Выступление из опыта работы по теме самообразования «Развитие логического мышления на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»
статья на тему

Анисимова Лариса Константиновна

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_logicheskogo_myshleniya.doc522.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Выступление на заседании методического объединения

 учителей начальных классов

(протокол № 5   от 19.05.2015)

Выступление из опыта работы по  теме самообразования

«Развитие логического мышления на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»

1. Особенности памяти

Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало.

Память многолика. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю жизнь; это собственное имя, образ папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где родился человек и т.д. Все это долговременная память. Но существует и кратковременная память. В этом случае информация хранится недолго: секунды или минуты. Такая память называется кратковременной. Но кратковременная память может превращаться в долговременную.

Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме  того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная память), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т.д.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема») или природная память. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет), и в дальнейшем может и не развиваться. В ряде случаев, при наличии нервных болезней, при переутомлении ребенка и т.п., эта способность ослабевает.

Каждый человек, какими бы слабыми способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.

Эти приемы – своего рода надстройка над природной памятью. Назовем ее культурной памятью. Совершенно очевидно, что чем сильнее природная память и более развита культурная, тем больше, прочнее, точнее, быстрее и надежнее запоминает человек. Каким образом особенности природной и культурной памяти человека проявляются в его жизни?

Если человек просто заучивает, многократно повторяя материал, зазубривает его или быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такие запоминания называются механическим, или непосредственным, то есть без средств. А что такое запоминание без средств? Это не что иное, как работа природной памяти. В тех случаях, когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, осмысливает материал и т.д. Речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании, о логическом (опосредованном, то есть с помощью средств).

Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти. Как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой.

2. Особенности памяти детей младшего школьного возраста

7 лет – это уже возраст. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную, жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а мы, взрослые, должны ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как в каком направлении и какими темпами будет развиваться память. У этого явления есть закономерные причины. Память младшего школьника такова, что он может запоминать произвольно и непроизвольно, может заучивать материал, но может и применить какой-либо способ для запоминания информации. Однако непосредственная память и опосредованная существуют как бы в параллельных, почти не пересекающихся, плоскостях.

В чем это проявляется?

Для ребенка 7-8 лет гораздо легче заучить, вызубрить, нежели осмыслить материал. Возникает ситуация, когда применение самого способа запоминания требует больше энергии, нежели запоминание без него. Вследствие этого применение способов обработки материала в целях повышения эффективности запоминания может иметь противоположный результат. Это явление носит временный характер. Как правило, к концу младшего школьного возраста (к 10-11 годам) продуктивность опосредованной памяти стабильно выше продуктивности непосредственной.  

Младшие школьники способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, составлять мнемический план.

Для того чтобы дети успешно учились в начальной школе, с ними нужно регулярно заниматься, развивать у них логическое мышление.

Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения.

Особое внимание и педагоги, и родители должны уделять переходу детей из начальной школы в среднюю. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию учащихся.

Преподаватели среднего звена считают, что учащимся пришедшим из начальной школы, для успешного обучения недостает целого ряда качеств. Прежде всего, они отмечают низкий уровень развития речи, смысловой памяти, низкий уровень сформированности операций логического мышления, произвольности.

В начальной школе педагоги должны развивать логическое мышление ежедневно и научить их:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, слова, числа;
  • обобщать;
  • классифицировать предметы, слова, числа;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определение тем или иным понятиям и явлениям;
  • определять отношение между предметами типа род – вид;
  • осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями и явлениями;
  • определять отношения между предметами типа «часть – целое»;
  • развивать речь;
  • использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях.

Для развития интеллектуальных способностей ребенка достаточно кроме подготовки домашних заданий выполнять ежедневно или через день упражнения для развития логического мышления.

3. Особенности мышления детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память.

Описывая процесс развития мышления у детей младшего школьного возраста, следует отметить, что в 7-8 лет ребенок еще мыслит конкретными категориями. Конкретность мышления ребенка выступает и в восприятии им иносказательной речи. Ребенку 7-8 лет трудно понять переносное значение пословиц, метафор. Так, каменное сердце для ребенка – это сердце из камня.

Чтобы сформировать у младшего школьника научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов, следует показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен по данное понятие. Понятие – это обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков. Если учащиеся 1-2-го класса отмечают наиболее наглядные, внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает?) или его назначение (для чего он?), то к 3-му классу школьники уже в большей мере опираются на знания, полученные в процессе обучения и позволяющие выявлять существенные признаки предметов. Так, в понятие растения включаются такие разные предметы, как высокая сосна и маленький колокольчик. Объединяются эти разные предметы в одну группу потому, что каждый из них обладает общими для всех растений существенными признаками: они живые организмы, растут, дышат, размножаются.

