"Профстандарт педагога" - выступление на семинаре
презентация к уроку на тему

Петрова Анна Юрьевна

Предлагаю вашему вниманию выступление на семинаре с презентацией "Профстандарт педагога".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profstandart-vystuplenie_na_seminare.docx23.84 КБ
Office presentation icon standart_pedagoga.ppt134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новый профессиональный стандарт учителя разрабатывался последние годы по поручению президента.

Стандарт деятельности педагога должен заменить действующие «квалификационные характеристики» – требования к учителям. Согласно документу, от российского учителя ждут не только умения «планировать и проводить учебные занятия», как было раньше. Теперь к школьному преподавателю выставлено куда больше требований.

В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Преподаватель должен стать еще и профессиональным психологом, понимающим «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни». В разделе «необходимые умения» уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий», – вести «проектную деятельность», «полевую практику». Кроме того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы.

«Эти критерии я бы охарактеризовал как список требований к идеальному преподавателю, которому можно сразу присвоить звание заслуженного учителя России», – считает сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий. По его мнению, разработчики выставили слишком высокие требования к учителю. «Один из главных навыков, прописанных в документе, это умение работать во всех типах классов и со всеми детьми. Таких учителей в России не больше 100 человек – уверен эксперт. – Чтобы получить таких педагогов, надо изменять программу обучения в педвузах».

Вопрос состоит в том, зачем на самом деле нужен профессиональный стандарт. В конце концов, есть диплом о педагогическом образовании, есть документ, подтверждающий профессиональную переподготовку или повышение квалификации, есть, в конце концов, документ о прохождении аттестации. Все это – установленные законом «Об образовании» документы и процедуры. Где здесь место профессиональному стандарту?

Профессиональный стандарт – не наше изобретение. Профессиональный стандарт учителя есть во многих странах. Чаще всего этот документ разрабатывается профессиональными ассоциациями педагогов. Не министерствами, не ведомствами, а самими педагогами. В профессиональных стандартах для учителя в разных странах можно увидеть разные подходы, но есть общие признаки:

  1. В стандартах прописан набор единых для всех характеристик, составляющих обобщенный портрет педагога. Профессиональный стандарт педагога должен стать стандартом его развития. Молодой специалист, получивший диплом, дающий ему право называться учителем, еще не есть профессионал. Это право он должен заслужить. С другой стороны, есть множество опытных педагогов, которые, увы, профессионально непригодны, но при этом считают, что их педагогический стаж дает им все основания считать самих себя настоящими профессионалами.

Вот именно для того, чтобы осознавать, куда стремиться в своем развитии, как не закостенеть, не зачерстветь с годами, и формируют сами педагоги рамки профессии на разных этапах карьеры.

  1. Профессиональный стандарт служит ориентиром, основанием для требований к подготовке учителей в высших учебных заведениях.
  1. Прописываемые в профессиональном стандарте характеристики относятся к деятельности учителя, а не ко всем аспектам его жизни. Согласитесь, невозможно прописать, что все учителя должны быть честными со своими учениками, что они не должны оказывать на них морального давления и т.д. Точнее, прописать это можно, но как это контролировать, как соблюдать, как оценивать?
  2. Профессиональный стандарт не только определяет, каким должен быть учитель и к чему он должен стремиться, но и как можно оценить достижение учителем целей профессионального развития. Оценивать учителя по таким профессиональным стандартам должны профессионалы, такие же учителя, и четкие механизмы такой оценки тоже закладываются в профессиональный стандарт.
  3. Профессиональный стандарт должен быть написан абсолютно понятным, доступным не только для самого учителя, но и для всех остальных языком.
  4. В любом случае профессиональный стандарт – это не инструмент дополнительного контроля со стороны начальства, это стимул, основа для саморазвития, а достижение поставленных стандартом целей – основание для поощрения.

По мысли авторов профессионального стандарта педагога, он предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Каковы же эти требования? Согласно проекту стандарта, педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для того чтобы включить в образовательный процесс любых учеников: со специальными потребностями в образовании; одарённых учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями здоровья и т. д.

Педагог обязан эффективно управлять классами – вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера.

Педагогу вменяется в обязанность умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность и т. д.

В проекте стандарта неоднократно повторяются требования к любому учителю и воспитателю:

  • работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;
  • работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
  • работать с девиантными , зависимыми , социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.

