Методические приемы
методическая разработка на тему

Методические приемы для проектирования урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_priemy.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методические приемы

ЭТАПЫ

ПРИЕМЫ

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Прием «Телеграмма»

Пример. Кратко написать самое важное, что  с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Прием: «Рифмованное начало урока»

     Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал.

Русский язык                                    

     Тетрадь правильно кладу,                      
Ручку правильно держу.                        
За посадкою слежу.                              
С чистотою я дружу,                              
На “отлично” напишу!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Приём  “Отсроченная отгадка”

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

- умение анализировать и сопоставлять факты;

- умение определять противоречие;

- умение находить решение имеющимися ресурсами.

    В начале урока учитель дает загадку или удивительный факт, отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Пример

Тема: Слог. Деление на слоги. 
Лингвистическая задача «Как помирить слова?» 
Слова 
кот и мяу давно дружили между собой. Но однажды приятели решили посчитать, сколько в них слогов, и в результате поссорились.

     - Что их огорчило?

     - Как их помирить?

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

Приём "Инсерт".

Приём технологии развития критического мышления. Используется для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.

"Инсерт" - это:

I - interactive - самоактивизирующая 

N - noting

S - system - системная разметка 

E - effective - для эффективного 

R - reading - чтения 

T - thinking - и размышления 

Приём используется в три этапа:

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" V " - уже знал; " + " - новое; " - " - думал иначе; " ? " - не понял, есть вопросы);

Затем заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу значков маркировки;

Обсуждают записи, внесённые в таблицу.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Приём “Генераторы-критики”

  • Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.
  • Пример. 
  • Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

5. Реализация построенного проекта

Игра “Верите ли вы?” или “Данетка”.

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы

6. Первичное закрепление

Приём  “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует:

  • умение анализировать информацию;
  • умение применять знания в нестандартной ситуации;
  • умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу)

«Взаимопроверка»

Учащиеся получают задания (по вариантам, разноуровневые карточки), через определенное время обмениваются с соседом по парте. Учитель показывает правильные ответы и критерии оценивания, ученики проверяют правильность выполнения и отмечают карандашом неверные ответы, подсчитывают количество правильных ответов и выставляют отметку. Проверяя чужую работу, ученики понимают, где допустили ошибки сами.

8. Включение в систему знаний и повторение

«КЛАСТЕР»

Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде таблицы, схемы.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

Прием: Синквейн

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает своё отношение к проблеме.

1 строка -1 существительное (тема)

2 строка -2 прилагательных (раскрывающие тему)

3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)

4 строка - предложение (отношение  к теме, 4 слова)

 5 строка - 1 слово-итог (ваше впечатление)

Гусак Ирина Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка методических приемов, или Как сделать родительское собрание эффективным и интересным

В статье рассматриваются отдельные методические приемы, позволяющие повысить эффективность проведения родительского собрания....

Педагогический проект. «Освоение технических и методических приемов работы с интерактивной доской»

Педагогический проект "Освоение технических и методических приемов работы с интерактивной доской"...

Презентация «Освоение технических и методических приемов работы с интерактивной доской.

Презентация "Интерактивная доска" Положительные и отрицательные стороны использования интерактивной доски на уроке....

"Синквейн как один из методических приемов технологии развития критического мышления".

В данной работе дается обзор различных методических приемов технологии  развития критического мышления. Подробно рассматривается синквейн как один из приемов технологии развития критического мышл...

Методические приемы при решении задач

Данные методические приемы активизируют познавательную деятельность учащихся при решении задач....

Методические приемы для работы на уроке

в презентации собраны часто употребляемые приемы для работы учителя на уроке....