В 8-9 летнему возрасту у ребенка происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к абстрагированию (умение выделять существенные признаки предметов и отвлечься от второстепенных признаков предметов) и обобщению. Критерием владения тем или иным понятием является умение им оперировать.

Третьеклассники должны также уметь устанавливать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.

Если ученик 1-2-го класса подменяет аргументацию и доказательство простым указанием на реальный факт, указанием на аналогию, далеко не всегда правомерную, то в 3-4-м классе младший школьник уже должен уметь дать обоснованное доказательство. Вся аналитическая деятельность учащегося 3-4-го класса должна основываться на представлениях и понятиях.

Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности анализировать связи и отношения между предметами и явлениями. К концу 3-го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление следующих отношений между понятиями и явлениями.

Некоторые трудности отмечены у младших школьников в овладении такой мыслительной операцией, как сравнение. Сначала ребенок вообще не знает, что такое сравнивать. На вопрос: «Можно ли сравнить яблоко и мяч?» - часто слышим в ответ: «Нет, нельзя, яблоко можно кушать. А мячик катится». Если задавать вопрос иначе, то можно получить правильные ответы. Следует сначала расспросить детей, чем похожи предметы, а затем – чем они отличаются. Детей необходимо подвести к правильному ответу, к правильному использованию сравнения.

Особые трудности возникают у младших школьников при установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это можно объяснит тем, что при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, так как указанный факт может быть следствием самых разных причин, которые нужно специально анализировать. Таким образом, при одном и том же уровне знаний и развития младшему школьнику легче ответить на вопрос: «что произойдет, если растение не поливать?», чем на вопрос: «Почему это дерево засохло?»

Чтобы помочь младшим школьникам, следует предлагать на каждом уроке и во внеурочной деятельности упражнения, задания, игры, которые способствовали бы развитию логического мышления.

4. Особенности психологического развития

 детей младшего школьного возраста

Чтобы ребенок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов, становлению психических функций. Для оказания полноценной, квалифицированной помощи родителям и педагогам начального звена школы следует знать и учитывать особенности психологии учащихся младшего школьного возраста.

Остановимся более подробно на развитии мышления детей младшего школьного возраста.

Развитие логического мышления

Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем производит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

К моменту перехода в среднее звено школы (5-й класс) школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Надо показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие.

Ребенок 7-8 лет обладает достаточно развитым конкретным мышлением. Как мы уже подчеркивали, за время обучения в начальном звене он, прежде всего, должен познакомиться с понятиями, с их существенными и несущественными признаками.

Поэтому первый этап в развитии теоретического мышления младших школьников может быть назван следующим образом: знакомство с признаками понятий.

На втором этапе нужно формировать умение оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные, то есть речь идет о формировании такой операции логического мышления, как абстрагирование.

На третьем этапе необходимо самое серьезное внимание обратить на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений. При формировании этой операции логического мышления следует особое внимание обратить на поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов и явлений.

Первые три этапа развития логического мышления реализуются в 1-2-м классах начальной школы.

На четвертом этапе (3-й класс) – школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями. К этому этапу развития логического мышления можно отнести и формирование умения давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки. Например: ринг (видовое понятие) – это площадка (родовое понятие) для бокса (видовой отличительный признак).

Пятый этап (3-4-й классы) предполагает развитие аналитической деятельности, которая вначале (1-2-й класс) заключается в анализе отдельного предмета (поиск признаков), а к 3-4-му классу – в умении анализировать связи между предметами и явлениями (участь и целое, рядоположенность, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений и др.).

К окончанию младшей школы у ребенка должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез.

К окончанию 3-го класса учащийся должен научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.

Восприятие становится думающим

В процессе обучения в начальном звене школы восприятие ребенка становится:

  1. ) более анализирующим;
  2. ) более дифференцирующим;
  3. ) принимает характер организованного наблюдения
  4. ) изменяется роль слова в восприятии (если у первоклассников слово по преимуществу несет функцию названия, то есть является словесным обозначением после узнавания предмета, у учащихся старших классов слово-название уже является самым общим обозначением объекта,  предшествующим более глубокому его анализу).

