"Воспитание гражданственности и патриотичности у младших школьников"
статья на тему

Ковтунова Ольга Юрьевна

Из опыта работы учителя до данному направлению ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        В Концепции образования  определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников через принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование основ российской гражданственности.Значение и функции начальной школы определяются неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Поэтому, главные задачи обучения должны  обеспечивать: формирования личностного отношения обучающихся к окружающей среде, овладение этническими, эстетическими и нравственными нормами.

      Работая по проблеме «Воспитание гражданственности и патриотичности младших школьников» в практике своей педагогической деятельности я использовала ценности русской народной культуры и методы народной педагогики.Проводимая мною работа проходит в двух направлениях: через систему уроков учебного процесса и внеклассную работу.

Неотъемлемой частью каждого урока русского  языка я использую проведение  «Минуток чистописания», где обязательно  провожу  работу по изучению пословиц и поговорок. Эта часть урока, кроме учебной задачи, решает и воспитательную: пословицы и поговорки учат оценивать поступки человека, дают совет, критикуют и высмеивают, являясь образцом русской речи, образцом краткости, точности, образности, мудрости. При изучении многих тем  курса мною использованы материалы с пословицами и поговорками на разных этапах урока: при изучении нового, закреплении изучинного, в проверочных работах, как занимательный материал.

Ознакомление обучающихся с фразеологизмами на уроках русского языка, позволило мне показать детям удивительный, многоцветный мир слова,  разбирать и изучать его по кирпичикам, рассмотреть в разных ракурсах и аспектах.

Структура урока чтения позволяет мне проводить ежедневную речевую разминку, в которую включаю  стихи русских классиков и произведения малого фольклора: потешки, скороговорки, небылицы, календарные детские заклички, дразнилки. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает у детей удовольствие, несет положительный эмоциональный отклик. Поэтому, этот  этап урока позволяет решить многие образовательные задачи: развивать интерес к предмету, знакомить с русским народным фольклором,  отработать основные качества речи, развивать умения видеть в тексте тропы, крылатые слова и выражения, метафоры, олицетворение, эпитеты, вовлечь в активную работу всех учащихся класса.

Внеурочная деятельность учебного курса «Доноведение» позволяет мне расширить знания учащихся о своем крае, его истории и традициях, обрядах жителей Дона. Много познавательного открыли для себя ученики 2 класса в этом году: о неповторимой природе степи, о её лекарственных растениях, плодородных качествах земли как  житницы страны.

Вовнеклассную  работу я включила проведение классных часов, целью которых является  формирование правильной гражданской позиции учащихся: уважать свою семью и школьный коллектив, соблюдать правила культурного поведения в общественных местах, бережно относиться к своему здоровью, знать и уважать культуру и традиции своего народа. Дети приняли участие в таких мероприятиях как: «День матери»,«Потолкуем о маме», «День защитника отечества», подготовили выступление в школьном смотре строя и песни, представили  исполнение песни «Шёл ленинградский паренёк» на конкурс патриотической песни,провели фольклорный обрядовый праздник «Коляда».Готовясь к проведению  традиционных зимних святок, дети узнали о Рождестве Христовом, являющимся предысторией народного веселья. К празднику разучивали стихи о Богомладенце, народные колядки, готовили украшение в виде гирлянд и рождественских звезд. Праздник прошел как импровизация народного гулянья с песнями-колядками и шумным весельем детворы, а родители приготовили праздничное угощенье.

 Много классных бесед посвятили тематике ВОВ, учащиеся: Верютина Анна, Романова Анна, Никитина Арина, Киснер Анастасия, Анцупов Николай – стали участниками всероссийской акции «Бессмертный полк».  

14 апреля была проведена экскурсия в городской музей с целью знакомства с экспонатами зала «Космонавтики». Учащиеся узнали, кто такой космонавт  Юрий Усачёв, посмотрели уникальный фильм, отснятый им в дар нашему городу о жизни российских космонавтов на станции «Мир».

В следующем учебном году я планирую продолжить проводимую мною работу по следующим направлениям:

  1. Ты – ученик.
  2. Россия – моя Родина.
  3. Дружба – чудесное слово.
  4. Путешествие в страну здоровья.


Предварительный просмотр:

        В Концепции образования  определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников через принятие обучающимися базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование основ российской гражданственности.Значение и функции начальной школы определяются неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Поэтому, главные задачи обучения должны  обеспечивать: формирования личностного отношения обучающихся к окружающей среде, овладение этническими, эстетическими и нравственными нормами.

      Работая по проблеме «Воспитание гражданственности и патриотичности младших школьников» в практике своей педагогической деятельности я использовала ценности русской народной культуры и методы народной педагогики.Проводимая мною работа проходит в двух направлениях: через систему уроков учебного процесса и внеклассную работу.

