений, выраженные словами «больше», «меньше», «старше», «моложе» и т.д.;

            приводить примеры :

    • числового выражения;
    • выражения, содержащего переменную;
    • правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками;

          решать учебные и практические задачи:

    • читать и записывать цифрами любые двузначные числа;
    • составлять простейшие выражения (сумму, разность, произведение, частное);
    • отмечать на числовом луче точку с данными координатами; читать координату точки, лежащей на числовом луче;
    • выполнять несложные устные вычисления в пределах 100;
    • выполнять письменно сложение и вычитание чисел, когда результат действия не превышает 100;
    • применять свойства умножения и деления при выполнении вычислений;
    • применять правило поразрядного сложения и вычитания чисел при выполнении письменных вычислений;
    • вычислять значения выражения с одной переменной при заданном наборе числовых значений этой переменной;
    • решать составные текстовые задачи в два действия (в различных комбинациях), в том числе задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз;
    • вычислять периметр многоугольника;
    • вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
    • изображать луч и отрезок, обозначать их буквами и читать обозначения;
    • строить окружность с помощью циркуля;

         устанавливать связи и зависимости:

    • между площадью прямоугольника и длинами его сторон.
    • Количество часов: Рабочая программа рассчитана на 170 часа (5 часов в неделю). Последняя неделя 5 часов экскурсии.

    Содержание программы  136 часов.

    Сложение и вычитание в пределах 100  (41 час)

    Чтение и запись двузначных чисел цифрами. Сведения из истории математики. Происхождение римских цифр. Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу. Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков. Числовой луч. Координата точки. Сравнение чисел с использованием числового луча.

    Единица длины «метр» и ее обозначение (м). Соотношения между единицами длины (1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм). Сведения из истории математики. Старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень) и массы (пуд).

    Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел. Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел, в том числе с использованием микрокалькулятора при вычислениях.

    Многоугольник и его элементы: вершины, стороны, углы. Периметр многоугольника и его вычисление. Окружность: радиус и центр окружности. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение фигур на плоскости.

    Таблица умножения однозначных чисел. (62 часа)

    Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления. Практические способы нахождения площадей фигур. Единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный метр и их обозначения.

    Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей данного числа и числа по нескольким его долям.

    Умножение и деление с 0 и 1. Свойство умножения: умножать числа можно в любом порядке.

    Отношения «меньше в» и «больше в». Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

    Выражения. (24 часа)

    Название компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления. Числовое выражение и его значение. Числовые выражения, содержащие скобки. Нахождение значений числовых выражений. Угол. Прямой и непрямой углы. Прямоугольник (квадрат).

    Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника. Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).

    Понятие о переменной. Выражение, содержащее переменную. Нахождение значений выражения с переменной при заданном наборе ее числовых значений. Запись решения задач, содержащих переменную.

    Повторение   (9 часов)   Практические работы. Определение вида угла (прямой, непрямой), нахождение прямоугольника среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла.

       

    Календарно – тематическое планирование по математике 2 класс

    п/п

    Тема урока

    Кол-во час.

    Дата проведения урока

    По плану

    Факт.

    1-2

    Числа 10, 20, 30, …..100

    2

    3-4

    Двузначные числа и их запись. 

    Тестирование по теме «Двузначные числа»

    2

    5-6

    Луч и его обозначение.

    2

    7-8

    Числовой луч.

    2

    9

    Повторение. Числовой луч.

    1

    10-11

    Метр. Соотношения между единицами длины.

    2

    12-13

    Закрепление по теме « Метр. Соотношение между единицами длины»

    2

    14-15

    Многоугольник и его элементы.

    2

    16-17

    Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание »

    Работа над ошибками.

    2

    18-19

    Сложение и вычитание вида 26+2, 26-2, 26+10, 26-10.

    2

    20-21

    Запись сложения столбиком.

    2

    22

    Закрепление по теме « Запись сложения столбиком» Тестирование .

    1

    23-24

    Запись вычитания столбиком.

    2

    25-26

    Запись вычитания столбиком. Решение задач.

    2

    27

    Закрепление по теме « Вычитание»

    1

    28-29

    Контрольная работа по теме « Сложение и вычитание в пределах 100»  Работа над ошибками.