Развитие восприятия не происходит само собой, а идет параллельно с развитием мышления. В развитии восприятия младших школьников немалую роль могут сыграть и родители, организуя занятия с детьми.

Как показывают психологические исследования, одним из наиболее эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательность является сравнение. Развивая у ребенка такую мыслительную операцию, как сравнение, делаем его восприятие более глубоким. При этом количество ошибок восприятия уменьшается.

Внимание становится произвольным

Возможности волевого регулирования внимания у учащихся 1-2 классов весьма ограничены. В этом возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересном, на трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточиться, упорно работать лишь при наличии «близкой» мотивации (перспективы получить пятерку, заслужить похвалу учителя).

Начало обучения в школе стимулирует дальнейшее развитие непроизвольного внимания. Непроизвольное внимание становиться особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Вызывает у младших школьников эмоциональное восприятие. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то естественно, уроки и занятия с детьми должны быть увлекательными и занимательными.

5. Развитие внимания и логического мышления на уроках русского языка

(Из опыта работы)

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие – это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения “вид – род”. Это такие отношения, когда все предметы, входящие в “вид”, входят и в “род”, имеют общие существенные признаки. Например, сандалии – обувь, окунь – рыба.

Подбери родовое понятие к следующим словам:

щука – …

липа – …

ромашка – …

картофель – …

грач – …

глаз – …

осень – …

оса – …

вилка –… 

деление – …

метр – …

серебро –…

озеро – …

скрипка –…

Понятия могут относиться друг к другу и как “часть” – “целое”, например: лист – часть дерева, ноготь – часть пальца.

Укажи целое, частью которого являются:

карман – …

крыло – …

плавник – …

ветка – …

рукав – …

ножка – …

окно – …

кабина – …

лепесток – …

циферблат – …

ступень – …

ручка – …

Понятия могут находиться между собой в отношении рядоположности, когда указывают предметы, вещи, явления, в чем-то сходные, принадлежащие к одной группе, которую можно назвать общим понятием (например, сосна, липа – деревья).

В данных рядах слов подчеркни понятия, которые находятся в отношении рядоположности:

Ясень, ветви, дерево, клен, лист (ясень, клен)

Повар, кастрюля, инженер, человек, чертеж (повар, инженер)

Река, озеро, водоем, вода, берег (река, озеро)

Молоко, бутылка, магазин, масло, продавец (молоко, масло)

Горизонт, север, компас, восток, стрелка (север, восток)

Лев, хищник, охотник, ружье, тигр, жертва (лев, тигр)

Утро, время, день, сутки, солнце (утро, день)

Автобус, самолет, вертолет, транспорт, корабль (самолет, вертолет)

Иногда понятия отражают какие-то явления одного порядка, но являющиеся противоположными по смыслу. Это отношение противоположности. Например, добрый – злой.

Подбери противоположные понятия:

большой – …

свет – …

радость –…

храбрость – …

быстрый – …

тусклый – …

день – …

сладкий – …

печальный – …

начало – …

длинный – …

ложь – …

победа – …

смерть – …

молодость – …

бодрый – …

Назови вероятные причины следующих событий:

насморк – …

синяк – …

авария – …

ошибка – …

наказание – …

наводнение – …

опоздание – …

драка – …

Назови возможные следствия следующих событий:

засуха –…

праздник – …

сражение – …

молния – …

осень – …

опасность – …

переедание – …

болезнь – …

Бывает, что события происходят одно за другим, но не являются причиной и следствием друг друга. Эти понятия находятся в отношении последовательности, например: воскресенье – понедельник.

К следующим словам подбери понятия, которые находятся в отношении последовательности:

февраль – …

вторник – …

первый – …

вечер – …

Отношения между понятиями, когда одно из них отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого, называют функциональными. Например, стол – обедать, стол – дубовый.

К предложенным понятиям подбери еще два, находящиеся с ним в функциональных отношениях:

ложка – …(серебряная, есть)

бумага – …(белая, писать)

врач – … (детский, лечить)

калькулятор – …(электронный, считать)

библиотека – … (городская, книги)

Форма обобщающей деятельности школьников на разной ступени обучения не остается постоянной. Вначале она строится обычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.

В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями.

Определи закономерность составления среднего слова в верхней строке и вставь вместо точек слова, составленные по тому же принципу:

гараж жаба банан

пирог поле слеза

  утка туча чаща

ливер … кулак

рынок … осада

орел … сажа

В исходном слове меняется одна (любая) буква. Получается новое слово. В этом слове также меняется одна (любая) буква, снова получается новое слово. Таким образом, нужно дойти до заданного нужного слова.

