Активизация познавательной деятельности учащихся.
материал на тему

Акулинина Татьяна Александровна

Доклад на тему: Активизация познавательной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся.

Для  воспитания  интереса к обучению принципиально важна деятельность учащихся с языковым материалом – наиболее эффективный путь воспитания такого интереса. Многочисленные психологические исследования показали, что возникновение интереса можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если учебная деятельность складывается как движение от задачи к способу действия и потом – к результату, то у  школьников возникает внутренняя мотивация к учению.

   Под содержание обучения психологи понимают подлежащую усвоению систему понятий в данной области действительности вместе со способами действий, посредством которых понятия и их система формируются у учащихся.

    Важнейшей особенностью усвоения понятия является то, что его нельзя заучить, нельзя просто привязать знания к предмету или явлению. Понятия надо сформировать, а формируется оно у ученика  под руководством учителя. Процесс формирования понятий неотделим от выполнения действий с языковыми единицами, раскрывающими их существенные свойства: ни один из признаков понятий не дан школьнику в непосредственном наблюдении, каждый ученик должен открыть их сам путем действий с языковым материалом. При этом последовательность таких действий становится не только способом раскрытия содержания, но и выделения такой системы действий  специфичен для каждого конкретного материала. Покажем, как организуется деятельность учащихся на уроке по теме «Общее понятие о синонимах».

      Специфика данного учебного материала такова, что требует организации наблюдений учащихся над языком и различных видов работы, связанных с  анализом речевого образца. Естественно, что усвоение понятия о синонимах должно вестись на хороших речевых образцах. Задачи данного урока очень важны. На уроке школьники должны усвоить, что синонимы – это слова, которые обозначают одно и то же явление действительности, что синонимы могут отличаться: некоторыми оттенками значения, стилистической принадлежностью, способностью сочетаться с другими словами. Слова, относящиеся  к одной синонимической группе, образуют ряд синонимов. Если слово многозначное, то в синонимические отношения оно может вступать в каждом из своих значений.

         Большая часть указанных сведений приобретается учащимися  практическим путем.

         Чтобы напомнить детям, что в русском языке есть слова, обозначающие одно и то же, учитель использует, например, такое задание. Ученикам предлагается продолжить высказывания:

Перечень букв в определенном порядке – это…..(алфавит, азбука). Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это …. (термометр, градусник).

Ряды слов записываются на доске. Учитель спрашивает, почему,  продолжая высказывание, ученики называют два различных слова. Ответ: потому, что они обозначают одно и тоже.

         Следующая задача, которая решается на уроке, показать детям, что, обозначая одно и то же,  синонимы могут отличаться оттенками значения и употребления в речи.  В наиболее доступной форме объяснить учащимся, что слова синонимы могут отличаться оттенками значений, позволяет работа с прилагательными цвета. Учитель открывает доску, на которой написано: красный, алый, багряный, багровый, пунцовый, кровавый, гранатовый, рубиновый – и спрашивает:

- Как соотносится приведенный ряд слов со словом красный?

- Но зачем нужно такое большое количество слов для обозначения красного цвета?

Ученики задумываются. Такое упражнение заставляет детей искать ответ, исходя из личного жизненного опыта, развивается наблюдательность.

Используя метод наглядности можно показать различные предметы различных оттенков красного цвета (связь с жизнью). Я показала лист бумаги с полосками красного цвета различных оттенков. Используя знания детей по изобразительному искусству, мы определяли, что все это красный цвет, но все полоски разные. Они отличаются оттенками цвета, а слова оттенками значения. Затем слова записывали в тетрадь. Следующее задание направлено на развитие воображения и творческих способностей учащихся. Используя данные слова нужно составить рассказ.

      Самые большие возможности для активизации познавательной  деятельности  учащихся, творческого мышления, памяти дают наблюдения над языком поэтических произведений.

Ученикам,  например, предлагается выделить синонимы в поэтической строке

- «Дрожит изумрудная капля в зеленой ладошке ольхи» и сказать, чем они отличаются друг от друга и  чем определяется их выбор. Ученики выделяют изумрудная и зеленая.

