Опыт работы по теме «Использование исследовательских методов и приёмов на уроках математики как средство развития мыслительной деятельности младших школьников»
учебно-методический материал на тему

Дмитриева Надежда Александровна

В работе представлены теоретическая часть опыта, технология опыта и результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_raboty.docx881.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Педагог года – 2017»

в номинации «Учитель года - 2017»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Описание опыта работы

C:\Users\Home\Desktop\подготовка у Учителю года\фото работа\DSC03280.JPG

Автор: Дмитриева Надежда Александровна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Муниципального общеобразовательного

бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский

        пгт. Пойковский, 2017 год        

Конкурс профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года – 2017»

I. Актуальность опыта

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду,

 который предстоит наполнить информацией,

а как к факелу, который необходимо зажечь»

В.А. Сухомлинский

Сегодня учащиеся начальной школы обучаются по новым ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, и главная задача учителя – научить детей учиться. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Главная цель – формирование личности, раскрытие и развитие ее задатков, способности. Задача уроков не только получение знаний, но и ориентация в разных видах деятельности, важна самостоятельная познавательная деятельность, которая возможна лишь при усвоенных способах приобретения знаний. Эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующая уровню возможности школьников и направленная на формирование УУД.

Ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.). В соответствии со стандартом именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися  в процессе познавательной деятельности. Среди технологий, методов и приемов развития УУД особое место занимает учебно-исследовательская и проектная деятельность.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в эффективном использовании новых педагогических технологий, новых форм урока и способов оценки учебных достижений учащихся, направленных на формирование и оценку познавательной активности и творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Сущность опыта заключаются в том, чтобы создать педагогические условия, способствующие повышению уровня сформированности УУД у учащихся на уроках математики.

Новизна опыта заключается:

  • в установлении оптимального сочетания методов и приемов, видов и типов проектных заданий, лежащих в основе продуктивной деятельности учащихся;
  • в логике построения учебного материала для формирования исследовательских умений и навыков;
  • в апробации мониторинга развития исследовательских умений.

II. Теоретические основы опыта

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений,

Дмитриева Надежда Александровна,                                                                          МОБУ «СОШ №1»

         учитель начальных классов                                                                                          пгт. Пойковский            

Конкурс профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года – 2017»

необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Необходимы следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников:

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Один из компонентов исследовательской деятельности – исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части.

Поэтапное включение младшего школьника в исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.

При данном подходе к обучению, основным элементом работы учащихся является решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания становятся следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Цель учителя в процессе обучения – регулирование познавательной деятельности школьников, направленной на усвоение учебного материала. Учитель выступает главным образом в роли организатора активной деятельности самих школьников. В результате они сами усваивают необходимые знания, умения и приобретают навыки.

               В организации исследовательской деятельности следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»; действие целеполагания («что я должен сделать…» выбор средств и методов; планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»); решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели). Системно-деятельностный подход

 

Дмитриева Надежда Александровна,                                                                          МОБУ «СОШ №1»

учитель начальных классов                                                                                          пгт. Пойковский            2

Конкурс профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года – 2017»

определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Все это предполагает изменение в деятельности учителя:

-  необходимо систематически обучать учащихся осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.);

-  использовать разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

- активно сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить учащихся работать по правилам и творчески;

- на уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся);

- учитель обязан добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы;

- оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;

- стиль, тон отношений, задаваемый на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

-  на уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

У учащихся в наибольшей степени:

• развиваются навыки самостоятельной работы;

• формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;

• возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

III. Технология и результативность опыта.

Младший школьный возраст – один из важнейших этапов в жизни ребенка, который во многом определяет его дальнейшее развитие. Исследовательская деятельность в этом возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:

- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;

- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;

- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.

В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.

Дмитриева Надежда Александровна,                                                                          МОБУ «СОШ №1»

учитель начальных классов                                                                                          пгт. Пойковский            3

Конкурс профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года – 2017»

Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.

Работаю по теме «Использование исследовательских методов и приёмов на уроках математики как средство развития мыслительной деятельности младших школьников» четвертый год, работа продолжается и в настоящее время и проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствовал первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включали в себя:

  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения указанных задач были использованы следующие методы и способы деятельности: коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование и другие.