    2

    30-31

    Сложение двузначных чисел.

    2

    32-33

    Вычитание двузначных чисел.

    2

    34-35

    Периметр многоугольника.

    2

    36-37

     Контрольная работа по теме  «Вычитание двузначных чисел»

    Работа над ошибками.

    2

    38-39

    Окружность, ее центр и радиус.

    2

    40-41

    Взаимное расположение фигур на плоскости.

    2

    42-43

    Умножение и деление на 2.

    2

    44

    Умножение и деление на 2. Половина числа.

    1

    45-46

    Умножение трех и на 3.

    2

    47-48

    Умножение и деление на 3. Треть числа.

    2

    49

    Тестирование по теме

    « Умножение и деление на 2,3»

    1

    50

    Умножение четырех и на 4.

    1

    51

    Умножение и деление на 4. Четверть числа

    1

    52

    Контрольная работа за II четверть по теме «Деление и умножение на 2,3,4,»

    1

    53

    Работа над ошибками. Умножение пяти и на 5.

    1

    54-55

    Умножение на 5. Решение задач.

    2

    56

    Умножение и деление на 5.

    1

    57-58

    Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.

    Самостоятельная работа.

    2

    59-60

    Умножение на 6.

    2

    61-62

    Умножение на 6. Решение задач.

    2

    63

    Умножение на 6. Деление на 6.

    1

    64-65

    Умножение и деление на 6. Шестая часть числа.

    2

    66-67

    Контрольная работа по теме « Табличное умножение и деление».

    Работа над ошибками

    2

    68-69

    Решение задач.

    2

    70-71

    Площадь фигуры. Единицы площади.

    2

    72

    Самостоятельная работа на нахождение площади прямоугольника

    1

    73

    Умножение семи и на 7.

    1

    74-75

    Умножение на 7. Решение задач.

    2

    76

    Умножение и деление на 7.

    1

    77-78

    Умножение и деление на 7. Седьмая часть числа.

    2

    79

    Самостоятельная работа по пройденным темам.

    1

    80

    Умножение восьми и на 8.

    1

    81-82

    Умножение на 8. Решение задач.

    2

    83-84

    Умножение и деление на 8.

    2

    85-86

    Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа. Закрепление по теме умножение.

    2

    87-88

    Умножение девяти и на 9.

    2

    89-90

    Умножение на 9. Решение задач.

    2

    91

    Умножение и деление на 9. Девятая часть числа.

     Тестирование по теме « Умножение и деление на 7,8,9»

    1

    92

    Во сколько раз больше или меньше?

    1

    93-94

    Контрольная работа по теме « Умножение и деление на 7, 8, 9»

    Работа над ошибками.

    2

    95-97

    Решение задач.

    3

    98-100

    Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

    3

    101

    Нахождение нескольких долей числа.

    1

    102

    Контрольная работа по теме «Решение арифметических задач»

    1

    103

    Работа над ошибками. Решение задач.

    1

    104-105

    Названия чисел в записях действий.

    2

    106-107

    Числовые выражения.

    2

    108-109

    Составление числовых выражений.

    2

    110-111

    Угол. Прямой угол.

    2

    112-113

    Прямоугольник. Квадрат.

    2

    114-115

    Свойства прямоугольника.

    2

    116-117

    Площадь прямоугольника.

    2

    118

    Контрольная работа по теме «Числовые выражения»

    1

    119

    Работа над ошибками.

    1

    120

    Тестирование по теме « Выражения»

    1

    121-125

    Повторение пройденного по темам:-сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 100.

    5

    126-

    127

    Итоговая контрольная работа по пройденным темам.

    Работа над ошибками.

    2

    128-

    136

    Повторение пройденного.

    9

    Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

    В результате изучения курса «Окружающий мир» второклассники должны знать и приводить примеры:

    -правила здорового образа жизни;

    -правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры;

    -основные права граждан России и права ребёнка;

    -Основные древние города  Руси и России;

    Различать (соотносить):

    -прошлое-настоящее-будущее;

    -год-век (столетие);

    -предметы неживой и живой природы, изделия;

    -представителей растительного и животного мира и места их обитания;

    -этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.;

    Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

    -соотносить событие с датой его происхождения;

    -характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;

    -описывать объект окружающего мира, передавать своё отношение к нему;

    -устанавливать связь между природным объектом и условиям его обитания;

    -составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;

    -проводить опыты и наблюдения, фиксировать их результаты.

