Работа по самообразованию
статья на тему

Сафонова Елена Николаевна

Работа по самообразованию "Формирование УУД  через развитие речи на уроках чтения и русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл safonova.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию:

«Формирование УУД через развитие речи на уроках чтения и русского языка».

«Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом» - так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Наблюдать, видеть, думать на каждом уроке! Ученики сами в процессе наблюдений должны «пораскинуть умом», задуматься, открыть новые законы математики, природы. И главное – выразить свою мысль словом. А для этого необходимы речевые упражнения, устные и письменные. Одним из важных видов таких упражнений является пересказ текста. Выполнение и речевых упражнений сочетается с разнообразной работой, направленной на воспитание у детей наблюдательности, любви к природе, эстетических чувств и в целом – на развитие их личности.

Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первое условие – потребность  детей  высказываться;  второе – о чём  нужно сказать,  т.е. наличие содержания;  третье – создание хорошей  речевой среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.

Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Развитие речи ребёнка является ключевым моментом в его развитии.

Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще. Однако есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие учащихся.

Первое условие – потребность детей высказываться; второе – о чём нужно сказать, то есть наличие содержания; третье – создание хорошей речевой среды. Чем богаче, полнее материал, тем содержательнее высказывание.

Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над словосочетанием, предложением и связной речью – это основное содержание уроков по языку. Развитие речи не только принцип, но  и составная часть содержания уроков чтения.

Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над словосочетанием, предложением и связной речью – это основное содержание уроков по языку. Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания уроков чтения.

Методика работы над речью определяется особенностями устной и письменной речи, разновидностями речи (пересказ, изложение, сочинение), типами сообщения (описание, повествование, рассуждение). Как раз в рассуждении часто заключается трудность для  детей.

Работа по развитию речи  требует разнообразных приёмов и средств, так как в процессе занятий меняются учебная ситуация и мотивы речи. Дети то «свободно « высказывают свои мысли, то выполняют конкретное задание по картинке. Такой приём работы дисциплинирует и направляет  речевую деятельность учащихся, Понятно, что когда ответ ученика заключён только в обязательные рамки задания учителя, то развитие речи происходит ограниченно. Ребёнка необходимо ввести в роль увлекательного рассказчика, тогда речь его будет живой, эмоциональной.

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание обращается на такие факторы, как логика, ясность, выразительность и правильность речи. Точность ученика предполагает умение ученика не только умело передавать факты, наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Исходя из этих требований, вытекает и совершенствование культуры речи.

Большую роль в развитии речи играют пересказы. При пересказе всегда предлагается выделять главную мысль, прослеживать её, сравнивать. При пересказе дети могут допускать  речевые ошибки. К ним можно отнести следующие: пропуск необходимых слов, а иногда и существенных факторов; нарушение логической последовательности; нелепые суждения.

Как же исправлять  и предупреждать речевые ошибки учащихся?  Речевые ошибки  необходимо исправлять в тетрадях учащихся. Перед каждым рассказом, текстом с целью подготовки учащихся к лексике следующего текста проводить языковые упражнения. Проводить индивидуальную и групповую работу над отдельными ошибками, своевременно их обнаруживать, уяснять и исправлять. Обучать учащихся самопроверке, саморедактированию. В устной речи необходимо замечать каждое неправильно сказанное слово, доводить и отшлифовывать  его до правильного, точного варианта.

При обучении грамоте принципиальное значение имеет усвоение  детьми самых начальных операций, связанных с различением звуков-фонем, их слиянием в произносительные слова, уяснением значений, заключённых в них, опознанием буквенных знаков, установлением между ними и звуками взаимосвязей.

В обучении детей начальным операциям, обеспечивающим элементарное чтение, наибольшие трудности сопряжены со слиянием звуков  С+Г и образованием слога прямой структуры. Именно эти звуко - буквосочетания выступают в качестве минимальной произносительной единицы речи, компоненты которой максимально слиты друг с другом и обеспечивают рациональное чтение по слогам.