На первом этапе, обучая детей необходимо было научить видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, для этого были введены в структуру урока элементы исследовательской деятельности: ситуация успеха; ситуация затруднения (ощущения проблемы); постановка учебной проблемы; решение учебной проблемы.

Результатом первого этапа стали выполненные учащимися проекты по математике по темам: «История цифр», «Оригами», «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Геометрические узоры на посуде» и др.

G:\концепция\DSCN0142.JPGG:\концепция\DSCN0143.JPG

Дмитриева Надежда Александровна,                                                                          МОБУ «СОШ №1»

учитель начальных классов                                                                                          пгт. Пойковский            4

Конкурс профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года – 2017»

Второй этап соответствовал второму классу начальной школы и был ориентирован:

  • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

На данном этапе были использованы следующие методы и способы деятельности: учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; индивидуальное составление моделей и схем.

Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность была организовано дифференцированно, основываясь на особенности проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

К числу исследовательских заданий, которые были использованы, относятся:

- фокусы с разгадыванием задуманных чисел, со скоростным сложением трех или пяти х чисел, со скоростным умножением или делением некоторых чисел;

- задания с занимательными рамками и магическими квадратами;

- софизмы (например, доказательство того, что 2 + 2 = 5);

- игры типа «Кто первым получит 50» и т.п.

Итогом второго этапа стало участие в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее». Ученик Доронин Платон занял 3 место в школе с работой «Библиотека в жизни современного школьника», сертификат участника в районной конференции.

Достижения учеников по результатам реализации второго этапа проекта

C:\Users\Home\Desktop\платон 001.jpgC:\Users\Home\Desktop\24.jpg

 

                 

                   

Дмитриева Надежда Александровна,                                                                          МОБУ «СОШ №1»

учитель начальных классов                                                                                          пгт. Пойковский            5

Конкурс профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года – 2017»

Третий этап соответствует третьему и четвертому классу начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания становится обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения происходит усложнение деятельности, которое заключается в увеличении сложности исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

С учетом особенностей данного этапа выделяю соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита проектных работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент, олимпиады и др.

Учащиеся активно принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

C:\Users\Home\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.431\Page1.jpgC:\Users\Home\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.566\Page1.jpgC:\Users\Home\AppData\Local\Temp\Rar$DIa0.719\Page1.jpg

Задания исследовательского характера применяются на разных этапах урока. Так на этапе актуализация опорных знаний для устного счета используются задачи на развитие логики и математического мышления, а так же задачи на смекалку. Использование подобных задач на уроках способствует развитию логики, мышления, памяти, внимания. А это необходимые факторы, без которых исследовательская деятельность не имеет место быть. При объяснении нового материала используются проблемные ситуации. Для закрепления знаний - магические квадраты, треугольники, лабиринты, заполнение таблиц. Задания такого характера очень хорошо использовать в конце урока, так как под конец обучающиеся устают, а данные задания в игровой форме не перегружают детей.

Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении применяются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации.

Дмитриева Надежда Александровна,                                                                          МОБУ «СОШ №1»

учитель начальных классов                                                                                          пгт. Пойковский            6

Конкурс профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года – 2017»

В 1—3 классах основная педагогическая цель проектно-исследовательской деятельности — способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают учителю возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

Исследовательская деятельность на данных этапах обучения в начальной школе имеют свою специфику по построению: формулировка задачи, последовательность предметных действий через систему заданий явно задается автором проектной задачи. Проектная задача в целом будет решена только в том случае, если группа сможет справиться со всеми предложенными заданиями, в том числе и с итоговым заданием как местом «сборки» всех полученных результатов отдельных заданий.

В 4 классе ситуация меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. На данном этапе учащиеся, пользуясь описанием проблемной ситуации, должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу. Исходя из предложенного несистематизированного набора заданий, справочных материалов (включенных в текст проектной задачи или требующих обращения к внешним источникам информации), учащиеся сами планируют последовательность действий, ведущих к конечной цели (определяют стратегию решения задачи). Способы учебного сотрудничества, приобретенные в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

Таким образом, использование заданий для формирования учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать следующие выводы:

  1. исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимися проблем, трудных задач познавательного и практического характера;
  2. при исследовательской деятельности учащиеся отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.

