Содержание и технологии метапредметной деятельности
статья

Болвачева Татьяна Владимировна

В связи с внедрением в школьную практику с 2011года стандартов но-вого поколения актуальной становится задача формирования уже на первом этапе обучения метапредметных универсальных учебных действий (УУД), среди которых выделяются регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soderzhpanie_i_tehnologii_metapredmetnoy_deyatelnosti.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Великая цель образования

это не знания, а действия»

                                                                    Г.Спенсер

Содержание и технологии метапредметной  деятельности

в начальной школе

В связи с внедрением в школьную практику с 2011года стандартов нового поколения актуальной становится задача формирования уже на первом этапе обучения метапредметных универсальных учебных действий (УУД), среди которых выделяются регулятивные, познавательные и коммуникативные.

 Метапредметная деятельность – деятельность за пределами учебного предмета, направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. связана с жизненными ситуациями.

В конце мая я рассказывала Вам о комплексной работе, проведенной мною в 4 классе по математике. Четвертые классы в учебном году не работали в условиях ФГОС. Но ФГОС обозначили требования к метапредметным образовательным результатам.

Первая цель: оценить реальный уровень сформированности метапредметных образовательных результатов у выпускников начальной школы.

Вторая цель: познакомить учителей с одним из вариантов проверочных работ по метапредметным образовательным результатам и собрать все содержательные замечания и оценочные суждения по тексту данной работы.

Метапредметные образовательные результаты, которые оценивались с помощью данной работы, были разделены на три блока:

- информационная грамотность,

- учебная грамотность

- и коммуникативная грамотность.

 В работу были включены именно те умения, которые являются для начала обучения в основной школе базовыми и необходимыми для дальнейшего обучения.

Сегодня я обозначу наиболее типичные ошибки, допущенные в проверочной работы: 

- правильный ответ не аргументируется собственной точкой зрения.

- не на все поставленные вопросы получены ответы.

- работа по инструкциям (не выполняет инструкцию до конца).

- нет обоснованного правильного ответа.

- работа со схемами, т.е. привычнее сплошные тексты;

Особенность комплексной метапредметной проверочной работы заключалась в том, что для конструирования предметных заданий предметное содержание бралось на элементарном уровне, поскольку на первое место выходит оценка не предметных результатов, а метапредметных. Задания метапредметного характера строились на предметном материале.

Невозможно полноценно оценивать одновременно и то, и другое, необходим инструмент, позволяющий локализовать причины ошибок у учащихся.

Мы все находимся в начале пути, ФГОС только вводится в массовую практику, и ждать сиюминутных новых результатов бессмысленно. Но увидеть тенденции, возможности для корректировки программ, совершенствования содержания, способов и форм работы с учащимися мы попробовали.

Проверка работ позволила увидеть возможные ошибки, погрешности в решении задач в дальнейшем.

Работая в этом году в 1 классе по ФГОС, я пытаюсь включать в урок те задания, которые помогают мне отследить уровень сформированности метапредметных универсальных учебных действий (УУД). В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые нестандартные задачи и отвечать за свои результаты на любом уровне.

На что направлены УУД и какие возможности они дают учащимся? 

УУД – учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Виды УУД:

1) личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;

2) регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;

3) познавательные – включают общеучебные, логические;

4) коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 На уроках обучения грамоте теперь уже в 1 классе я даю задания, которые поддаются тестовой форме контроля. Они направлены на диагностику сформированности таких метапредметных умений, как логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация), знаково-символические умения (работа со схемами и моделями слов, предложений, умение считывать информацию со схем и моделей, сопоставлять схемы и модели со словами и предложениями, предложенными учителем. Диагностику коммуникативных умений сосредотачиваю в тестовых заданиях, касающихся работы с разными видами текстов, в том числе с разными формами высказываний (диалог). Пример! Технология проблемного диалога.

1.Постановка проблемы.

-Что удивляет?

-Какой возникает вопрос?

