Выступление на ГМО по теме Использование исследовательских методов и приёмов как средство развития мыслительной деятельности младших школьников
методическая разработка
Сегодня учащиеся начальной школы обучаются по новым ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, и главная задача учителя – научить детей учиться.
Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Главная цель – формирование личности, раскрытие и развитие ее задатков, способности. Задача уроков не только получение знаний, но и ориентация в разных видах деятельности, важна самостоятельная познавательная деятельность, которая возможна лишь при усвоенных способах приобретения знаний. Эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующая уровню возможности школьников и направленная на формирование УУД.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование исследовательских методов и приёмов как средство развития мыслительной деятельности младших школьников.
Сегодня учащиеся начальной школы обучаются по новым ФГОС, в основе которых лежит системно-деятельностный подход, и главная задача учителя – научить детей учиться. В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест и предполагает ориентацию на результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Главная цель – формирование личности, раскрытие и развитие ее задатков, способности. Задача уроков не только получение знаний, но и ориентация в разных видах деятельности, важна самостоятельная познавательная деятельность, которая возможна лишь при усвоенных способах приобретения знаний. Эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующая уровню возможности школьников и направленная на формирование УУД.
Ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода - ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии, способы, выраженные в продуктах деятельности (схемы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.). В соответствии со стандартом именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности. Среди технологий, методов и приемов развития УУД особое место занимает учебно-исследовательская и проектная деятельность.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в эффективном использовании новых педагогических технологий, новых форм урока и способов оценки учебных достижений учащихся, направленных на формирование и оценку познавательной активности и творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности.
Сущность опыта заключаются в том, чтобы создать педагогические условия, способствующие повышению уровня сформированности УУД у учащихся на уроках математики.
Новизна опыта заключается:
- в установлении оптимального сочетания методов и приемов, видов и типов проектных заданий, лежащих в основе продуктивной деятельности учащихся;
- в логике построения учебного материала для формирования исследовательских умений и навыков;
- в апробации мониторинга развития исследовательских умений.
II. Теоретические основы опыта
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других
необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Необходимы следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников:
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Один из компонентов исследовательской деятельности – исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части.
Поэтапное включение младшего школьника в исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка.
При данном подходе к обучению, основным элементом работы учащихся является решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания становятся следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Цель учителя в процессе обучения – регулирование познавательной деятельности школьников, направленной на усвоение учебного материала. Учитель выступает главным образом в роли организатора активной деятельности самих школьников. В результате они сами усваивают необходимые знания, умения и приобретают навыки.
В организации исследовательской деятельности следует выделить пять основных компонентов – учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»; действие целеполагания («что я должен сделать…» выбор средств и методов; планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»); решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели). Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Все это предполагает изменение в деятельности учителя:
- необходимо систематически обучать учащихся осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.);
- использовать разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;
- активно сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить учащихся работать по правилам и творчески;
- на уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся);
- учитель обязан добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы;
- оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;
- стиль, тон отношений, задаваемый на уроке создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;
- на уроке осуществляется глубокое личностное взаимодействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
У учащихся в наибольшей степени:
• развиваются навыки самостоятельной работы;
• формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
• возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
III. Технология и результативность опыта.
Младший школьный возраст – один из важнейших этапов в жизни ребенка, который во многом определяет его дальнейшее развитие. Исследовательская деятельность в этом возрасте находится на этапе становления, что обуславливает ее специфические особенности:
- включение младшего школьника в исследовательскую деятельность основывается на познавательном интересе, наиболее присущем данному возрасту;
- учитывая небогатый собственный опыт младшего школьника в исследовательской деятельности, значительную роль в организации исследовательской деятельности играют не только детские исследования, но и специальные занятия по формированию соответствующих умений;
- формирующиеся в процессе исследовательской деятельности исследовательские умения являются составной частью общеучебных умений, необходимых учащимся для успешной учебной деятельности.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.
Исследовательские задания – это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Работа по теме «Использование исследовательских методов и приёмов на уроках математики как средство развития мыслительной деятельности младших школьников» ведется 4 года и проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения указанных задач были используются следующие методы и способы деятельности: коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование и другие.
На первом этапе, обучая детей необходимо было научить видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, для этого были введены в структуру урока элементы исследовательской деятельности: ситуация успеха; ситуация затруднения (ощущения проблемы); постановка учебной проблемы; решение учебной проблемы.
Результатом первого этапа стали выполненные учащимися проекты по математике по темам: «История цифр», «Оригами», «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Геометрические узоры на посуде» и др.
Второй этап соответствует второму классу начальной школы и ориентируется:
- на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
- на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
- на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; индивидуальное составление моделей и схем.
Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность организуется дифференцированно, основываясь на особенности проявления индивидуального исследовательского опыта детей.
К числу исследовательских заданий, которые были использованы, относятся:
- фокусы с разгадыванием задуманных чисел, со скоростным сложением трех или пяти х чисел, со скоростным умножением или делением некоторых чисел;
- задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
- софизмы (например, доказательство того, что 2 + 2 = 5);
- игры типа «Кто первым получит 50» и т.п.
Итогом второго этапа может стать участие в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее».
Третий этап соответствует третьему и четвертому классу начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания становится обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения происходит усложнение деятельности, которое заключается в увеличении сложности исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.