Выясняем, что изумрудная – от слова изумруд, а  изумруд не просто зеленый камень, а драгоценный ярко-зеленый камень, прозрачный, яркий, с переливами. Прозрачная капля берет зеленый цвет от листочка и сверкает на солнце, как изумруд. Синоним изумрудная рядом с зеленая позволяет создать яркий и выразительный образ.

     Достоинства наблюдений учащихся над языком состоит в том, что одновременно можно (и нужно) делать теоретические обобщения, т.е. и обогащать школьников знаниями, и формировать у них умения выполнять учебные действия  с языковым материалом.  Достаточно большой стаж работы в малокомплектной школе убедил меня в том,  что традиционные методические приемы оказываются здесь малоэффективными.  Работая с 3-8 ученик5ами, учитель вынужден постоянно  и неоднократно спрашивать каждого из них. У детей формируется постоянная боязнь ошибки, развивается тревожность, к концу урока накапливается усталость, возрастает вероятность  конфликтных ситуаций.

       В условиях малокомплектной школы предпочтительнее использовать приемы «бесконфликтной» педагогики, или педагогики сотрудничества, предполагающей перераспределение функции между учителем и учащимися, сочетание индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учеников, оказание необходимой помощи каждому. Это позволит не только преодолеть трудности в обучении, но и выявить его скрытые резервы.

       Следует сделать несколько замечаний по организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся на уроке и в не его.

       Это трудоемкий и кажущийся громоздким способ работы учителя. Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной работы учащихся и усложняя эту деятельность, учитель готовит учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формировке целей своей работы (что я должен делать?) планирование своего труда, культуре умственного труда, созданию таблиц, схем, инструкций по изучению теоретического материала учебника и применению его на практике, приобретению навыков самоконтроля. Происходит постоянное вытеснение модели обучения (учитель-ученик-учитель), используется модель взаимодействия (ученик – учитель + необходимая помощь и коррекция со стороны учителя)  и  реализуется модель самообучения (ученик + возможная помощь и коррекция со стороны товарищей или учителя). Для правильного развития этих процессов, необходима разработка учебных пакетов по всем темам школьного курса, формирование у школьников навыков совместной деятельности, а также приемов самостоятельной работы  с учебником.

       Большую роль в обучении в малокомплектной школе играет метод наглядности. «Использование наглядности в сочетании со словами учителя, побуждающими учащихся к определенным действиям, - пишет Л.В.Занков, - являются наиболее эффективным приемом развития речи, так как при таком сочетании умственная деятельность учащихся характеризует с соединением мышления в понятиях и непосредственного восприятия». Речевые ситуации, созданные с помощью слова учителя и средств наглядности, поэтому при  создании таких ситуаций от учителя требуется немалая доля творчества, надо  поставить школьника в такие условия, чтобы он говорил не потому, что обязан, а прежде всего потому, что ему интересно выразить свое отношение к какому-то событию, явлению, факту. Добиться этого можно посредством постановки творческих задач. Они могут быть различными по своим целям и задачам.

1. Творческие задания, ориентирующие учащихся на словесное рисование.

2. Творческие задания, направленные на озвучение, оживление картины, рисунка.

3. Творческие задания, ориентирующие учащихся на создание высказывания, аналогичного образцу.

Творческие задания  на основе изобразительной наглядности не только обеспечивают мотивацию высказывания, Нои развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют формированию коммуникативных умений, являются средством нравственного и эстетического воспитания учащихся.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену...

Активизация познавательной деятельности учащихся на I ступени обучения

Конспект выступления на МО учителей начальных классов...

Активизация познавательной деятельности учащихся при использовании нетрадиционных уроков в начальной школе.

Для учителя необходимо формировать интерес  к изучению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся. Для этого используются различные формы и методы работы. Очень интересн...

концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»

Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...

) проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

Доклад «Использование мнемонических приёмов для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения слов из словаря"

Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Б...