Активные методы обучения
методическая разработка на тему

Пайкина Айна Михайловна

Использование методов АМО на различных этапах урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл АМО34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

    Такие методы, как «Круг дружбы», «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями» и др. эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Метод приветствия «Круг дружбы».
Цель: приветствие обучающихся. 
Задачи: 
- формировать дружественные отношения в коллективе, познакомить с различными формами приветствия в разных странах; 
- снять напряжение в незнакомой группе. 
Численность: весь класс (вся группа). 
Время – 2-3 минуты.


    Учащиеся  встают в круг под негромкую музыку. Для того, чтобы движения были синхронными, учитель объясняет, что при выполнении движений, сначала вступаем в контакт с партнером слева, затем с партнером, который находится справа. 
- Как прекрасно, что мы все сегодня собрались. Приглашаем вас в круг дружбы. (Все участники встают в круг в центре аудитории). 
- Давайте еще раз поздороваемся. Здороваться можно по-разному: 
* как деловые люди - рукопожатием (жмут друг другу руки); 
* как добрые, старые приятели - обняться (обнимают соседа слева, затем справа); 
* просто потереться плечиками (спинками); 

*поздороваться, хлопнув друг друга по ладони; 
*взяться за колени соседа.

- Спасибо. 

     Если целью является  не только поприветствовать друг друга и наладить дружеский контакт, но также и обогатить знаниями группу, то время увеличивается еще на 1,5-2 минуты (это время уходит на то, чтобы рассказать о том, как приветствуют друг друга люди разных стран).

* поздороваться как эскимосы - прикоснувшись носами друг к другу; 
* поклон (как в Японии); 
* приглашая неизвестного человека в дом, монгол преподносит ему полоску шелка или хлопка, которая называется «хада». Обычно она белого цвета, но также может быть светло-голубого и светло-желтого цвета. Если вы удостоились чести получить «хаду», то принимать ее нужно двумя руками с легким поклоном. Передача «хады» и поклон – это знак глубокого взаимного уважения, очень ценимого в монгольской культуре. Давайте поздороваемся по –монгольски и подарим друг другу «хады». (Необходимые материалы: полоски шелка или хлопка, которые называются «хада» (количество полосок = количеству человек), обычно они белого цвета, но также может быть светло-голубого и светло-желтого цвета);
* приветственный танец «адаму» («танец прыжков») (как в Кении); 
*  сложить ладони вместе, как будто молимся, приложить их к голове, поклониться и произнести «савадди». Позиции рук могут разниться: чем выше руки по отношению к лицу, тем больше уважения оказывается тому, кого приветствуют (как в Таиланде); 

    Такие методы, как «Список покупок», «Знаю, узнал, хочу узнать», «Дерево предсказаний», «Разноцветные листы», «Что у меня на сердце», «Фруктовый сад»  позволяют эффективно провести  выяснение ожиданий и опасений постановку целей обучения

Метод «Что у меня на сердце»

Ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

 - Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

    В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

    В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как  «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи.  Существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу, наряду с красивым названием, еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

    Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен великих географических открытий, Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

   

     Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.)

    К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.

    Осборн задумался - бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно? Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма.

 

«Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.

     Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

    Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

    Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

   Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

  Метод весьма прост, доступен и детям, и взрослым, эффективен, даже если участники не очень компетентны.

   Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей. Он научит детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться, научит слушать товарищей, уважать и свое, и чужое мнение, сдружить группу (класс).

Задачи:
1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
2. Как можно определить время, если нет часов?
3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?
4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?
5. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?


Ответы:
1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в  поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы. 
2. Приемлемый ответ зависит от конкретных обстоятельств. Позвонить по телефону; включить радио и ждать, когда объявят точное время; выйти на улицу и спросить прохожего; приблизительно можно определить по положению солнца или луны; по первым петухам; по количеству прохожих на улице; по чувству голода; по цветам; по положению "тарелки" подсолнуха; по поведению собаки (хочет ли она на прогулку)...
3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал.
4. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.
5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния... Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами... Например: дождь из конфет и игрушек... Быстрое перемещение материков...Работа над темой продолжается. Вы грамотно сориентировали ребят в теме, представили им основные направления движения по новому материалу. Далее надо переходить к самостоятельной проработке темы обучающимися, и задача педагога так организовать этот процесс, чтобы ребятам было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал, раскрыть свои таланты, использовать уже имеющиеся знания, взять на себя инициативу и ответственность за их развитие, проявить творчество и активность, приобрести практический опыт.

Как это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов!  

    При организации самостоятельной работы над новой темой помогут следующие активные методы «Инсерт», «Фишбоун», «Автобусная остановка», «Карусель», «Ярмарка», «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза».

Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, фломастеры).

   Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы. Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

   Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нём вопросом по теме.

    Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу.

    В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты.

    Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя.

   Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель обобщает сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Эффективно и эффектно завершить урок, внеклассное мероприятие, педсовет и даже родительское собрание можно, применив АМ релаксации и АМ рефлексии.

Поэтому важной задачей педагога является формирование и поддержание такой атмосферы, в которой участники будут вместе с вами с удовольствием стремиться к познанию нового через творчество, общение, совместную деятельность. Обучение должно восприниматься обучающимися не как тяжёлая обязанность, а как увлекательный процесс, через который происходит узнавание ребёнком разных сторон реальной жизни, в котором можно попробовать на практике применить свои способности, в ходе которого происходит разностороннее раскрытие и развитие обучающегося.


  Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе
релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.     Активные методы «Земля,воздух, огонь и вода», «Энергия », «Роботы», «Постройся по росту» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.


Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, бедра, колени и стремится дальше – к  ступням и кончикам пальцев.
    Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Примечание:

Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Для завершения  урока можно использовать такие активные методы как:  «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Ресторан», «Синквейн» и др. Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.


Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить, получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 10мин.
Численность: Все ученики.

  Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
 

Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить не только то, что ребята усвоили хорошо, а также, на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Обратная связь от обучающихся позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

После завершения данного этапа учитель резюмирует итоги урока, при необходимости даёт задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Метод «Сезоны года»

Цель: Получить обратную связь от учеников, выяснить их содержательное и эмоциональное впечатления от прошедшего урока.

Время: 5 минут на подготовку; 1–3 минуты каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики.

Материал: Лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки (4 цвета). Проведение: Учитель предлагает ученикам оценить своё состояние после урока с помощью ассоциаций, связанных с сезонами года. Каждый обучающийся получает четыре цветных листочка: белый — зима, красный — лето, зелёный — весна и жёлтый — осень. К доске (стене) учитель на некотором расстоянии друг от друга прикрепляет 4 листочка таких же цветов.

Обучающиеся выбирают цвет листочка, отражающий его эмоциональное отношение к уроку, и пишет на нём, почему он выбрал именно этот листочек. Можно выбрать не один листочек. Для содержательной оценки итогов урока перед обучающимися ставятся конкретные вопросы, например, что я понял, что осталось недостаточно ясным, что требует повторения и т. д. Ответы на эти вопросы также записываются на листочках.

Заполненные карточки обучающиеся приклеивают на доске (стене) под листочком соответствующего цвета. Сразу визуально проявляется эмоциональное отражение завершившегося урока. Содержательная оценка может быть прокомментирована обучающимися в процессе наклеивания листочков, либо, в целях экономии времени, учитель может ознакомиться с ней после урока.

 Для первого вашего урока по технологии АМО подготовьте для каждой фазы по одному АМО. Какие этапы вы проведёте с помощью активных методов — определите сами. Выбор зависит от урока, ваших предпочтений, психолого-педагогической характеристики класса.

3–4 активных метода, включённых в первые ваши уроки с АМО, вполне достаточны для начала знакомства педагога и обучающихся с этой образовательной технологией.

Можно ли получить образовательные эффекты от использования на уроках отдельных АМО? Да можно, применение активных методов даже на отдельных этапах образовательного мероприятия содействует повышению эффективности образовательного процесса, повышает познавательную мотивацию и учебную активность детей. Конечно, в этом случае вы не реализуете полноценную технологию АМО, только некоторые ее элементы, и, соответственно, получаете ограниченные образовательные эффекты. Однако вы получаете ценный опыт применения АМО в образовательном процессе, постепенно наращивая который, сможете построить и успешно провести полноценный АМО урок.

    Подводя итог,  можно сделать выводы, что активные методы обучения помогают:

формировать положительную учебную мотивацию;

повышать познавательную активность учащихся;

стимулировать самостоятельную деятельность;

развивать познавательные процессы - речь, память, мышление;

эффективно усваивать большой объём учебной информации;

развивать творческие способности и нестандартность мышления;

развивать коммуникативно-эмоциональную сферу личности обучающегося;

раскрывать личностно-индивидуальные возможности каждого учащегося и определяет  условия для их проявления и развития;

развивать универсальные учебные действия.

   Учитель – знаковая фигура в обществе и, несмотря на все трудности, учитель остается важнейшим специалистом, определяющим ход и развитие общества, экономики, страны. Соответствие форм и методов работы учителя сегодняшним и завтрашним потребностям – задача не только государства, но и самого учителя. От его активности, нацеленности на поиск, овладение и внедрение в практику образовательных инноваций зависит, как быстро будут происходить изменения в школе. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный процесс.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....

"Кейс-метод - активный метод обучения"

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования  в школы России происходит внедрение  новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...

«Кейс - метод – активный метод обучения»

Реализация  системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, на основе кейс-метода....

: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...