Уровень подготовленности первоклассников к обучению в школе
материал на тему

Парфенова Ирина Владимировна

Уровень подготовленности первоклассников к обучению в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровень подготовленности первоклассников к обучению в школе. Учебные возможности первоклассников.

Для определения готовности к обучению в школе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, ставящий конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе.

Для описания готовности первоклассников к обучению в школе использовались два блока показателей: показатели готовности первоклассников к обучению в школе и контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся.

Показатели готовности первоклассников к обучению в школе включают три группы.

Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребенка, определению психофизиологичекой и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т.е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Дополнительно использовались показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка и цена адаптации.

В исследовании участвовали не только сами первоклассники, но и их родители. В результате такого комплексного обследования был получен профиль готовности каждого первоклассника к обучению в школе. В профиле отражены результаты, полученные первоклассником при выполнении диагностических методик, его индивидуально-личностные особенности, информация о семье, показатели здоровья и некоторые другие данные по сравнению с классом и всеми обследованными учащимися.

Главным результатам, является обобщенный портрет первоклассников, отражающий некоторые характеристики детей, которые должны учитываться уже на первых этапах обучения в школе. 

Первоклассники, которые поступают в школу в последние годы – в основном дети одного возраста. Илья по возрасту младше всех.

Большинство первоклассников (86%) ходили в детский сад. Подготовку к школе дети проходили в различных местах. По ответам родителей, половина детей проходила подготовку к школе дома, вторая половина не готовилась к школе. Занятия с логопедом посещали 1 ребенок, самостоятельно занимались со своими детьми 50% родителей.

По результатам опроса родителей, при поступлении в школу 90% первоклассников хотели учиться. В конце первого месяца обучения родители отметили, что с охотой идут в школу около 901% детей, чуть 10% детей идут в школу без особого желания, но спокойно.

В целом, по результатам опроса  более 80% обследованных первоклассников готовы к обучению в школе. Определенные трудности в обучении могут испытывать от 15% до 20% детей. По чтению хорошо готовы около 60% первоклассников, по письму – почти половина, по счету – более 50%.

По результатам опроса родителей, первоклассников хорошо и очень хорошо умеют общаться с взрослыми, и успешно общаются с учителем и со сверстниками. Однако 20%-детей, поступивших в школу, испытывают  трудности в общении. Большинство детей первоклассников могут успешно осваиваться в новой ситуации. Чуть больше половины первоклассников могут хорошо управлять своим поведением. При организации учебной деятельности дома 40% детей необходима помощь.

          В среднем среди всех первоклассников только у 80% детей, здоровье соответствует критериям первой группы здоровья.

          Основная часть первоклассников имеет благоприятные условия дома для обучения (90% первоклассников имеет «уголок школьника» – свою комнату или часть комнаты, обустроенную для занятий). Почти в 90% семей соблюдается режим дня первоклассника.

 Определенные трудности в обучении испытывает Дмитрий  в основном в связи с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности, не развитой моторикой и т.д..

Особое внимание необходимо уделить детям с низким уровнем готовности к обучению. У этих детей, как правило, не сформированы предпосылки учебной деятельности и учителю необходимо очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтения, счета и письма), а развитию у детей произвольности внимания, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п. За 2 месяца мы с ним научились выполнять задание: держать ручку, видеть и правильно определять рабочую строчку и много другое. Для него это большая победа.

Родители при подготовке ребенка к школе уделяют больше внимания формированию навыков чтения, письма и счета, ориентируются только на учебный процесс и считают игру, рисование, конструирование чем-то второстепенным, отказываются от деятельности, в которой и происходит формирование базовых учебных умений: произвольность внимания, мотивация к выполнению задания до получения результата, умение планировать деятельность, способность к групповому взаимодействию и т.д. Многие родители занимаются формальным развитием школьных навыков, забывая о необходимости включать в жизнь ребенка творческую деятельность, тем самым, развивая общую готовность к школе. С поступлением в школу эта тенденция только усиливается. Поэтому учителя должны учитывать сложившуюся ситуацию.

Индивидуально-личностные особенности первоклассников

Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Наличие положительной мотивации – один из важнейших факторов будущей школьной успешности. Педагогам начальной школы стоит приложить максимальные усилия для сохранения имеющейся положительной мотивации. Не менее важной задачей является повышение мотивации у тех детей, которые пошли в школу без особого желания. Низкая учебная мотивация затрудняет адаптацию к школьному обучению. В основе сниженной мотивации могут лежать различные причины: сниженная потребность познавательных мотивов; мотивация избегания неудач, неуспеха («и не буду делать, у меня не получится, я не умею»), завышенные ожидания семьи к успехам ребенка,недифференцированная похвала (при попытке повысить мотивацию и уверенность ребенка).

Поступление в школу сопряжено с необходимостью освоения «школьного поведения» – ребенку необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни.

Первоклассникам необходима помощь в формировании «школьного» поведения. Правил должно быть не много, но их необходимо четко сформулировать. Учителю следует поощрять (отмечать, хвалить) правильное поведение. Часто и в школе, и дома взрослые только отмечают нежелательное поведение, невольно закрепляя его своим вниманием, формируют у ребенка самосознание, восприятие себя как нарушителя дисциплины. Это также способствует закреплению негативного поведения. Важно показать ученику, что он может вести себя в соответствии с требованиями. Можно попросить ребенка проговорить вслух, как он будет вести себя в следующий раз и за правильную схему похвалить.