В числе различных средств, помогающих обучить детей чтению по слогам, весьма эффективным оказывается использование «Говорящих кубиков». Их применение позволяет успешно организовать чтение слогов типа  ну, на, но, ни,  а также слогов типа  ма, на, ра, ла  и т.д., добиться запоминания графического образа букв алфавита, наглядно показать звуковой и буквенный состав слога, обозначить границы слогов в составе слова при чтении слова по слогам (ру - ка), достичь быстрого и осознанного составления учащимися слов с различными слогами. Слоги и слова, которые могут быть составлены с их помощью, соотнесены с тематикой современных учебников для обучения детей грамоте.

Проведённые проверки техники чтения выявили конечный результат в 1-ом классе и в первом полугодии во 2-ом классе

Наметились некоторые сдвиги. Однако есть такие учащиеся, с которыми необходима целенаправленная работа в совершенствовании речи (………).  Плохая успеваемость продиктована тем, что дети были очень плохо подготовлены к школе (не знали букв, плохо рассказывали стихи, речь была развита слабо). Родители с детьми не занимались вообще. Учась в школе, дети практически занимаются только на уроке,  где был и контроль за выполнением, и опрос. Дома никакого контроля не было и нет до сих пор.

Ученики 1 класса не всегда могут выразить свои мысли и довести их до понимания слушателя, не всегда обладают достаточным запасом слов. Бедность словаря делает речь бесцветной, однообразной, а иногда и непонятной для слушателя. Дети приходят в школу с довольно скромным запасом слов, и дело учителя – обогатить, пополнить словарь, уточнить многие речевые понятия. С первых шагов нужно учить детей выражать свои мысли точно, ясно, при произнесении слова правильно ставить ударения, в меру громким голосом интонировать повествовательную, вопросительную, восклицательную форму предложения.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств, так как в процессе занятий меняются учебная ситуация и мотивы речи. Дети то «свободно» высказывают свои мысли, то выполняют конкретное задание по картинке. Такой приём работы дисциплинирует и направляет речевую деятельность учащихся. Понятно, что когда ответ ученика заключён только в обязательные рамки задания учителя, то развитие речи происходит ограниченно. Ребёнка необходимо ввести в роль увлекательного рассказчика, тогда его речь будет живой, эмоциональной.

В начальной школе все учителя развивают речь на каждом уроке. Любой урок используется для развития речи. Бытует образное представление о существовании у человека 5 языков.

  1. Обыкновенный, артикуляционный орган – язык. Язык участвует в акте говорения, его надо развивать как орган движения, жевания. Поэтому в работе используют различные упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие голосового аппарата (произносим громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносим быстро, умеренно, тихо). Положительный эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со скороговорками, загадками.
  2. Деятельность наших рук (жёсткая речь). От того, как развита правая рука, её мелкая моторика, будет развита речь. Поэтому на каждом уроке нужно тренировать мелкую моторику правой руки (обводить трафареты, шаблоны, рисовать, наклеивать и т.д.). Использовать альбомы для раскрашивания. На уроках математики, русского языка и других предметов дети обязательно выполняют упражнения для пальчиков рук.
  3. Развитие крупной моторики. Чтобы познать предметы, нужно движение. Часть использовать физкультминутки, физкультпаузы с речевым проговариванием.
  4. Глаз. Не видя предметов, трудно судить о них. Видя предметы, анализируя их, мы способствуем развитию речи. Нужно разглядывать предметы, описывать их.
  5. Ухо. Развитие фонематического слуха. На уроках дети слушают пение птиц, сказки, песни (в записи).

Речь учителя является образцом для учеников. Способствует расширению словаря и словарно-логические упражнения. Вот некоторые упражнения.

  1. Группировка предметов или предметных рисунков (отбери изображения птиц, рыб и т.д.).
  2. Перечисление предметов одного рода с последующим обобщением. (Кукла, пирамидка, мячик. Как всё это можно назвать одним словом?)
  3. Устранение лишнего предмета в данной родовой группе. (Можно ли назвать данные предметы одним словом? Какой предмет здесь лишний: помидор, огурец, лук, яблоко?)
  4. Деление родового понятия. (Какую знаешь посуду, птиц, рыб? Назови.)
  5. Продолжение перечисленных видовых понятий. (Какие ещё знаешь грибы, цветы? И т.д.)
  6. Обозначения путём противопоставления или исключения. (Шуба – одежда, а ботинки?)
  7. Непосредственное отнесение к тому или иному роду. (Диван – это что? Кошка – это кто?)
  8. Распределение предметов в 2- 3 группы. (Назови отдельно диких и домашних животных)
  9. Определение предметов по указанным признакам (белый, сладкий – что это?) Использование загадок.