-Что надо узнать?

2.Поиск и нахождение решения.

-Определи сам…

-Сделай вывод

3.Создание продукта.

Придумай схему.

Во главе процесса обучения новые стандарты предусматривают результат.

  В метапредметной области (обучение грамоте) первоклассники должны научиться:

- оценивать результаты выполненных заданий;

- находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, интерпретировать ее содержание;

- классифицировать и объединять слова по значению в тематические группы;

- распределять роли при чтении диалогов;

- классифицировать слова по количеству в них слогов;

- сравнивать слова по возможности переноса с одной строки на другую

- соотносить слово и его звуковую модель;

- работать с памятками и алгоритмами - репродуктивность

- создавать собственный информационный объект по аналогии с образцом;

-оформлять готовые результаты проекта в форме презентации.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ФГОС-2: 

 «Ориентация на результаты образования , где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД составляет цель и основной результат образования».

Объектами итогового контроля и аттестации являются: 

- личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества;

- метапредметные результаты (освоение учащимися УУД и умения учиться);

- предметные результаты (усвоение ЗУН по предметам).

Таким образом, в отличие от стандартов 2004года (ГОС) теперь при подготовке урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь.

Наиболее важными из метапредметных образовательных результатов для обучения в основной школе являются:

- работа с инструкциями и по инструкциям;

- работа с знаково - симоволическими средствами (моделями);

- работа с таблицами, графиками и диаграммами;

- все, что связано с экспериментами (выдвижение гипотез и их опытная проверка);

- позиционность (работа с разными точками зрения, их сопоставление и выдвижении собственных);

- умение учиться: определение границы знания/незнания и поиск необходимой информации;

- контрольно-оценочные действия учащихся;- сравнение, классификация, анализ и обобщение данных.

По итогам PISA -2012 (50стран) ученики четвертых классов российских школ занимают второе место в мире по читательской грамотности. В этот раз нас опередил Гонконг, но очень незначительно,

Четвертое – по естествознанию. Нас обгоняют Республика Корея, Сингапур и Финляндия, на одном уровне с нами — Япония и Тайвань и десятое – по математике. Каждый раз оглашение результатов становится событием не только среди специалистов, но и среди всех, кому небезразлична судьба отечественного образования. ( PIRLS —2011)

Мы должны соответствовать заявленным результатам на международном уровне и даже улучшить их. Главное, что всё это возможно.

                                                                                         Руководитель МО  Болвачева Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Содержание и технологии внеурочной деятельности"

Цель программы: развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время....

«Современный урок: метапредметное содержание» Урок технология. Тема « Народные промыслы. Матрешка»

«Современный урок: метапредметное содержание» Урок  технология.  Тема  «  Народные промыслы. Матрешка»...

Содержание и технология реализации ИОМ ребенка со сложной структурой нарушения. Исправление недостатка в развитии детей с тяжелой формой.

Тема моего доклада обусловлена тем, что в последнее время у педагогов возникла проблема в обучении детей, которым не подходит классические  формы обучения.  И самая главная трудность, что фр...

Основное содержание педагогической технологии сотрудничества .Материал для родительского собрания ( Ситуативные задачи ,тест)

В современных условиях отношения учителя с учениками становятся важнейшим фактором ,определяющим результаты учебно-воспитательного процесса:это должно быть отношения сотрудничества, создающие у детей ...

Обновление содержания и технологий обучения и воспитания начальной школы по средствам введения ФГОС НОО.

Эпиграфом к  сегодняшнему разговору, я подобрала слова Л.Н.Толстого:«Если ученик в школе не научился сам ничего  творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так ка...

Определение сущности и содержания игровых технологий

определение сущности и содержания игровых технологий с целью повышения результативности их применения в учебном процессе...

«Внеурочная деятельность РФ , цели , содержание , структура непрерывной воспитательной деятельности»

laquo;Внеурочная деятельность РФ , цели , содержание , структура непрерывной воспитательной деятельности»...