Статья "Интеграция естественно-научных знаний на занятиях дисциплин гуманитарного цикла в начальной школе"
статья на тему

Вавилова Татьяна Петровна

Статья посвящается вопросу применения школьниками начальной школы естественно-научных знаний на предметах гуманитарного цикла; интеграции знаний во внеурочной деятельности. Предлагаются методические материалы из педагогического опыта, применение которых направлено на активизацию научно-познавательного интереса у учащихся. Статья адресована педагогам начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.3

Т.П. Вавилова

МБОУ «Сары-Чумышская ООШ»

Новокузнецкий район, Кемеровская область

T.P. Vavilova

MBOU «Sary-Chumyshskaya school»

Novokuznetsk region, Kemerovo oblast

vawilowa.tania2013@yandex.ru  

Интеграция естественно-научных знаний на занятиях дисциплин гуманитарного цикла в начальной школе

Integration of natural science knowledge in the humanities of the humanities cycle in primary school

Статья посвящается вопросу применения школьниками начальной школы естественно-научных знаний на предметах гуманитарного цикла; интеграции знаний во внеурочной деятельности. Предлагаются методические материалы из педагогического опыта, применение которых направлено на активизацию научно-познавательного интереса у учащихся. Статья адресована педагогам начальной школы.

The article is devoted to the question of the application by the schoolchildren of the elementary school of natural science knowledge on the subjects of  the humanities cycle; integration of  knowledge in after-hour activities. Methodical materials from pedagogical experience are proposed, the application of which is aimed at enhancing the scientific and cognitive interest of students. The article is addressed to primary school teachers.

Ключевые слова: интеграция, естественно-научные знания, дисциплины гуманитарного цикла, литературное чтение, русский язык.

Key words: integration, natural science knowledge, the discipline of the humanitarian cycle, literary reading, Russian language.

Интеграция естественно-научных знаний при обучении в начальной школе способствует формированию у учащихся целостной картины мира.

Интеграция проводится на разных уровнях: внутрипредметном и межпредметном.  Мы рассмотрим        внутрипредметную интеграцию, которая включает фрагментарную интеграцию, так как она более логично вписывается в ход занятий гуманитарного цикла в начальной школе.

Так, фрагментарную интеграцию используют как отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других школьных дисциплин.

 Далее хотелось бы рассказать о более конкретных примерах применения естественно-научных знаний учащимися на занятиях дисциплин гуманитарного цикла.

Если рассмотрим серию уроков по литературному чтению в 3 классе (УМК «Школа России»), то легко убедимся, как глубоко взаимосвязано содержание этих занятий с естественно-научными знаниями.

Поэтическое творчество в данном учебнике скомпоновано в разделы «Поэтическая тетрадь».

Изучая творчество русских поэтов, ребята могут проследить общность гуманитарных знаний с естественно-научными, что укрепляет интерес учащихся к познанию связей между их знаниями по разным предметам.

Например, при изучении творчества Ф.И. Тютчева после прочтения стихотворения «Листопад» можно задать следующие вопросы:

Что такое листопад? Когда он начинается? Листья, какого цвета вы видели? Породам каких деревьев они принадлежали? Почему листья засыхают и опадают осенью? А как выглядят листья в летнее время? Почему они зеленые? Как автор в стихотворении показал постепенную смену времен года?

В конце урока предлагаю выполнить творческое домашнее задание, чтобы учащиеся нарисовали листопад. Дети передают образ осеннего явления через рисунок. Логично на следующий урок оформить выставку рисунков «Кружит листья листопад!»

При знакомстве с творчеством А.С. Пушкина школьники читают отрывок из романа «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…»

Ребятам даю задание найти строки, подтверждающие наступление осени.

Затем рассмотреть признаки наступления осени более подробно:

Почему день осенью становится короче?

Куда улетают птицы осенью?

Как называют таких птиц? Каких перелётных птиц вы знаете?

Назовите неперелетных птиц нашего региона?

Как можем мы помочь этим птицам в зимнее время? (Изготовить кормушку).

Из чего можно сделать кормушку для птиц? (Из пластиковой бутылки, коробки от сока или молока и т.д.).

Чем разрешается кормить птиц? (Учитель раздает памятки «Правила кормления зимующих птиц»)

Детям можно дать творческое задание изготовить кормушку и провести экологическую акцию «Помоги птице зимой!!!», развесить свои кормушки в парке около школы.

На последующих занятиях учащиеся знакомятся с произведениями поэта И. Никитина «Встреча зимы» и И. Сурикова «Зима».

Перед прочтением стихотворения «Встреча зимы» важно, чтобы дети поделились наблюдениями о приходе зимы, описали картины зимнего преображения природы. Потом задаю ребятам вопросы: Что такое снег? Из чего образуются снежинки? Как выглядят снежинки? Для чего на поверхности земли образуется снеговой покров?

А после прочтения лирического произведения «Зима» ученики вспоминают приметы морозного дня, рассказывают, как подготавливаются к наступлению холодного времени животные и люди.

Далее ребята подготавливают внеклассное мероприятие «Встреча первого снега». Дети организуют выставку рисунков «Зимушка-зима!», учат стихи и подготавливают музыкальные номера, которые отражают тему праздника, ищут пословицы и загадки о снеге и зиме.

В ходе рассмотрения «Поэтических страничек» школьники рассматривают не только смену времен года (зима, весна, лето, осень), но и соответствующие данным сезонам погодные явления (вьюга, гроза и т.д.).

Многие литературные произведения, которые изучают учащиеся на уроках чтения, носят научно-познавательный характер.   При работе с рассказами М. Пришвина, В. Бианки, В. Астафьева и многих других писателей ребята получают естественно-научные знания.  Они рассматривают внешний вид и места обитания животных, разнообразие лесов (лиственный лес, тайга), говорят о необходимости охраны природы и т.п.