Учитель должен помнить, что при проведении любого урока задача развития речи наряду с познавательной деятельностью должна оставаться главной задачей на уроке.

При обучении грамоте принципиальное значение имеет усвоение детьми самых начальных операций, связанных с различением звуков-фонем, их слиянием в произносительные слова, уяснением значений, заключённых в них, опознаванием буквенных знаков, установлением между ними и звуками взаимосвязей и т.д.

В обучении детей начальным операциям, обеспечивающим элементарное чтение, наибольшие трудности сопряжены со слиянием звуков С + Г и образованием слога прямой структуры. Именно эти звуко - буквосочетания выступают в качестве минимальной произносительной единицы речи, компоненты которой максимально слиты друг с другом и обеспечивают рациональное чтение по слогам.

В числе различных средств, помогающих обучить детей чтению по слогам, весьма эффективным оказывается использование  «Говорящих кубиков». Их применение позволяет успешно организовать чтение слогов, добиться запоминания графического образа букв алфавита, наглядно показать звуковой и буквенный состав слога, обозначить границы слогов в составе слова при чтении слова по слогам, достичь быстрого и осознанного составления учащимися слов с различными слогами.

Ученики первого класса не всегда могут выразить свои мысли и довести их до понимания слушателя, не всегда обладают достаточным запасом слов. Бедность словаря делает речь бесцветной, однообразной, а иногда и непонятной для слушателя. Дети приходят в школу с довольно скромным запасом слов, и дело учителя – обогатить, пополнить словарь, уточнить многие речевые понятия. С первых шагов нужно учить детей выражать свои мысли точно, ясно, при произнесении слова правильно ставить ударение в меру громким голосом интонировать повествовательную, вопросительную, восклицательную форму предложения.

Как показывает практика, учащиеся, пришедшие в среднее звено школы недостаточно владеют элементарными приёмами подготовки к устным высказываниям. По мнению исследователей, чтобы устные высказывания детей были выразительными и богатыми по содержанию, необходима система упражнений, развивающих связную устную речь учеников. В общей системе упражнений по развитию связной речи учащихся должна быть предусмотрена система работы по воспитанию навыков монологической устной речи.

Работу над развитием устной монологической речи следует начинать с первого класса. Наряду с этим в системе упражнений, формирующих навыки устной монологической связной речи первоклассников, предусматривается следующее:

  1. Сравнение, сопоставление небольшого текста и отдельных предложений, необъединённых общей темой;
  2. Озаглавливание текста;
  3. Определение основной мысли текста;
  4. Выделение в тексте начала, середины и концовки;
  5. Воспроизведение текста по данному началу, середине или концовке, по плану и опорным словам;
  6. Восстановление деформированного текса;
  7. Придумывание к рассказу начала или конца;
  8. Выбор наиболее подходящего начала или концовки к тексту;
  9. Определение, какой части не хватает в тексте;
  10. Пересказ по плану.

В начале первоклассники знакомятся с основными признаками текста: тематическое единство, заголовок, основная мысль. Тему, основное содержание текста передают слова, служащие опорой для пересказа. Необходимо научить школьников находить их в тексте. Работу следует проводить сначала на уроках чтения, выделяя опорные слова в изучаемых произведениях.

Для закрепления полученных знаний детям предлагаются такие задания: пересказать прочитанное произведение по опорным словам, вспомнить названия произведения, автора по опорным словам, составить текст по опорным словам.

В тексте всегда содержится основная мысль, то есть то, о чём хотел сказать автор. Основная мысль может быть выражена в заглавии, сформулирована прямо в тексте или выявлена из всего содержания.

После накопления практического опыта по озаглавливанию текста, нахождению опорных слов и определения основной мысли первоклассники подводятся к понятию «структура текста». Они узнают, что в тексте всегда выделяются три части: начало, середина и концовка. Для анализа детям предлагаются литературные образцы.