А самое главное необходимо вести профилактику неправильного поведения школьников. Предупреждать переутомление, скуку на уроке, давая задания разного уровня сложности, вовлекая в совместную деятельность, давая соответствующие рекомендации родителям.

Особого внимания и поддержки требуют дети, которые отличаются большой тревожностью.   

Повышение тревожности – нормальная реакция, которая обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко реагировать на ситуацию и поведение других людей

Проведенное обследование позволило оценить особенности процесса адаптации к школьному обучению с трех сторон:

-       через анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;

-       через восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);

-       через восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

Почти у трети детей практически не фиксируются изменения в поведении при поступлении в школу. У половины детей отмечаются некоторые проявления адаптационного синдрома, например, изменился аппетит, нуждается в длительном отдыхе после школы, перевозбужден и с трудом засыпает. Очень важно обратить особое внимание на последнюю группу детей, так как для них школьная жизнь может быть очень «затратна» и возможны негативные последствия, например, в виде нарушения здоровья. Эта группа детей должна быть под постоянным наблюдением учителей и родителей для оказания своевременной и соответствующей потребностям ребенка и ситуации помощи ребенку.

Перед педагогами и родителями стоит сложная задача – при вхождении в школьную жизнь сохранить имеющийся запас здоровья детей.

Семья как ресурс адаптации первоклассника к обучению в школе

Не вызывает сомнения, что уровень готовности ребенка к школе во многом определяется семьей и ее вкладом в подготовку к школе.

Помощь родителей на первом этапе школьной жизни, а также сотрудничество с учителем будут способствовать успешному обучению детей в школе.

Для первоклассника родители являются авторитетом, но и первый учитель становится также авторитетной фигурой в жизни ребенка. Поэтому в начале обучения в школе важны согласованные действия учителя и семьи.

Для организации эффективного взаимодействия с семьями первоклассников по оказанию поддержки детям учителя начальной школы должны владеть информацией о семьях своих учащихся и об организации учебной деятельности дома.

При поступлении в школу в семье должны быть созданы условия, способствующие успешному вхождению ребенка в школьную жизнь, например, соблюдение режима дня, создание условий для занятий (места для занятий, домашней библиотеки и др.).

Выстраивая работу с семьей, учителю, к сожалению, нужно учитывать низкий уровень доверия некоторых родителей к школе. Поэтому очень важно с первых дней обучения уделять специальное внимание формированию доверия родителей. Для этого учителю важно продемонстрировать родителям заинтересованность в успехах их ребенка, внимание к его достижениям и позитивным изменениям.

По данным проведенного исследования, около половины родителей настраивают своих детей на получение отличных отметок, 20% – на обучение без троек. «Отметки не главное. К этому добавляется еще одна широко распространенная установка. В среднем около половины родителей говорят своим детям о том, что у них на игрушки не будет времени. Такие жесткие установки некоторых родителей вносят свой вклад в усиление тревожных ожиданий ребенка в отношении школы (школа может восприниматься ребенком отчасти как фактор, резко и изменяющий, и ухудшающий качество его жизни, ожидание учебы как конца беззаботного детства, то есть ожидание потери и лишения радости).

   Читать по слогам умели двое Кирилл, Дарья. Знали слоги Илья,  Ульяна. Не знали буквы Никита, М. Дарья, Дмитрий. Владели счетом до 10 знали цифры все, кроме Дмитрия.

Краткая характеристика.  В первом классе 7 человек: 4 мальчика и 3 девочек. Все дети получили дошкольную подготовку:  посещали детский садик п. Примокшанский. Дети не все владеют навыками счета до 10 и обратно, не знает числа и буквы, не умеет считать Дмитрий,  читают  по слогам Дарья, Кирилл. Не развита мелкая  моторика рук у  Дмитрия. Все дети подвижные, любят петь. На уроках любознательные, активные. В данном классе явного лидера пока не наблюдается. В целом психологический климат в классе удовлетворительный.

      Дети дружные, просматриваются навыки общения учащихся в коллективе.

Дети здоровы и готовы к обучению в школе. Дети охотно, с удовольствием участвуют в художественной самодеятельности.

 Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций: наблюдаются быстрое утомление, трудности в организации своей деятельности без внешнего контроля; разный уровень интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития первоклассников. В первых классах выявлены дети, нуждающиеся в логопедической помощи.

    Основная часть детей благополучно адаптировались к новым условиям школьной жизни и чувствуют себя комфортно.  Однако есть и такие дети, которые нуждаются в специальной помощи логопеда Ульяне, Дмитрию, Никите.    

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры

- Снижение уровня беспокойности(неусидчивости). - Снижение быстрого нарастания утомления. - Снижение негативной реакции на низкие оценки. - Уменьшение тревожности в стрессовых ситуациях. - Формир...

«Психолого-педагогическая помощь в адаптации первоклассников к обучению в школе и воспитание толерантности»

Формирование новой образовательной среды в условиях полиэтнической школы...

О первоклассниках (по результатам исследований готовности первоклассников к обучению в школе)

Федеральный образовательный стандарт начального общего образования, который вводится во всех школах России с 2011 года, поставил задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начальног...

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в условиях ФГОС НОО.  Результаты адаптации первоклассников...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников»

Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов: физиологическая готовность, интеллектуальная подготовка, эмоционально-волевая зрелость, социально-личност...

«Психологическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС НОО. Результаты адаптации первоклассников».

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. А родителям последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог и волне...