Прочитав рассказ «Акула» Л.Н. Толстого, обсуждаем с учащимися внешний вид акулы, где она обитает, к какому классу животных относится, рацион питания, чем может грозить встреча с ней. Предлагаю ребятам выполнить рисунок, на котором нужно изобразить акулу.

Так, например, после прочтения рассказа Л.Н. Толстого «Какая бывает роса на траве» ребята в тексте ищут ответы на вопросы, которые касаются данных знаний. Что такое роса? В какое время года бывает роса? В какое время суток появляется? Где она особенно обильна?

В рассказе «Куда девается вода из моря?» дети сталкиваются с тем, что в произведении сообщаются научные сведения о круговороте воды в природе. Они вспоминают и закрепляют полученные знания на уроках окружающего мира. В конце таких уроков даю ребятам задание нарисовать рисунок, на котором нужно отобразить данные природные явления.

После прочтения сказки М. Горького «Случай с Евсейкой», целесообразно подготовить изображения морских обитателей, о которых говорится в произведении, а затем совместно определить, как они выглядят и называются. Или можно просмотреть небольшой видеоролик в Интернете о животных Мирового океана. Кроме того, мною в программе Power Point разработана интерактивная игра-соревнование «Морские обитатели» (вопрос-ответ). На слайдах расположены вопросы и несколько изображений представителей подводной фауны к каждому из них. Ребятам нужно ответить на вопрос и выбрать верный ответ.   Также, детям предлагаю выполнить следующее домашнее задание - нарисовать жителей подводного мира.    

Если мы рассмотрим материал упражнений учебника «Русский язык. 3 класс» (УМК «Школа России»), то увидим множество точек соприкосновения с естественно-научными знаниями.    

Например, на уроках русского языка школьники встречаются с упражнениями, в которых даются народные приметы о погоде, в текстах заданий, где встречаются описания растений, птиц и животных, их условий жизни и мест обитания, погодные явления, времена года и др. Выполняя такие упражнения, дети привлекают знания, полученные ими на уроках окружающего мира. Таким образом учитель активизирует научно-познавательный интерес и расширяет знания учеников в данной области.

Например, при выполнении упражнения № 25 учебника «Русский язык. 3 класс» (УМК «Школа России») дети ищут ответы на следующие вопросы: Как выглядит птица клест? В какое время года эта птица прилетает к нам?  Когда у неё появляются птенцы? Где вьют свои гнезда? Чем питается клёст?

Выполняя творческие задания по русскому языку, учащиеся сталкиваются с необходимостью применения имеющихся научных знаний.

 А именно, перед составлением текста сочинения по картине В.Д. Поленова «Золотая осень» дети вспоминают понятия горизонт, заливные луга, делятся наблюдениями о приходе осени, определяют различие ранней и поздней осени и, тем самым, расширяют и закрепляют свои знания об окружающем мире.

В рамках реализации ФГОС НОО интеграция естественно-научных знаний происходит не только на уроках, но и на занятиях по внеурочной деятельности учащихся. В программах по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению нередко включаются темы, разделы, блоки, которые требуют применения естественно-научных знаний.

Например, в разработанной мною программе «Я - гражданин» есть темы, которые касаются природных условий животного и растительного мира нашего края и нашей планеты, о материках и океанах, семи чудесах света и Кемеровской области, а также, проблем сохранения природы, которые заставляют каждого ученика задуматься над своим вкладом в охрану окружающей среды.  

Например, при рассмотрении темы «Наш таёжный мир» дети вспоминают и определяют флору и фауну нашего края, работают с красной книгой.   При дальнейшем знакомстве с изучаемой темой каждый учащийся получает проектное задание по теме «Животные и растения Кемеровской области». Ученики подготавливают сообщения, кроссворды, ребусы, загадки. Затем из собранного материала формируется продукт группового проекта – сборник «Занимательно и познавательно.  О природе Кемеровского края".  Ребята иллюстрируют сборник своими рисунками.

        Итак, каждый учитель на своих уроках может создать условия, при которых учащиеся начальной школы   могут применять свои естественно-научные знания  на занятиях гуманитарного цикла.

Литература

1. Литературное чтение. 3 класс.  [Текст]: учебник / Л.Ф. Климанова [и др.]—2 -е изд.— М.: Просвещение, 2017.— 152-163 с.

2. Русский язык.  3 класс.  [Текст]: учебник /  В.П. Канакина [и др.] —2 -е изд.— М.: Просвещение, 2017.— 37-40 с.

3.  Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании.  [Текст]: учебное пособие/  И. Алексашина И.- М.: Народное образование. - 2001.- № 1.-  161 с.

4. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. [Текст]: учебное пособие. / А.Я. Данилюк-М.: Педагогика. -1997.- №4.- 24-28 с.  

5. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://festival.1september.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок филологического цикла в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС

На уроке: - создание эмоционального настроения-извлечение  информации из схем-самооценка-анализ вопросов-ориентирование  по развороту учебника-прогнозирование на основе работы с учебник...

Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе.

Выступление на тему: "Особенности формирования познавательной деятельности на уроках гуманитарного цикла в начальной школе."...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Развитие логического мышления на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое о...

Компетентностный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла в начальной школе.

Современный учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создания учащимися собственных продуктов в...

Компетентностный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла в начальной школе.

    Современный учитель должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создания учащимися со...

Сборник практических заданий для аудиторных занятий по учебной дисциплине Литературное чтение в начальной школе 3-го класса

для аудиторных занятий по учебной дисциплине Литературное чтение в начальной школе 3-го класса...