лес – … – … – … – бор

кошка – … – мышка

 

Приставьте козе рога (рога - коза) рога – роза – коза.

Доведите кота до сыра (кот - сыр) кот – ком – сом – сор – сыр

Доведите мышку до норки (мышка - норка)

Протяните мост через реку (мост - река)

Назови одним словом следующие группы слов:

мак, ромашка, роза

чашка, тарелка, миска

рубашка, брюки, платье

морковь, капуста, свекла

кукла, мишка, мячик

 

Подбери нужное слово:

кровать – лежать, стул - …

малина – ягода, девять – …

человек – ребенок, собака - …

овца – стадо, буква - …

воробей – птица, окунь - …

волк – пасть, птица - …

растение – семя, птицы - …

бежать – стоять, кричать - … 

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:

автомобиль, тормоз – автор

колос, роза, вата - …

кора, лото, боксер - …

баран, рана, банка - …

Составь предложение, в котором бы были эти три слова:

медведь, озеро, карандаш

мальчик, клен, пень

лиса, варенье, лав

Придумай предложение (небольшой рассказ), где бы все слова начинались на одну букву.

Например: Мальчик Митя мыл маленького медвежонка. .

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.

Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

6. Задачи для развития конвергентного мышления.

Развитие и коррекция мышления ребенка – одна из самых важных и сложных психолого-педагогических проблем.

Мышление – основа обучения, потому и развитие различных видов мышления рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.

В своей практике я использую задачи, которые предназначены для развития мышления младших школьников. Такие задачи называются НЕВЕРБАЛЬНЫМИ, а тип мышления -  КОНВЕРГЕНТНЫМ.

Понятие конвергентное мышление значит последовательное, логическое, однонаправленное. Задачи, предполагающие активизацию данного типа мышления, имеют единственный правильный ответ, который выводится из самих условий. Этот тип мышления считается более простым по сравнению с творческим мышлением, но от того важность его при формировании обучаемости ребенка не уменьшается.

Формируемые в ходе решения данных задач интеллектуальные умения имеют общий, универсальный характер. Данные задачи могут быть использованы частично как дополнительные задания на различных уроках, а также в самых разных формах внеклассной работы (интеллектуальные конкурсы, олимпиады и так далее)

Кроме целей развития и коррекции конвергентного мышления ребенка, данные задания помогут выявить наиболее одаренных детей. Всего даны 3 группы заданий:

  • простые закономерности;
  • простые аналогии;
  • сериации.

Описание каждой группы задач состоит из трех частей:

I серия посвящена тому, как научить детей решать задачи данной группы;

II серия содержит задачи для фронтальной работы по развитию и закреплению полученных интеллектуальных умений;

в III серию включены самые сложные задачи каждой группы.

Значительная часть задач, входящих в состав третьей группы, представляет определенные трудности не только для младших школьников, но и для старших детей. Эти задачи могут быть использованы для самостоятельной работы с целью выявления наиболее способных детей. Из задач этих серий можно составить задания для олимпиады или конкурса.

Литература

Басов А.В., Тихомирова Л.В. Материалы по оценке готовности к обучению в среднем      звене. Ярославль, 2002.

Волина В.В. Учимся играя. М.,2004.

Житникова Л.Н. Учите детей запоминать. М.: Просвещение, 1999

Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Ярославль: Академия развития, 2003.

Познавательные способности в обучении/ Под ред. В.Д.Шадрикова. М.: Просвещение, 1998.

Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: Математика. Ярославль: Академия развития, 2001.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2003.

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: Гринго, 2003.

Хрестоматия для маленьких/ Сост. Л.Н. Елисеева. М.: Просвещение, 2000.

Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. .Ярославль: Академия развития, 2003.    

Эльконин Д.В. Психологическое развитие в детских возрастах. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.

Выступление на тему: "Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе."...

Компетентностный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла в начальной школе.

Современный учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создания учащимися собственных продуктов в...

Компетентностный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла в начальной школе.

    Современный учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создания учащимися со...

Статья "Интеграция естественно-научных знаний на занятиях дисциплин гуманитарного цикла в начальной школе"

Статья посвящается вопросу применения школьниками начальной школы естественно-научных знаний на предметах гуманитарного цикла; интеграции знаний во внеурочной деятельности. Предлагаются методические м...

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...