Предполагается также поддержка учителем развития коммуникативной компетентности обучающихся, формирования системы регуляции ими своего поведения и деятельности, освоения и смены видов ведущей деятельности, формирования детско-взрослых сообществ, становления картины мира, работы с родителями, семьёй, местным сообществом.

Требования к педагогу, предусмотренные в «стандарте», на наш взгляд, слишком широки, одному и тому же человеку непосильны. Универсальных учителей и воспитателей не существует в природе. Каждый сильнее в чём-то одном, чем в другом. Специалист в обучении ярко одарённых детей может не быть столь же хорошим мастером в обучении умственно отстающих детей или слепых и глухих детей.

По мнению авторов стандарта, это означает соединение в лице педагога ещё и психолога, и дефектолога, и тьютора, и социального работника.

Вся непомерная сложность образовательных проблем сегодняшнего дня ложится на плечи педагога.

Как предполагается в проекте стандарта оценивать соответствие требованиям, предъявляемым к учителю? Посредством т. н. внутреннего и внешнего аудита. Оба вида включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, сбор данных для оценивания осуществляется путём опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.

Внутренний аудит – это аудит, осуществляемый самой организацией для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.

В проекте стандарта подчёркивается, что, оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.

Внешним аудитом в проекте стандарта называется проведение аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования.

На наш взгляд, предусмотренные в стандарте аудиты и иные мероприятия по оценке качества педагогического труда, нереалистичны.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся, которые зависят далеко не только от педагога. «Соавторами» учителя и воспитателя выступает природа и общество, равно как и обстоятельства жизни.

Мы опасаемся, что и сами требования, и оценка степени удовлетворения этим требованиям, превраятт стандарт в инструмент формализации деятельности педагога.

По мысли авторов, стандарт заменяет собой существующие квалификационные характеристики и должностные инструкции. На наш взгляд, предлагаемый стандарт не преодолевает технократический подход в оценке труда педагога.

В проекте стандарта содержится утверждение, не вызывающее протеста и сомнения. Это тезис о том, что требовать от учителя можно только то, чему учителя научили. «Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил».

           Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно следовать за изменением стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Выступление председателя МО учителей начальных классов ГБОУ школа 464 Пушкинского района СПб Петровой А.Ю.

Слайд 2

Содержание профессионального стандарта в области ОБУЧЕНИЕ Педагог должен: Иметь высшее или среднее специальное образование Демонстрировать знание предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной образовательной программы Уметь планировать и анализировать работу Владеть формами и методами обучения Уметь объективно оценивать возможности детей, используя разные формы и методы контроля Владеть ИКТ-компетенциями

Слайд 3

Содержание профессионального стандарта в области ВОСПИТАНИЕ Владеть формами и методами воспитательной работы Уметь общаться с детьми, защищать их интересы и достоинство Устанавливать чёткие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в ОУ, эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды Эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность Уметь строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, возрастных и индивидуальных особенностей Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребёнка

Слайд 4

Содержание профессионального стандарта в области РАЗВИТИЕ Готовность принять разных детей, вне зависимости от их учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния здоровья Способность оказать адресную помощь ребёнку своими педагогическими приёмами Умение проектировать безопасную и комфортную образовательную среду Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения Знание общих закономерностей развития личности, возрастных особенностей учащихся

Слайд 5

Заповедь школы «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь и любить тех, кому преподаёшь». В.О.Ключевский

Слайд 6

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые компетенции педагога и проблемы содержания образования в свете требований профстандарта педагога

Презентация содержит материалы выступления на городском семинаре учителей начальных классов по проблеме введения профессионального стандарта педагога с 01 января 2015 года. В выступлении затрагиваются...

Выступление на семинаре по дефектологии «Творческий подход педагога к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с детьми ОВЗ»

   Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа...

Статья - размышление "Профстандарт педагога. Плакать или смеяться?"

Прежде чем говорить о всех «за» и «против» касательно Профессионального стандарта педагога, потребовалось с ним ознакомится и детально изучить. В нём выделено три сферы ответст...

Введение профстандарта «Педагог» - новые требования к педагогам

Выступление на педсовете по теме: Введение профстандарта "Педагог"- новые требования к педагогам...

Выступление на педагогическом совете по теме: Профстандарт педагога.

Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем сам...

Педагогический совет с элементами деловой игры «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности....

Распространения опыта педагога. Выступление на семинаре

Новый стандарт ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности и общества. Делается акцент не на предметный, а на личностный результат. Важна прежде всего личн...