Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка в начальной школе (УМК Кузовлев В.П.)

    Прокопьева Ирина Владиславовна

    Методическая разработка

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка в начальной школе»

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Универсальные учебные действия - это есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:

    I. личностный;

    II. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

    III. познавательный;

    IV. коммуникативный.

    Я хотела бы остановиться на коммуникативных учебных действиях, которые обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    В рамках изучения иностранного языка мы говорим о коммуникативных учебных действиях как:

    1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников;

    2. способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    3. разрешение конфликтов — выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    4. управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

    5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

    Формирование универсальных учебных действий включено в стандарт начального образования и нашло отражение в УМК «Английский язык» Кузовлева В.П., который разработан на основе концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур»

    На своих уроках я стараюсь использовать следующие технологии обучения:

    1. Технология интерактивного обучения:

    2. Информационно-коммуникационная технология обучения

    3. Технология проблемного обучения

    4. Метод проектов, игры

    Коммуникативные универсальные учебные действия я стараюсь формировать во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

    При аудировании  ученик должен послушав определённую аудиозапись извлечь именно ту информацию, которая соответствует коммуникативной задаче поставленной учителем, а также грамотно изложить свой ответ, используя соответствующие лексические и грамматические конструкции.

    Например:

    1. Послушайте аудиозапись и скажите :

    - О чем из того, что изображено на рисунках, рассказывает Энн? (Кузовлев В.П. 3 кл. тема «What are the coloures of your city?»)

    2. Послушайте диалог и скажите:

    -Чем любят заниматься Кёрк и его брат? (Кузовлев В.П. 3 кл. тема «What games do you play?»)

    Что касается говорения,  то ученик учится участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении; составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа; рассказывать о себе, своей семье, друге.

    Например:

    диалог

     познакомься с новым другом. Узнай его/её имя, возраст, что он/она любит делать. Разыграйте диалог с одноклассником по ролям. (What is your name? How old are you? I like…, My name is…, I am…);

    монолог

     Расскажи о любимом сказочном герое (внешность, где живёт, что умеет делать). His/Her name is…, He/She lives…., He/She can…

     Расскажи о любимом сказочном герое (внешность, характер, что любит делать), не называя его. Пусть твои одноклассники догадаются и назовут героя сказки.

    В письме 

     списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;

     восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей;

     писать по образцу краткое письмо зарубежному другу;

     писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днем рождения (с опорой на образец).

    Например:

     Заполни анкету, дополнив незаконченные предложения

     Прочти письмо, полученное от друга по переписке, и напиши ответ, дополнив незаконченные предложения.

     Прочти письмо, полученное от друга по переписке. Напиши

    ему письмо. Расскажи о себе и ответь на три его вопроса (Have

    you got any pets? What do you like to do? What is your favourite subject?).

    В чтении:

     соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом;

     читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

     читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.

    Использование игровых методов также эффективно развивает коммуникативные УУД особенно на начальном этапе:

    На уроках с ребятами я использую следующие игры:

    Игра с мягкой игрушкой (закрепление лексики), найди соответствие, съедобное – не съедобное, угадай цвет , в магазин, «Делай,как я», Фоули артист, Alphabet Race, Word train и т.д.

    Также я использую коротенькие скороговорки на определённый звук:

    A fat Pat had a fat cat

    Pat's fat cat sat at Pat's hat.

    Различные рифмовки, которые можно также использовать в качестве физ.минутки

    Hands up! Hands down!

    Hands on hips! Sit down!

    Hands up! To the sides!

    Bend left! Bend right!

    One, two, three …Hop!

    One, two, three ….Stop!

    Stand still!

    Слушаем и разучиваем песенки «Clap your hands», «The ABC», «What is your name».

    Для лучшего запоминания новых слов часто использую «договорки»:

    У елки цвет всегда один, Почему сосисок нет?

    Зимой и летом это – green. Утащил их рыжийcat.

    По моему мнению игры быстрее помогают снять языковой барьер и помогают ученикам быстрее освоить материал на иностранном языке.

    Выполнение проектных работ. Сделанные своими руками пособия помогают ученикам рассказывать о себе, своей семье, своем друге, домашнем  питомце и т.д. Выполняя творческие проектные работы, дети развивают не только мелкую моторику, но и речь.

    В проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, безынициативности учащихся на уроках, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. Проектная методика развивает у школьников самостоятельность, творчество, активность, так необходимые им в процессе обучения.

    В конце своего выступления хотелось бы добавить , что целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение- это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. Поэтому формирование коммуникативных УУД особенно важно на начальных этапах овладения иностранным языком.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование познавательных УУД на уроке английского языка в начальной школе (на примере УМК М. З. Биболетовой «Английский с удовольствием» для второго класса общеобразовательных учреждений)

    Данный материал содержит теоретическую часть, где дается определение универсальных учебных действий и их классификация, а также практическую,в которой на примере конкретных заданий  УМК М. З...

    Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах

    В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегр...

    Выступление по теме: Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе».

    Методические рекомендации по формированию УУД на уроках английского языка в начальной школе....

    Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе

    Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, ...

    Статья "Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах"

    В статье рассматривается важность развития коммуникативных УУД в условиях реализации ФГОС НОО....

    Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах

    Данный материал содержит методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальных классах...