    Содержание программы  6 8ч.

    Количество часов: Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

    Введение. Что нас окружает. (1 ч)  Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.) и живая природа (животные, растения, люди), предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

    Кто ты такой ( 11 ч.)Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что дает природа человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой «я», каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

    Наши помощники – органы чувств.

    Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Физическая культура. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Здоровье и осторожность. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством), Помощь человеку, попавшему в беду. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

    Кто живёт рядом с тобой. (8 ч.) Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена, отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье, любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

    Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление заботливого и внимательного отношения к пожилым, старым, больным людям маленьким детям.. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья – одноклассники.

    Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику, жесты. Ссоры: как их предупредить.

    Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

    Россия – твоя Родина (13 ч.) Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает любовь. Флаг, герб России.

    Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающих его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

    Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится? Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

    Города России. Москва – столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности  Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург – Северная столица России. Достопримечательности Санкт – Петербурга.

    Конституция –главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере 2-3 народов.

    Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне – предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V – IХ веках. Первые русские князья:  Рюрих, Олег, Игорь; княжна Ольга. Занятии славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенность быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

    Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

    Мы – жители Земли.( 35  ч.) Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от  других планет Солнечной системы.

    Царства природы. Животное и растение – живые существа.

    Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные,; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы – обитатели леса, их жизнь в разные времена года..

    Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

    Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов.

    Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

    Жизнь Луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга ( с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

    Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

    Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

    Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

    Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

    Путешествие в прошлое (исторические сведения). Русский фольклор о природе.

    Экскурсии. В лес, поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда ( с учетом места окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, учреждение культуры и быта ( с учетом местных условий).

    Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы,; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

    Календарно – тематическое планирование по окружающему миру 2 класс

    п/п

    Тема урока

    Кол-во час.

    Дата проведения урока

    По плану

    Факт.

    1

    Что тебя окружает.

    1

    2

    Я, ты, он, она... Все мы люди…

    1

    3

    Наши помощники – органы чувств.

    1

    4

    Что такое здоровье?

    Личная гигиена.

    1

    5

    Режим дня.

    1

    6

    Физическая культура.

    1

    7

    Почему нужно правильно питаться.

    1

    8

    Здоровье и питание.

    1

    9

    Умеешь ли ты есть?

    1

    10

    Почему нужно быть осторожным.

    Номера телефонов экстренной помощи.

    1

    11

    Здоровье и осторожность. Солнечный удар.

    1

    12

    Можно ли изменить себя.

    1

    13

    Что такое семья?

    1

    14

    Труд в семье.

    1

    15

    Как семья отдыхает?

    1

    16

    Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

    1

    17

    Твои друзья – взрослые и дети.

    1

    18

    Твои друзья – взрослые и дети. Урок творчества.

    1

    19

    О правилах поведения.

    Дорога от дома до школы.

    1

    20

    О дружбе.

    1

    21

    О дружбе.  Настроение.

    1

    22

    Родина – что это значит?

    1

    23

    Родной край – частица Родины.

    1

    24

    Из истории нашей Родины.

    1

    25

    Из истории нашей Родины.

    1

    26

    Зачем человек трудится?

    1

    27

    Хлеб – главное богатство России.

    1

    28

    Как работают в пекарне (на хлебозаводе).

    Правила пожарной безопасности.

    1

    29

    Все профессии важны.

    1

    30

    О  труде фермера и экономиста.

    1

    31

    Города России. Москва.

    1

    32

    Древние города России.

    1

    33

    Мы – граждане России.

    1

    34

    Народы России.

    1

    35

    Солнечная система

    1

    36

    Земля - планета солнечной системы.

    1

    37

    Животные – живые существа.

    1

    38

    Как животные воспринимают мир.

    1

    39

    Как животные защищаются, питаются, строят жилища.

    1

    40

    Животные воспитывают потомство.

    1

    41

    Какие бывают растения.

    1

    42

    Органы растения и их значение для его жизни.