Неотъемлемой частью каждого урока русского  языка я использую проведение  «Минуток чистописания», где обязательно  провожу  работу по изучению пословиц и поговорок. Эта часть урока, кроме учебной задачи, решает и воспитательную: пословицы и поговорки учат оценивать поступки человека, дают совет, критикуют и высмеивают, являясь образцом русской речи, образцом краткости, точности, образности, мудрости. При изучении многих тем  курса мною использованы материалы с пословицами и поговорками на разных этапах урока: при изучении нового, закреплении изучинного, в проверочных работах, как занимательный материал.

Ознакомление обучающихся с фразеологизмами на уроках русского языка, позволило мне показать детям удивительный, многоцветный мир слова,  разбирать и изучать его по кирпичикам, рассмотреть в разных ракурсах и аспектах.

Структура урока чтения позволяет мне проводить ежедневную речевую разминку, в которую включаю  стихи русских классиков и произведения малого фольклора: потешки, скороговорки, небылицы, календарные детские заклички, дразнилки. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает у детей удовольствие, несет положительный эмоциональный отклик. Поэтому, этот  этап урока позволяет решить многие образовательные задачи: развивать интерес к предмету, знакомить с русским народным фольклором,  отработать основные качества речи, развивать умения видеть в тексте тропы, крылатые слова и выражения, метафоры, олицетворение, эпитеты, вовлечь в активную работу всех учащихся класса.

Внеурочная деятельность учебного курса «Доноведение» позволяет мне расширить знания учащихся о своем крае, его истории и традициях, обрядах жителей Дона. Много познавательного открыли для себя ученики 2 класса в этом году: о неповторимой природе степи, о её лекарственных растениях, плодородных качествах земли как  житницы страны.

Вовнеклассную  работу я включила проведение классных часов, целью которых является  формирование правильной гражданской позиции учащихся: уважать свою семью и школьный коллектив, соблюдать правила культурного поведения в общественных местах, бережно относиться к своему здоровью, знать и уважать культуру и традиции своего народа. Дети приняли участие в таких мероприятиях как: «День матери»,«Потолкуем о маме», «День защитника отечества», подготовили выступление в школьном смотре строя и песни, представили  исполнение песни «Шёл ленинградский паренёк» на конкурс патриотической песни,провели фольклорный обрядовый праздник «Коляда».Готовясь к проведению  традиционных зимних святок, дети узнали о Рождестве Христовом, являющимся предысторией народного веселья. К празднику разучивали стихи о Богомладенце, народные колядки, готовили украшение в виде гирлянд и рождественских звезд. Праздник прошел как импровизация народного гулянья с песнями-колядками и шумным весельем детворы, а родители приготовили праздничное угощенье.

 Много классных бесед посвятили тематике ВОВ, учащиеся: Верютина Анна, Романова Анна, Никитина Арина, Киснер Анастасия, Анцупов Николай – стали участниками всероссийской акции «Бессмертный полк».  

14 апреля была проведена экскурсия в городской музей с целью знакомства с экспонатами зала «Космонавтики». Учащиеся узнали, кто такой космонавт  Юрий Усачёв, посмотрели уникальный фильм, отснятый им в дар нашему городу о жизни российских космонавтов на станции «Мир».

В следующем учебном году я планирую продолжить проводимую мною работу по следующим направлениям:

  1. Ты – ученик.
  2. Россия – моя Родина.
  3. Дружба – чудесное слово.
  4. Путешествие в страну здоровья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Краеведение, как основа воспитания гражданственности и патриотизма у младших школьников"

Статья для педагогического форума. В ней говорится о том, как в нашей школе реализуется предмет "краеведение"....

Воспитание культуры речевого общения у младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Автор стастьи отвечает  на вопрос, как повысить эффективность уроков русского языка и литературного чтения, сделать их интересными, как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя?...

Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников.

Сообщение о патриотической работе, проводимой в классе....

Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников.

Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возраждения. Маленький гражданин -это тот, кто любит свою Родину, умеет реагировать на изменение в обществе...

Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников

Чтобы «увлечь сразу троих – ребенка, учителя, родителя», классный руководитель должен хорошо изучить коллектив, с которым ему предстоит работать....

Проект "Формирование гражданственности и патриотизма у младших школьников"

Данная работа может привлечь классного руководителя при подготовке к работе по формированию патриотизма и гражданственности у младших школьников....

Доклад "Воспитание гражданственности и патриотизма у младших школьников"

В данной презентации раскрыты суть понятия, цели и задачи, принципы, направления, условия реализацииЮ, технологии, методы и приемы патриотического воспитания в начальной школе....