Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Дергачева Ирина Анатольевна

Выступление на тему: "Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_uudva.pptx2.99 МБ
Файл pedsovet.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.

Слайд 3

Услышал – увидел – изобразил графически – поделился с другом – проговорил и запомнил.

Слайд 4

Работа со звуком.

Слайд 5

Ё ё м ё д [ О ] ё ж и к [ Й ’ О ]

Слайд 6

Г г г р и б г и р я г к

Слайд 7

ЖИ ШИ Ж У К Ж И Л И Ж ж Ж Ш

Слайд 8

Й О Д Й О Г У рТ Й й

Слайд 9

Щ щ ч а щ а Щ Н ЩЬН ЩУ ЩА щ у к а

Слайд 10

Ф О Н Ф И Л И Н Ф ф в ф

Слайд 11

Ъ п о д ъ е зд о б ъ ё м

Слайд 12

Ь с е м ь я т е н ь к о н ь к и

Слайд 15

Прочитайте. Вставьте в звуковые «домики» пропущенные звуки. [ _ ] , [ _ ] – твёрдые непарные шипящие согласные звуки. [ _ ] , [ _ ] – мягкие непарные шипящие согласные звуки.

Слайд 16

Прочитайте. Устно составьте с каждым словом предложение. Лу г – лу к , пло д – пло т , пру д – пру т . Какие звуки обозначаются выделенными буквами? Подберите к каждому слову проверочное.

Слайд 17

«Составь предложение». Душистый, пчела, осень, цветы, солнце. Утром, на, капли, траве, росы, засверкали.

Слайд 20

«Расставь предложения». Ёж быстро привык ко мне. Летом на даче я встретил друга. Каждое утро я ставил ему блюдце с молоком. Это был ёж. 4, 3, 2, 1 2, 4, 3, 1 1, 2, 3, 4

Слайд 21

«Напиши предложения». М ____ в _____ с ______ п ______ г ______. Мы всей семьёй пошли гулять. В ______ у _____ в ______ м ______. М _____ с _____ г ______ б ______.

Слайд 22

«Расшифруй слова, объедини в группы». п, и, к, а, т 2. ь, о, ч, н 3. й, е, н, и т, ф, и, у, л ч, е, е, р, в д, а, р, г б, и, и, т, н, о, к у, о, р, т с, г, е, н г, а, о, п, и, с н, е, д, ь ь , д, д, о, ж Тапки, туфли, ботинки, сапоги – обувь; Ночь, вечер, утро, день – время суток; Иней, град, снег, дождь – осадки.

Слайд 23

«Объясни и изобрази символами значение слова». Больно прикусил язык . Язык до Киева доведёт. Разведчики взяли языка . Без языка и колокол нем. Язык под чесночным соусом.

Слайд 24

«Составь новое слово». Автомобиль, тормоз – Колос, роза, вата – Кора, лото, боксёр – Баран, рана, банка – автор корова колобок барабан

Слайд 25

«Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию».



Предварительный просмотр:

Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.

    Познавательный интерес ребёнка очень широк, он интересуется всем вокруг и  задача учителя начальных классов суметь направить      

этот интерес так, чтобы ребёнок получал оптимальные сведения научного характера и сведения об окружающем мире для успешного овладения школьными знаниями.  Для успешного обучения нам необходимо с 1 класса начать формировать у ребёнка познавательные УУД: читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить её          

в материалах учебников, рабочих тетрадях, дополнительной литературе, осуществлять операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы обобщения, понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Ребёнок воспринимает материал лучше, когда задействованы все органы чувств. Особенно в 1 классе по моим наблюдениям практически у всех детей действует такой принцип: услышал – увидел - изобразил                

графически – поделился с другом – проговорил и запомнил.  Так, например, самый трудный момент для учащихся 1 класса – работа со звуком. На слух тяжело воспринимать классификацию звуков: гласные – согласные, твёрдые – мягкие, звонкие – глухие, шипящие, парные – непарные. Приходится повторять на уроке несколько раз, но на следующий день многие дети это забывают. Намного эффективнее работа со звуком и буквой проходит, используя знаково-символичные средства: «Весёлые человечки».

С их помощью я осуществляю операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делаем выводы, обобщения, и понимание сложной темы проходит в интересной, игровой форме. Дети в этой работе мои помощники и руководители образовательного процесса.