    1

    43

    Что такое лес?

    Правила безопасного поведения в лесу.

    1

    44

    Как развиваются растения.

    1

    45

    Деревья леса.

    1

    46

    Кустарники леса.

    1

    47

    Травянистые растения..

    1

    48

    Лесная аптека.

    1

    49

    Звери леса.

    1

    50

    Птицы – лесные жители.

    1

    51

    Ужи – обитатели леса

    1

    52

    Насекомые леса.

    1

    53

    Мы пришли в лес.      Экскурсия.

     Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог).

    1

    54

    Путешествие капельки.

    1

    55

    Свойства воды.

    Правила безопасного поведения на водоёмах в разное в

    ремя года.

    1

    56

    Рыбы - обитатели водоёмов.

    1

    57

    Пресный водоём.  Обитатели пресных водоёмов.

    1

    58

    Болото – естественный водоём.

    1

    69

    Растения и животные луга.

    1

    60-61

    Растения и животные поля.

    2

    62-63

    Растения и животные сада.

    2

    64-65

    Будем беречь природу.

    2

    66

    Урок – Экзамен.

    1

    67-68

    Будем беречь нашу Землю

    1

    Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Технология»

    Изучение предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    • формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий; потребности в творческом труде;
    • приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях «живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна и проектирования материальных продуктов;
    • овладение основными этапами и способами преобразовательной деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами и материалами;
    • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
    • развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.

      Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических и синтезивных особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов деятельности по созданию материальных продуктов.

      У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно ( в соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее этапах.

    В результате изучения технологии учащиеся второго класса  должны знать и понимать:

    • роль трудовой деятельности в жизни человека;
    • влияние трудовой деятельности человека, развития науки, техники, технологий на окружающую среду и здоровье человека;
    • основные свойства различных материалов ( природных, бумаги и картона);

    уметь (владеть способами и приемами умственной и практической трудовой деятельности):

    • определять материалы (природные, бумагу и картон, фольгу и проволоку) по внешним признакам, используя различные ощущения;
    • определять и соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении изделия;
    • подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;
    • организовывать рабочее место для индивидуальной и коллективной трудовой деятельности при работе с разными материалами;
    • моделировать и конструировать несложные объекты из деталей конструктора по собственному замыслу;
    • оценивать результаты своей деятельности в соответствии с поставленной задачей.

    Под контролем учителя:

    -рационально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;

    С помощью учителя:

    -проводить анализ образца, планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовые изделия.

    Методы обучения:

    -постановки проблемы;

    -поиска решения;

    Оснащение уроков.

    1.Таблицы по труду.

    2. Шаблоны.

    3. Ножницы.

    4. Цветная бумага.

    5. Клей.

    6. Картон.

     Количество часов: Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Последняя неделя 1 час экскурсии.

    Содержание программы  34 ч.

    Общетрудовые знания, умения и способы деятельности ( 3 ч.)

    Теоретические сведения. Многоаспектность понятия «технология». Общие (вводные) сведения о различных технологиях естественных и искусственных, механических, термических, химических, биологических, информационных. Взаимосвязь технологии и окружающей среды.

    Развитие представлений о процессе труда.

    Практические работы. Анализ понятия «технология» на примерах рассказов детей о различных технологиях. Профориентационная работа. Работа с логическими структурами и графическими средствами, описывающими технологические процессы. Решение проектно-технологических задач. Выполнение творческих мини-проектов.

    Изготовление изделий из природного материала. ( 6 ч.)

    Теоретические сведения.  Аппликации, мозаика и объемные композиции из природного материала. Особенности применения природных материалов для создания аппликаций из модифицированных форм растений, мозаики, объемных изделий; приемы их подготовки к работе. Подготовка материалов к работе. Инструменты и приспособления для работы.

    Способы крепления природного материала к бумаге, ткани, стеклянной основе. Способы соединения в композиции объемных природных материалов пластилином.

    Правила и приемы: безопасной работы с ножницами, клеем, шилом, ножом; свободного вырезания; разметки по шаблонам.

    Варианты объектов труда.  Панно. Декорированные вазы, шкатулки, обложки для альбомов в технике аппликации из модифицированных форм растений и в технике мозаики из мелких растительных форм. Композиции из шишек, желудей, каштанов, скорлупы орехов, корней, веток, мха, ракушек, камешков, декоративных трав.

