Дифференцированный подход как одна из форм работы с детьми на занятиях лепкой
статья на тему

Наталья Владимировна

 В статье описаны методы и приёмы дифференцированного подхода на занятиях объединения "Художественная лепка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход  как одна из форм работы с детьми на занятиях лепкой

Для создания оптимальных условий образовательной деятельности и обеспечения ее качества в объединении «Художественная лепка» применяется дифференцированный подход обучения.

Дифференцированный подход ориентирован на индивидуальные возможности, особенности и темпы развития каждого ребенка. Одни дети творчески одаренные, усидчивые, имеющие мотивацию, у других слабое воображение, отсутствует мотивация, подвижные, одни дети выполняют задание сразу, другим нужно многократное повторение аналогичных заданий. Такие различия детей обусловлены возрастными особенностями их развития, состоянием здоровья, типом высшей нервной деятельности и проявляются в разной способности к усвоению знаний, скорости выполнения заданий, в разной степени активности и работоспособности.

Дифференцированный подход в обучении в объединении «Художественная лепка» осуществляется при помощи метода коммуникации и метода разноуровневых заданий.

Метод коммуникации предполагает разделение учащихся на условные типогруппы. Каждая группа отличается психофизиологическим особенностям, творческими способностями, степенью обученности. В объединении можно выделить 3 типогруппы:

Группа 1 Учащиеся, обладающие развитым пространственным мышлением и ярким творческим воображением, имеющие развитую моторику, сенсорное и зрительное восприятие. Самостоятельные, усидчивые, внимательные, имеют мотивацию.

Группа 2 Учащиеся, обладающие творческим воображением и пространственным мышлением, но имеющие неразвитые моторику, сенсорное и зрительное восприятие, относительно самостоятельные и мотивированные, но быстро устающие и легко отвлекающиеся;  

 Группа 3 Учащиеся, у которых неразвито творческое воображение, моторика, сенсорное и зрительное восприятие, они слабо мотивированные, подвижные.

Для каждой группы ставятся различные задачи, позволяющие мобилизовать усилия каждого учащегося и способствующие их творческому развитию.

В дифференциации учащихся на типогруппы есть еще одна положительная черта – создание ситуации взаимопомощи. Так, например, дети первой группы могут стимулировать мотивацию детей третьей группы, а также оказывать им практическую помощь.

Метод разноуровневых заданий подразумевает практические задания различной сложности, способствующие развитию слабых сторон учащихся. На занятиях лепкой практические задания различаются:

  • по объему - масштаб изделия, степень и приемы декорирования изделия, количество элементов композиции;
  • по степени процесса изготовления -  по образцу, по технологической карте, практическому показу;
  • по творческому подходу – применение и варьирование способов и приемов лепки, способность к варьированию и стилизации образов;

Задания для формирования теоретических знаний учащихся предлагаются в форме занимательных викторин, игр, опережающих заданий (подготовка сообщения или определения специального термина по заданной теме).

В процессе освоения заданий изменяется их уровень сложности, определяющие степень самостоятельности и творчества. Так наиболее простой уровень лепки - изготовление небольшого изделия, с ограниченным количеством однотипных элементов, выполняемое   по практическому показу, с использованием образца и технологической карты. Такие задания выдаются учащимся первой и второй группы только вначале обучения, а в третьей группе на протяжении всего обучения.

Наиболее сложный уровень творческого подхода, предполагающий создание сюжетных композиций по собственному замыслу, с использованием разнообразных элементов и способов лепки.

Если учащийся с заданием не справляется, если оно для него оказалось слишком простым или сложным, то учащемуся предлагается иное задание, соответствующего уровню освоенных знаний и умений. Таким образом, учащийся условно переводится в другую типогруппу.

 Использование дифференцированного подхода в учебном процессе объединения «Художественная лепка» развивает знания, умения, навыки, позволяет совершенствовать творческие способности учащихся, что повышает качество обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

Краеведческий музей - одна из форм работы с детьми.

Музей должен стать центральным местом воспитания творческой личности....

Индивидуальное и дифференцированное обучение.Индивидуальный подход в работе с детьми.

В материале изложены  развивающие возможности  учебного материала традиционной системы обучения. Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихсяпри обучении. Направления индивидуали...

Совместные логопедические занятия как одна из форм работы с детьми и их родителями в условиях школьного логопункта.

Совместные логопедические занятия детей с их родителями можно проводить как обучающие, а можно как обобщающие при выпуске из логопункта. Цель этих уроков – научить взрослых слышать своих детей, замеча...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Статья на тему "Сказкотерапия как одна из форм работы с детьми с ОВЗ"

Данная разработка предназначена для воспитателей коррекционных образовательных учреждений...

Дифференцированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми по преодолению акустической дисграфии

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений письменной речи у учащихся начальных классов...