«Формирование метапредметных компетенций учащихся начальной школы».
учебно-методический материал на тему

Коротких Лариса Юрьевна

Материал по теме «Формирование метапредметных компетенций    учащихся начальной школы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Формирование метапредметных компетенций    учащихся начальной школы».

            Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности, как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня становится конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

         Особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС) уделено метапредметным результатам, которые дополняют «портрет современного выпускника начальной школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умениями планировать, прогнозировать и т.д. Перечисленные характеристики входят в состав метапредметных компетенций младших школьников (регулятивной, познавательной, коммуникативной).  Еще учитель, выдающейся психолог В. В. Давыдов сказал, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей.

        А Л.С. Выготский утверждал, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь в деятельности самого ученика. Каждый ученик при формировании метапредметных компетенций должен пройти следующий путь:

1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

4) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под  руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным  предметам − математике, русскому языку и чтению. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности УУД контролирует учитель.

1 этап формирования УУД

Для того чтобы организовать прохождение учащимися 1 этапа формирования УУД используем  технологию деятельностного метода обучения (ТДМ), которая помогает учителю на каждом уроке независимо от предметного содержания включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Благодаря этому на уроках разных типов они выполняют весь спектр УУД, требуемых ФГОС.

2 этап формирования УУД

Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия. В противном случае, формирование надпредметных умений будет также неэффективно, как, например, обучение детей решению квадратных уравнений без знакомства их с соответствующими формулами корней.

Но тогда встают вопросы:

  • Где взять знания о нормах выполнения УУД?
  • Где в учебном процессе найти место и время для знакомства с ними учащихся?
  • Каким способом это делать?

На курсах я познакомилась с надпредметный курс «Мир деятельности» для 1−4 классов, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД и умения учиться.

Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

I.            Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д. (регулятивные УУД)

II.           Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д. (коммуникативные УУД).

III.          Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д.(познавательные УУД).

IV.             Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д. (личностные УУД).

3 этап формирования УУД

После того как учащиеся на занятии по курсу «Мир деятельности» освоят знание о том или ином способе выполнения некоторого УУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам, проводимым в ТДМ.

Уроки проходят так же, как и на 1-м этапе, но теперь учащиеся выполняют это УУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, при необходимости корректируя его, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.

4 этап формирования УУД

Контроль знания способов выполнения УУД проводится на уроках по курсу «Мир деятельности», а контроль умения их применять − на предметных уроках и во внеурочной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование метапредметных компетенций младших школьников

Слайд 2

Ключевые изменения в ФГОС−2: 1) Ориентация на результаты образования. 2) Объектами итогового контроля и аттестации являются не только предметные результаты , но и личностные и метапредметные результаты и умение учиться в целом.

Слайд 3

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся: … метапредметным , включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия , обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться , и межпредметными понятиями.

Слайд 4

Умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение Представление о действии, первичный опыт его выполнения Мотивация и приобретение знаний о способе выполнения действия Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Контроль

Слайд 5

Содержательно-методические линии курса «Мир деятельности» ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТНАЯ

Слайд 6

Темы курса «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Виды УУД Примеры тем курса «Мир деятельности» РЕГУЛЯТИВНЫЕ Организационно-рефлексивная линия ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ «Ставлю цель». «Результат открытия нового знания. Эталон». ПЛАНИРОВАНИЕ , ПРОГНОЗИРОВАНИЕ «Ключи к новым знаниям». «Планирование учебной деятельности».

Слайд 7

КОНТРОЛЬ «Как проверить свою работу». «Подробный образец». «Результат открытия нового знания. Эталон». КОРРЕКЦИЯ «Я знаю. Я умею». «Как выяснить, что я не умею». «Как превратить своё неумение в умение». «Алгоритм исправления ошибок».

Слайд 8

Надпредметный курс «Мир деятельности» Тренинг УУД на предметных уроках

Слайд 9

Спасибо за внимание .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания, как средство формирования УУД в начальной школе

Компетентностно-ориентированное задание – задание, которое требует использования знаний в условиях неопределенности, за пределами учебной ситуации, организует деятельность учащегося, а не ...

Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Формирование УУД в начальной школе

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позвол...

Описание логики и отдельных приемов формирования ИУ в начальной школе.

Описание  работ  по формированию информационных умений на примере формирования умения выделять главное в информационном источнике и умение составлять план информационного сообщения....

ПРОЕКТ + ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Образовательная технология «Портфолио» как отражение и способ формирования потенциала учащегося начальной школы»

  В условиях перехода школ Российской Федерации на ФГОС НОО возникает необходимость организации деятельности младших школьников с их личными Портфолио. Форма представления опыта – инновационный проект...

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Формирование УУД в начальной школе при внедрении ФГОС НОО

Универсальные учебные действия. Функции. Виды. Условия обеспечивающие развитие УУД. Связь УУД с содержанием учебных предметов. Преемственность при формировании УУД....