    Изготовление изделий из бумаги и картона (10 ч.)

    Теоретические сведения. История возникновения бумаги. Виды бумаги. Свойства бумаги.

      Назначение чертежей. Основные сведения об оформлении чертежа. Назначение эскиза, этапы его построения и чтения.

    Разъемное и неразъемное соединения деталей.

    Правила и приемы: работы с карандашом, линейкой, угольником, циркулем; чтение простейших чертежей.

    Практические работы. Наблюдения и опыты по исследованию прочности и плотности бумаги. Сбор и оформление коллекции образцов бумаги.

    Изготовление изделий из текстильных материалов. (8 ч.)

    Теоретические сведения.  Первоначальные сведения о тканях растительного происхождения. Раскрой деталей изделия из ткани. Организация рабочего места для шитья.

    Практические работы.  Наблюдения и опыты по сравнению ткани и бумаги по их основным свойствам. Сбор и оформление образцов видов тканей. Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.

    Изготовление изделий из пластических материалов. ( 2 ч.)

    Теоретические сведения.  Традиции лепки глиняной посуды. Подготовка глины к работе. Способы лепки из глины. Традиции лепки фигурок из соленого теста. Рецепты приготовления соленого теста.

    Практические работы.  Упражнения на подготовку глины к работе, изготовление изделий.

    Сборка моделей и макетов из деталей конструктора. ( 5 ч.)

    Теоретические сведения. Машины и механизмы. Назначение технических устройств, используемых в строительстве и авиации, особенности их работы. Понятие о конструировании

    Практические работы.  Упражнения на сборку деталей на основе резьбовых с единений.  

    Календарно – тематическое планирование по технологии 2 класс

    п/п

    Тема урока

    Кол-во час.

    Дата проведения урока

    По плану

    Факт.

    Как человек учился мастерству

    1

    Приспособление первобытного человека к окружающей среде.

    Лепка игрушки.

    1

    2

    Ремесла и ремесленники.

    Лепка предметов чайного сервиза.

    1

    3

    Профессии ремесленников.

    Лепка «пирожных».

    1

    4

    Свойства материала.

    Работа с пластилином.

    1

    5

    Назначение инструментов.  Работа с пластилином.

    1

    6

    Введение в проектную деятельность. Замысел.

    Выполнение эскизов.

    1

    7

    Введение в проектную деятельность. Конструкция изделия. Изготовление шаблонов.

    1

    8

    Введение в проектную деятельность. Композиция.

    Аппликация.

    1

    9

    Введение в проектную деятельность. Симметрично и несимметрично.  Изготовление композиции.

    1

    10

    Технологические операции.

    Изготовление поздравительной открытки.

    1

    11

    Разметка деталей. Аппликация из одинаковых фигур.

    1

    12

    Отделение деталей от заготовки.

    Обрывная аппликация.

    1

    13

    Сборка изделия. Игрушки подвески.

    1

    14

    Отделка изделия. Игрушки подвески.

    1

    15

    Разметка с помощью чертёжных документов.

    1

    16

    Линия чертежа. Чертёж. Работа с конструктором.

    1

    17

    Чтение чертежа. Закладки для книг.

    1

    18

    Разметка прямоугольника от двух прямых углов.

    Изготовления цветка из полоски бумаги.

    1

    19

    Разметка прямоугольника от одного прямого угла.

    Изготовление карточек домино.

    1

    20

    Разметка прямоугольника с помощью угольника.

    Поздравительная открытка.

    1

    21

    Циркуль. Разметка деталей циркулем.

    1

    22

    Радиус окружности. Чертёж окружности.

    Изготовление игрушки «кошка»

    1

    23

    Новогодний проект. Изготовление елочных игрушек.

    1

    Как человек учился делать одежду.

    24

    Происхождение натуральных тканей, их свойства.

    Изготовление помпона из пряжи.

    1

    25

    Изготовление натуральных тканей. Игрушки из помпона.

    1

    26

    Технологические операции обработки ткани.

    Футляр для телефона или очков.

    1

    27

    Технология изготовления швейных изделий.

