Статья на тему: "Роль педагога в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной организации".
статья на тему

Корчагина Елена Вячеславовна

Современная  школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Образовательные приоритеты и положения ФГОС требуют большого внимания к личности обучаемого, его социальным проблемам, решение которых невозможно без профессиональной деятельности педагогов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога в  условиях реализации ФГОС в общеобразовательной организации

Социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях  реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой: дети, родители, педагоги находятся под его пристальным вниманием, ведь наряду с формированием универсальных учебных действий особое внимание  играют личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся  к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию,  к развитию социальных компетенций. Оказание педагогической, правовой, психологической помощи и поддержки как никогда значимо и актуально в современных условиях, новые стандарты требуют при реализации обновленной роли социального педагога в школе.

Важное место в образовательном процессе занимают  здоровье учащихся, социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе и  делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность социального педагога как полноценного участника образовательного процесса.

При реализации ФГОС социальный педагог в своей повседневной деятельности призван объединять усилия семьи, образовательного учреждения, общественности, для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной программ. Введение ФГОС требует создания в образовательном учреждении инновационной деятельности по всем направлениям своего функционирования. Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, в позитивном плане отличается от школы, целью которой является стабильное поддержание раз и навсегда установленного порядка деятельности. В отличие от прошлых времен, когда деятельность образовательного учреждения была скорее направляющего, указующего характера, новое качество работы социального педагога должно быть связано с процессом «социального сопровождения». Такое положение, кстати, максимально приближено к содержанию термина «педагог».  Толковый словарь В.И. Даля определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов».

Социальное сопровождение реализуется непосредственно, в совместной деятельности, что принципиально отличает его от процесса управления, который может осуществляться извне и дистанционно, без непосредственной помощи, личного участия и заботы. Сопровождать необходимо не столько учащегося, сколько его развитие, учитывая два важнейших процесса – социализацию и индивидуализацию. Поэтому изначально предусмотрим объединение действий  и усилий учащегося и социального педагога.

Определим сопровождение с трех позиций: как процесс, как метод и как систему профессиональной деятельности специалистов.

С точки зрения процесса сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих учащемуся максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.

При подходе как к методу понимается создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.

С позиции системы профессиональной деятельности сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс. Здесь оно выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития ребенка и помощи в решении задач обучения и воспитания.

Социальный педагог при  реализации ФГОС участвует в образовательном процессе, который понимается как единство трех процессов: обучение, воспитание, развитие, в специально созданных условиях с целью передачи и усвоения социального опыта.

В целом образование рассматривается как главное условие, при котором индивид усваивает социальную традицию, получает возможность обрести субъектность (ответственное отношение к собственной жизни) и самореализовываться в определенной деятельности.

Сегодня в образовательном процессе в качестве первостепенной задачи ставит социально-ориентированное воспитание ребенка, формирование гражданской  активной личности. В настоящее время значительная часть молодежи связывает личный жизненный успех с материальной стороной жизни и не готова рассматривать образовательный уровень и качество образования как условие для дальнейшего духовного развития собственной личности.

Тем не менее, современная система образования нуждается в духовно развитых компетентных личностях, ибо личность воспитывается личностью, духовность вызывается духовностью. В современной ситуации общественного развития человеку важно реализовываться в качестве творца собственной судьбы и импровизатора в выборе средств самопознания, самоактуализации, самоосуществления, самопомощи и социальный педагог здесь должен быть значимым звеном, непосредственно участвующим и в формировании позитивного эмоционального фона. Образованным сегодня может считаться человек, который в состоянии воспринять все, что захочет и что ему покажется нужным, не нарушая при этом прав других людей; который знает, как и откуда извлечь нужные ему знания, и каким образом претворить их в четкий план действий.

Социальный педагог должен инициировать процесс социальной превенции, обогащая учебно-воспитательные системы образовательных учреждений новейшими социальными технологиями.

Социальный педагог при реализации ФГОС руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей.

Главной ролью социального педагога является всестороннее участие в формировании всесторонне развитой, общественно-активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем учащимся, в том числе с девиантными поведением. Однако социально-педагогическая работа с этими школьниками обладает своей спецификой. Их воспитание тесно связано с перевоспитанием.

Перевоспитание учащегося - это такое изменение его сознания и поведения в результате целенаправленного педагогического воздействия, при котором происходит значительное усиление положительных тенденций нравственного развития личности, и одновременно, ослабевают отрицательные тенденции. Перевоспитание не может протекать успешно, если школьник сам не будет стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение трудного учащегося в активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха в перевоспитании. Работа социального педагога не сразу дает положительные результаты. В своей работе социальный педагог сталкивается с разными трудностями, с различными ситуациями.

В связи с внедрением ФГОС назрела необходимость создания новых парадигм работы социального педагога. Основное назначение социального педагога - социальная защита ребенка, помощь в организации его обучения, реабилитации и адаптации.

Одной из главных задач социального педагога является изучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления. Социальный педагог должен уметь выявлять нуждающихся в социальной помощи детей и во время оказывать ему нужную помощь. В основном это дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в образовательной организации, в семье. А также это одаренные дети.      Социальный педагог участвует в организации внеучебного времени учащегося. Он устанавливает связи с различными секциями и клубами, участвует в школьных мероприятиях. Социальному педагогу приходится координировать работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей микросредой и общественностью микрорайона. Социальный педагог изучает интересы не только учащихся, но и проблемы семейных отношений, взаимоотношений педагогического состава с родителями и учащимися.

Эффективность  деятельности социального педагога достигается при совместной деятельности со школьным психологом, классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе, а так же с учреждениями и органами системы профилактики (полиция, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, медицинские учреждения, социальные службы и др.)

Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной  России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях  важна роль социального педагога  в процессе воспитания и  социализации детей.

Определим задачи воспитания и социализации детей:

  • формирование способности к духовному развитию, непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции – "становиться лучше";
  • принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • формирование отношения к семье как к основе общества;
  • формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

В совокупности все эти задачи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации образовательного процесса.

Результаты подобного процесса можно представить в трёх уровнях.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов  - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами своей школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем.

Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ребенка.

Современная школа,  в условиях модернизации современного российского образования, остро нуждается  в поддержки и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость, отсутствие общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) - все эти проблемы остро стоят перед школой и всем обществом в целом. Их решение невозможно  без  профессиональной работы профильных специалистов, в т.ч. социальных педагогов.

Литература

1. Справочник социального педагога/  авт.-сост.Гришанова О.С. –Изд.2-е, перераб.-Волгоград: Учитель, 2015 г.-294 с.

2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2001.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1997.

4. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2000. - 272 с.

5. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001, с.33-36.

6. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.

7. Социальная работа/Под общ. ред.В.И. Курбатова. Ростов н/д: Феникс, 1999; М.: ВЛАДОС, 2000.

8. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов/М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2007. - 512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность младших школьников и работа детских организаций как средства реализации ФГОС НОО. Детская организация "Мы - занковцы".

13 ноября 2008 года в МОУ СОШ №3 г. Балашова создана детская организация «Мы-занковцы!». У организации есть свои символы и атрибуты. Знамя оранжевого цвета - любимый цвет романтиков и  мечтател...

Статья на тему: "Роль информационно-коммуникационных технологий в достижении планируемых результатов ФГОС НОО на уроках в начальной школе".

Как современные компьютерные технологии помогают решать в условиях ФГОС такую важную задачу, как формирование Универсальных Учебных Деействий на уроках в начальной школе....

Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.

1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

Статья на тему «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»

Статья на тему «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС»...