Наша параллель 2 классов  работает   по учебнику В. П.  Канакиной   мы считаем, что содержание учебника «Русский язык» как и методика  преподавания, отвечает всем требованиям концепции развития  различных УУД.  Так же я использую в работе и дополнительные источники: тетради  творческих работ, тетради комплексных работ, рабочие  тетради,  которые  представляют  большие   возможности для формирования познавательных универсальных действий. Но, конечно, есть много заданий, которые  я подбираю сама и предлагаю детям. Хочу рассказать о некоторых видах познавательных заданий творческого характера, которые успешно применяю на своих уроках. Данные задания и приёмы позволят: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживать внимание детей и использовать знаково -   символические средства.

Из какой  группы  слов  можно   составить  предложение ?

Душистый, пчела, осень, цветы, солнце.

Утром, на, капли, траве, росы, засверкали.

   Прочитай  текст. Найди предложение , которое  не подходит  по смыслу.

          Однажды  мы  поехали  в  лес за  земляникой .Много ягод набрали. Я тоже целый ковш набрал  и  бабушке  отдал  для  варенья . Леса – лёгкие нашей планеты . Я радовался , что в этом варенье была и  моя земляника.

В  каком  порядке  нужно  расставить  предложения ,чтобы  получился  текст?

  1. Ёж  быстро привык  ко мне. 2) Летом на даче  я встретил  друга. 3) Каждое  утро я ставил ему блюдце с молоком .4) Это был ёж.

4,3,1,2                    2,4,3,1                    1,2,3,4

  «Напиши как  можно больше предложений, в которых каждое слово будет начинаться с указанной буквы».

М…………… в……….. с………… п……………. г………… .

Мы всей семьёй пошли гулять.

В……………. у……………… в………………. м…………. .

М……………. с………………. г……………….. б……………. .

 Расшифруй слова и скажи, каким общим словом их можно объединить.

 1) п, и, к, а, т               2) ь, о, ч, н             3) й, е, н, и

т, ф, и, у, л                      ч, е, е, р, в             д, а, р, г

б, и, и, т, н, о, к                у, о, р, т                с, г, е, н

г, а, о, п, и, с                    н, е, д, ь               ь, д, д, о, ж

Ответ: 1)тапки, туфли, ботинки, сапоги-обувь;2)ночь, вечер, утро, день-время суток; 3) иней, град, снег, дождь- осадки

Объясни значение слова «язык» в каждой фразе:

 Больно прикусил язык.

 Язык до Киева доведёт.

 Разведчики взяли языка.

 Без языка и колокол нем.

Язык под чесночным соусом.

Из каждого слова взять только первые слоги, составить новое слово:    

 автомобиль, тормоз — автор

колос, роза, вата — …

кора, лото, боксер — …

баран, рана, банка — …

        Познавательные УУД формируются постепенно с 1-4 классы. В результате системы упражнений, направленных на формирование познавательных УУД ученик должен осознать «Я умею думать, рассуждать, сравнивать, обобщать, находить и сохранять информацию.  И самое главное: мне это интересно и необходимо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных УУД на уроке английского языка в начальной школе (на примере УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для второго класса общеобразовательных учреждений)

Данный материал содержит теоретическую часть, где дается определение универсальных учебных действий и их классификация, а также практическую,в которой на примере конкретных заданий  УМК М. З...

Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Технология проблемного обучения эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ....

Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения

Формирование познавательных УУД  на уроках русского языка  в начальной школе средствами проблемного обучения  на  разных этапах комбинированного урока....

Формирование познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителяФормирование познавательного интересана уроках русского языка в начальной  школе...

Формирование познавательных УУД на уроках «Окружающего мира» в начальной школе

Для чего мы учим детей? Раньше, мы бы ответили: для того, чтобы они умели читать, считать, вычислять и писать. Но с позиции Федеральных государственных Образовательных Стандартов мы поняли и приняли э...

Выступление на августовской конференции на тему: Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе средствами проблемного обучения

Из опыта учителя начальных классов  МБОУ «Средней школы №9» ЕМР РТ Соловьевой Ирины ИвановныФормирование познавательных УУД  на уроках русского языка  в начальной школе средствами пробл...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Развитие логического мышления на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое о...