    Футляр для телефона или очков.

    1

    28

    Строчка прямого стежка.

    Изготовление меховой игрушки.

    1

    29

    Разметка строчек. Подушечки для игл.

    1

    Как человек придумал себе помощников- машины и механизмы.

    30

    Транспортные средства. Макеты и модели. Игрушки из спичечного  

    коробка.

    1

    31

    Виды соединения деталей конструкции. Качели.

    1

    32

    Техника в жизни человека. Транспорт. Тележка.

    1

    33

    История развития транспорта. Модель планера.

    1

    34

    История развития транспорта.

    1

    Результаты обучения и развития учащихся

    К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических понятиях: художественный образ, форма и содержание.
    По художественно-творческой изобразительной деятельности должны иметь:
    – представление об архитектуре как виде искусства, о воздушной перспективе и пропорциях предметов, о прообразах в художественных произведениях.
    Должны знать:
    – холодные и теплые цвета, свойства графики; виды изучаемых материалов и их свойства; законы цветоведения.
    Должны уметь:
    – выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, моделировать цвета из 2-х и более цветов, прорисовывать мелкие детали;
    под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
    самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого в работе материала и поддерживать порядок на нем во время работы; оценивать качество выполненной работы с точки зрения соответствия ее художественному замыслу;
    – ориентироваться в художественных тенденциях искусства эпохи Средневековья и Возрождения.

    Методы обучения:

    -постановки проблемы;

    -поиска решения.

    Оснащения уроков.

    1. Краски, гуашь, мелки, маркеры, фломастеры.
    2. Палитра.
    3. Кисточка.
    4. Альбомы.
    5. Линейка, циркуль.
    6.  Картины, рисунки.
    7. Простой карандаш, резинка.
    8. Природный материал.
    9. Изделия (гжель, хохлома)

    Количество часов: Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).  

    Содержание программы  34 ч.

    Чем и как работают художники ( 9 ч.) Три основные краски, строящие многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным.

    Реальность и фантазия (7 ч.)  Изображение и реальность.  Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе.

    О чем говорит искусство (9 ч.) Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении; мужской образ. Выражение характера в изображении; женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в разных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру.

    Как говорит искусство (9 ч.) Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий.

    Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Обобщающий урок года

    Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс

    п/п

    Тема урока

    Кол-во час.

    Дата проведения урока

    По плану

    Факт.

    1

    «Цветочная поляна». Три основных цвета.

    1

    2

    «Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона.

    1

    3

    «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (пастель, мелки)

    1

    4

    «Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации.

    1

    5

    «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

    1

    6

    «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы. (Лепка)

    1

    7

    «Звери в лесу». Лепка птиц.

    1

    8

    «Игровая площадка» для вылепленных зверей.

    1

    9

    «Наши друзья – птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность.

    1

    10

    «Сказочная птица» Изображение и фантазия.

    1

    11

    «Узоры паутины». Украшение и реальность.

    1

    12

    «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность.

    1

    13

    «Кружевные узоры». Украшение и фантазия.

    1

    14

    «Подводный мир». Постройка и реальность.

    1

    15

    Постройка и фантазия.

    1

    16

    Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе  (обобщение)

    1

    17

    «Четвероногий герой». Живопись.

    1

    18

    Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении.

    1

    19

    Женский образ русских сказок.

    1

    20

    Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.

    1

    21

    «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях.

    1

    22

    «Человек и его украшения». Выражение характера через украшения.

    1

    23

    «Морозные узоры». Украшение и реальность.

    1

    24

    «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение.

    1

    25

    «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев.

    1

    26

    «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев. Продолжении е работы.

    1

    27

    «Огонь в ночи» Цвет как средство выражения.

    1

    28

    «Мозайка». Цвет как средство выражения.

    1

    29

    Графические упражнения. Линия как средство выражения. Ритм линий.

    1

    31

    «Дерево». Линия как средство выражения. Характер линий.

    1

    31

    «Птицы». Ритм пятен как средство выражения.

    1

    32

    «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись.

    1

    33

    «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер.

    1

    34

    «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности.

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

    Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

    Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

    Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

    Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

    Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

    Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

    Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

    Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

    Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

    Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

    Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...