Результат успешной работы в данном направлении подтверждается показателями ежегодного мониторинга основных умений учащихся, необходимых в работе над проектами и способствуют повышению качества знаний по предмету.

Диаграмма 1

                        Мониторинг исследовательских умений учащихся.

Дмитриева Надежда Александровна,                                                                          МОБУ «СОШ №1»

учитель начальных классов                                                                                          пгт. Пойковский            7

Конкурс профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года – 2017»

Мониторинг уровня сформированности исследовательских умений показывает, что все больше учащихся начинают включаться в процесс проектной и исследовательской деятельности: от пассивности и репродуктивно-подражательной деятельности до поисково-исполнительской и творческой активности. Учащиеся активно овладевают навыками поиска знаний, самостоятельного решения проблем, участвуют в творческой, поисковой, проектной деятельности.

Диаграмма 2

Анализируя качество обученности по математике можно отметить, что использование исследовательских методов и приемов на уроке математике помогает повысить качество обучения.

За время работы над темой были созданы организационно-педагогические условия, которые позволили решать задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний. Только в процессе деятельности можно развить творческие способности ребенка.

В связи с преобразованиями в области образования у современного учителя появилась необходимость полностью изменить свою деятельность. Взаимосвязь стандарта второго поколения и системно-деятельностного подхода заключается в том, что акцент делается на умение применять знания, упор на знания как средство развития личности, результативность учебного занятия определяется продуктом, результатом активной деятельности учащихся по освоению предметных и метапредметных универсальных действий. Поэтому предполагает изменения в определении целей, структуры и функций урока. Учитель отходит от доминирующей роли, когда он единственный носитель знаний, от учителя требуется умение организовать активную деятельность учащихся по поиску, усвоению, переработке информации.

Обучая учащихся, как учитель нахожусь в постоянном поиске, стараюсь участвовать в педагогических проектах разного уровня, постоянно повышаю свое профессиональное мастерство, профессиональную компетентность.

Дмитриева Надежда Александровна,                                                                          МОБУ «СОШ №1»

учитель начальных классов                                                                                          пгт. Пойковский            8

Конкурс профессионального мастерства в сфере образования «Педагог года – 2017»

Библиографический список.

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001.
  2. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006. –
  3. Ивашова, О.А. Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой [Текст] // «Культ-Информ-Пресс», 2003. 93-118 с.
  4. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. / Под ред. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
  5.  Матяш Н.В.,Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.; Изд. Центр «Вентана – Граф», 2002.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педвузов и системы ПК пед. кадров  / Е.С. Полат, А.Е.Петров. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Изд. «Аркти», 2005.
  8.  Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта/ Учитель №1, 2000.
  9.  Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.:2004
  10. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения. [Текст] / А.И. Савенков // Москва, Академия развития. 2005 г. 450 с.
  11. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А.И. Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. 204 с.
  12. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. [Текст] / А.И. Савенков // М., 2006. 512 с.
  13. Смолкина, Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. [Текст] / Е.В. Смолкина // Начальная школа. 2007. №2. 28-31 с.

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQOQiYiYSOZqzyT9zg-oSPnmiGSbRnG7XK-dUjku7x8lO5j3A9ssg

Дмитриева Надежда Александровна,                                                                          МОБУ «СОШ №1»

учитель начальных классов                                                                                          пгт. Пойковский            9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников...

Тема: Нестандартные задачи и логические упражнения как средства развития мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе.      Меняется жизнь: претерпевает изменения её социальная и нравственные сферы. Общество не стоит на месте, оно раз...

Дидактические игры на уроках математики, как средство развития познавательной деятельности младших школьников

Активизация познавательной деятельности  младших школьников посредством  дидактических игр на уроках математики. Определение наиболее эффективных методов использования дидактических игр на у...

Выступление на ГМО по теме Использование исследовательских методов и приёмов как средство развития мыслительной деятельности младших школьников

Сегодня учащиеся начальной школы обучаются по новым ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, и главная задача учителя – научить детей учиться.Основная особенность деятельност...