С учетом особенностей данного этапа выделяю соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита проектных работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент, олимпиады и др.
Учащиеся активно принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Задания исследовательского характера применяются на разных этапах урока. Так на этапе актуализация опорных знаний для устного счета используются задачи на развитие логики и математического мышления, а так же задачи на смекалку. Использование подобных задач на уроках способствует развитию логики, мышления, памяти, внимания. А это необходимые факторы, без которых исследовательская деятельность не имеет место быть. При объяснении нового материала используются проблемные ситуации. Для закрепления знаний - магические квадраты, треугольники, лабиринты, заполнение таблиц. Задания такого характера очень хорошо использовать в конце урока, так как под конец обучающиеся устают, а данные задания в игровой форме не перегружают детей.
Исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении применяются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации.
В 1—3 классах основная педагогическая цель проектно-исследовательской деятельности — способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают учителю возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.
Исследовательская деятельность на данных этапах обучения в начальной школе имеют свою специфику по построению: формулировка задачи, последовательность предметных действий через систему заданий явно задается автором проектной задачи. Проектная задача в целом будет решена только в том случае, если группа сможет справиться со всеми предложенными заданиями, в том числе и с итоговым заданием как местом «сборки» всех полученных результатов отдельных заданий.
В 4 классе ситуация меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. На данном этапе учащиеся, пользуясь описанием проблемной ситуации, должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу. Исходя из предложенного несистематизированного набора заданий, справочных материалов (включенных в текст проектной задачи или требующих обращения к внешним источникам информации), учащиеся сами планируют последовательность действий, ведущих к конечной цели (определяют стратегию решения задачи). Способы учебного сотрудничества, приобретенные в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.
Таким образом, использование заданий для формирования учебно-исследовательской деятельности позволяет сделать следующие выводы:
- исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимися проблем, трудных задач познавательного и практического характера;
- при исследовательской деятельности учащиеся отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.
Результат успешной работы в данном направлении подтверждается показателями ежегодного мониторинга основных умений учащихся, необходимых в работе над проектами и способствуют повышению качества знаний по предмету.
Мониторинг уровня сформированности исследовательских умений показывает, что все больше учащихся начинают включаться в процесс проектной и исследовательской деятельности: от пассивности и репродуктивно-подражательной деятельности до поисково-исполнительской и творческой активности. Учащиеся активно овладевают навыками поиска знаний, самостоятельного решения проблем, участвуют в творческой, поисковой, проектной деятельности.
Анализируя качество обученности по математике можно отметить, что использование исследовательских методов и приемов на уроке математике помогает повысить качество обучения. В процессе деятельности можно развить творческие способности ребенка.
В связи с преобразованиями в области образования у современного учителя появилась необходимость полностью изменить свою деятельность. Взаимосвязь стандарта второго поколения и системно-деятельностного подхода заключается в том, что акцент делается на умение применять знания, упор на знания как средство развития личности, результативность учебного занятия определяется продуктом, результатом активной деятельности учащихся по освоению предметных и метапредметных универсальных действий. Поэтому предполагает изменения в определении целей, структуры и функций урока. Учитель отходит от доминирующей роли, когда он единственный носитель знаний, от учителя требуется умение организовать активную деятельность учащихся по поиску, усвоению, переработке информации.
Обучая учащихся, как учитель нахожусь в постоянном поиске, стараюсь участвовать в педагогических проектах разного уровня, постоянно повышаю свое профессиональное мастерство, профессиональную компетентность.
Библиографический список.
- Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001.
- Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. статей – М., 2006. –
- Ивашова, О.А. Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой [Текст] // «Культ-Информ-Пресс», 2003. 93-118 с.
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования. / Под ред. Рубцова. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.
- Матяш Н.В.,Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.; Изд. Центр «Вентана – Граф», 2002.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педвузов и системы ПК пед. кадров / Е.С. Полат, А.Е.Петров. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Изд. «Аркти», 2005.
- Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта/ Учитель №1, 2000.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.:2004
- Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения. [Текст] / А.И. Савенков // Москва, Академия развития. 2005 г. 450 с.
- Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А.И. Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003. 204 с.
- Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. [Текст] / А.И. Савенков // М., 2006. 512 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Приёмы и методы театральной педагогики как средство развития и воспитания младших школьников"
В статье рассказывается об использовании приёмов и методов театральной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности....
Использование приемов технологии критического мышления для развития мыслительной деятельности младших школьников.
Кто из нас, учителей, задумывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уроке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему не...
Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.
Чеченкова Е.В. учитель ГБСКОУ школы №439Петродворцового района СПб Методические рекомендации на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НА...
Тема: Нестандартные задачи и логические упражнения как средства развития мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Меняется жизнь: претерпевает изменения её социальная и нравственные сферы. Общество не стоит на месте, оно раз...
Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"
Пособие посвящено разработке и применению в учебном процессе активных методов обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...
Опыт работы по теме «Использование исследовательских методов и приёмов на уроках математики как средство развития мыслительной деятельности младших школьников»
В работе представлены теоретическая часть опыта, технология опыта и результаты....
Статья "Способы, приемы и средства активации мыслительной деятельности младшего школьника"
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках - одна из самых актуальных проблем методики преподавания. В современных условиях, когда объем необходимых для человека ...