Информационная культура педагога
консультация на тему

Фролова Светлана Николаевна

Информационная культура педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_kultura_pedagoga.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Учебно-методический центр»

Информационная культура педагога начальных классов:

уровни и пути совершенствования.

Подготовила

 Фролова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Каменская ООШ»

 

Кашира

2016 г.

Общество, в котором мы с вами живем часто называют информационным, подразумевая под этим новую историческую фазу развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Информационное общество – это общество, в котором: в изобилии циркулирует высокая по качеству информация; есть все необходимые средства для хранения, распределения и использования информации; информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме.

В настоящее время во всем мире произошло осознание роли информации в общественном развитии. Наряду с информационным обществом в широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационная среда, информационные ресурсы, информационная культура как различных групп, так и отдельной личности.

В современном понимании информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека. Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в детстве, в семье, и проходить потом через всю сознательную жизнь человека, через всю систему образования и воспитания. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т.д. Человек может активно работать и получать положительные результаты своей деятельности, если он будет обладать информационной культурой. Информационная культура личности является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Современные изменения в информационной культуре обусловили изменения и в профессиональной деятельности учителя, в том числе и учителя начальных классов. Сейчас информационная культура личности учителя является неотъемлемой частью его общей педагогической культуры, а также является значимым показателем его профессионального развития.

Успех образования во многом зависит от педагогов, от уровня сформированности у них информационной культуры.

Под информационной культурой педагога надо понимать разновидность информационной культуры специалиста, часть информационной культуры личности, детерминированная сферой профессионально-педагогической деятельности. Информационная культура педагога характеризует его информационное мировоззрение, систему знаний и умений, которые обеспечивают самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению профессиональных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она отражает особенности профессиональной деятельности педагога: формирование информационной культуры учащегося, поддержание в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, их критической оценки и отбора. Информационная культура педагога может выступать и как условие эффективности педагогической деятельности, и как ее составляющая, и как одна из характеристик профессиональной компетентности.

Составляющие компоненты информационной культуры являются:

  • Знания об информации и информационных процессах, устройстве компьютера и его программном обеспечении.
  • Умение использовать информационное моделирования при решении задач с помощью компьютера.
  • Умение с достаточной скоростью водить информацию с клавиатуры и работать с графическими программами.
  • Умение создавать и редактировать документы, в том числе и мультимедийные презентации.
  • Умение обрабатывать числовую информацию с помощью электронных таблиц.
  • Умение использовать базы данных для хранения и поиска информации.
  • