Выступление на педсовете "Создание условий для повышения качества, вариативности и доступности образования для детей с разным уровнем успеваемости"
статья на тему

Болдаева Татьяна Сергеевна

Статья содержит метериал из опыта работы по теме "Создание условий для повышения качества, вариативности и доступности образования для детей с различным уровнем успеваемости".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Выступление на педсовет43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным уровнем развития, и так как массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную учебную программу, то мы ищем модели обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение.

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии начальной школы – её дифференцированное обучение.

Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Остановимся на внутриклассной дифференциации.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Остановимся подробно на каждом из этапов учебного процесса при использовании разноуровневой дифференциации обучения.

1. Дифференцированная домашняя работа. Например, на уроке математики домашнее задание дается в тетради на печатной основе. Учащиеся с высокими учебными способностями выполняют все задания, в том числе и задания со звездочкой, повышенной сложности. Учащиеся со средними учебными способностями выполняют все задания, кроме повышенного уровня,  но им дается дополнительное задание к какому – либо из номеров (например, к задаче составить краткую запись). А учащиеся с низкими учебными способностями выполняют задания базового уровня.

2. Учет знаний на уроке. На уроке русского языка даются задания по теме однокоренные слова: низкий уровень – списать слова и выделить в них корень; средний уровень – выписать из данных слов только однокоренные слова и выделить в них корень; высокий уровень – выписать из данных слов только однокоренные слова, выделить в них корень и подобрать 2 – 3 однокоренных слова к данным.

3.  Текущая проверка усвоения пройденного материала. На уроке окружающего мира для проверки усвоения пройденной темы я даю тесты. Например, тест по теме «Природа». Есть три варианта теста: 1) элементарный – базовые З,У,Н (низкий уровень); 2) базовый – умение анализировать учебный материал, выявлять проблемы (средний уровень); 3) повышенный (творческий) – умение рассматривать предложенный материал с разных точек зрения, проявление самостоятельности и подвижности мышления (высокий уровень).

4. Самостоятельные и контрольные работы. Такие работы составляются так же в соответствии с уровнями учебных способностей. Например, в контрольной работе по математике даются 2 варианта заданий. Детям с низким уровнем предлагается начать заданий, которые они без труда выполнят, но рекомендуется попробовать с задачи, так как задача много «весит». Детям со средним уровнем предлагается решать вариант в такой последовательности как есть (как правило, начинается с задачи), учащимся с высоким уровнем предлагается стандартный вариант, задание повышенной сложности (со звездочкой) и выполнившим работу до окончания урока дополнительный вариант работы, но с повышенным уровнем, за дополнительную отметку. Либо вместо еще одного варианта задания дается тетрадь на печатной основе либо карточка с заданиями повышенной сложности.

5. Организация работы над ошибками. Детям с низким уровнем даются подобные задания, в которых были допущены ошибки (например, выписать словарные слова поставить ударение, подчеркнуть букву, которую нужно запомнить). Учащимся со средним уровнем даются подобные упражнения, но с дополнительным заданием (выписать словарные слова поставить ударение, подчеркнуть букву, которую нужно запомнить и определить количество слогов). Ученики с высоким уровнем должны выписать словарные слова поставить ударение, подчеркнуть букву, которую нужно запомнить и определить количество слогов, разделить слова на слоги).

6. Уроки закрепления. Можно разделить детей на группы по уровню учебных способностей и каждой группе дается задание в соответствии с уровнем. Например, закрепление темы главные и второстепенные члены предложения. «Слабая» группа – составляет предложение по вопросам состоящее только из главных членов (Кто? (Ребята), что делают? (гуляют)). «Средняя» группа – составляет предложение по вопросам из главных членов предложения и одного второстепенного (Кто? (Ребята), что делают? (гуляют), где? (на улице)), а «сильная» группа – предложение состоящее из главных членов и двух – трех второстепенных (Какие? (Веселые), кто? (ребята), что делают? (гуляют), где? (на улице)).

Также существует множество Электронных Образовательных Ресурсов, которые позволяют воспользоваться как готовыми разноуровневыми карточками, так и создать их самостоятельно, опираясь на предоставленный материал.

Подводя итог выше сказанному, подчеркнем, что:

  • учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания более сложного уровня;
  • дети ощущают себя успешными и уверенными, так как они справляются с заданием, которое предложил им учитель;
  • дифференцированное (разноуровневое) обучение позволяет  организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечивает усвоение всеми учениками содержания образования.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЗУНОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА»

Г.О. СЕРЕБРЯНЫЕ  ПРУДЫ  

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ   РФ

142960  Московская  область                                             тел.\ факс 8 – 496 – 67 – 36 – 232

г.о. Серебряные  Пруды                                                                       8 - 496 – 67 – 36 – 166        

с. Узуново, мкрн Северный, д.13                        

Подготовила: Татьяна Сергеевна Болдаева

учитель первой квалификационной категории

2016 – 2017 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития в условиях массовой школы

В работе дан обзор проблемы формирования универсальных учебных действий у детей с разным уровнем развития: основные характеристики, обоснование актуальности темы, проблем, возникающих на практике. Осн...

Выступление на педсовете на тему "Повышение качества обученности"

Ресурс содержит отчёт учителя о работе по повышению качества обученности...

Обобщение из опыта работы по теме самообразования: «Реализация личностно - ориентированного образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования». Автор: Тарасенко Т.С.

Обобщение из опыта работы по теме самообразования: « Реализация личностно - ориентированного  образования в начальной школе как условие эффективности повышения качества образования»  уч...

Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости

Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости...

Дистанционное образование как одно из условий доступности образования для детей - инвалидов и обучающихся с ОВЗ.

Одним из условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является наличие информационной о...

План самообразования "Технология преподавания бурятского языка для детей с разным уровнем знаний родного языка в условиях активной билингвальной среды"

План самообразования "Технология преподавания бурятского языка для детей с разным уровнем знаний родного языка в условиях активной билингвальной среды"...