Понятие о структуре текста закрепляется на уроках чтения: дети анализируют читаемые произведения, вычленяя начало, середину, концовку. Кроме подобных тренировочных упражнений, ученикам предлагаются и другие:

а) установление отсутствующей части в тексте (начала, середины, концовки);

б) выбор данного начала или данной концовки, наиболее подходящих по смыслу к тексту;

в) синтезирование текста из разрозненных частей (составление текста из частей).

Необходимо также показать учащимся, что все три части текста взаимосвязаны. С этой целью проводятся упражнения на выбор наиболее подходящих по смыслу к тексту начала или концовки.

Для составления текса необходим план: без плана не может быть связной речи. План отражает содержание, помогает вспомнить главное, основное и изложить его последовательно, узнать, о каких событиях рассказывается в тексте, в книге. Чтобы учащиеся поняли роль плана, на уроках чтения им предлагалась серия упражнений, которая органично вплеталась в ход урока, например: вспомнить план к названному произведению; узнать по плану прочитанное произведение; расположить пункты плана в соответствии с развитием действия; выбрать из двух данных планов тот, который соответствует содержанию произведения; составить «картинный план» (устное иллюстрирование или сюжетные картинки); пересказать прочитанное по плану.

Пересказ – это наиболее гибкий практический приём обучения младших школьников связной речи. В первом классе мы уделяем основное внимание формированию умения подробно пересказывать тексты. Дети пересказывают тексты и из учебной книги по чтению, и из привлекаемой дополнительной литературы.

Очень важны упражнения в связной речи (рассказы, пересказы). Но каждое новое упражнение нужно стараться связывать с предыдущим, готовить учащихся к восприятию последующего задания. При этом, конечно не забывать об общей цели урока.

В зависимости от задач высказываний и от ситуации использовать разные виды речи: от  краткого ответа ученика до подробного сообщения. Так как речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю, то стремиться учить детей читать тексты и различные рассказы про себя и на уровне внутренней речи усваивать учебный материал. Цель такой работы: подготовка учащихся к высказываниям, как устным, так и письменным. В результате внутренняя речь детей становится более чёткой и стройной.

Совершенствуя речь учащихся, большое внимание обращать на такие факторы, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи.

Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты, наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Исходя из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.

Одна из важнейших задач умственного развития учащихся – это формирование понятий. Все понятия формировать постепенно, по мере ознакомления с окружающей действительностью. Лучшим материалом для выработки логических умений у учащихся служит природа, деятельность людей, учебный материал.

Большую роль в развитии речи играют пересказы. Для этой цели использовать картинки либо пересказ по эпизоду, части пересказа. При пересказе всегда предлагается выделять главную мысль, прослеживать её, сравнивать. Пересказ может быть сжатым, но лучше его давать по текстам. При пересказе (рассказе) дети допускают речевые ошибки. К ним можно отнести следующие: пропуск необходимых слов, а иногда и существенных фактов; нарушение логической последовательности; нелепые суждения.

Как же исправлять и предупреждать речевые ошибки учащихся?

Речевые ошибки необходимо исправлять в тетрадях учащихся. Перед каждым рассказом, текстом с целью подготовки учащихся к лексике следующего текста проводить языковые упражнения. Проводить индивидуальную и групповую работу над отдельными ошибками, своевременно их обнаруживать, уяснять и исправлять. Обучать учащихся самопроверке, саморедактированию. В устной речи необходимо замечать каждое неправильно сказанное слово, доводить и отшлифовывать его до правильного, точного варианта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию

Работа над развитием техники чтения...

Из опыта работы по самообразованию"Формирование познавательной самостоятельности через обучение младших школьников рациональным приёмам работы с информацией на уроках русского языка"

В течение нескольких лет использовала опыт Т.Е. Соколовой по формированию у учащихся приёмов работы с информацией: использование кодирующих систем на уроках русского языка.Особенно помогли кодов...

План работы по самообразованию учителя начальных классов

Тема по самообразованию:«Использование ИКТ в деятельности учителя начальных классов».Цели:       1) повышение качества учебного процесса;            ...

Работа по самообразованию "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"

Работа по самообразованию воспитателя гпд  "Формирование интереса к чтению у школьников младших классов"...

"Воспитание творческой личности ребёнка через внеклассную работу" работа по самообразованию классного руководителя

Как через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности...

План работы по самообразованию

Работа представляет собой материал по теме самообразования учителя начальных классов ....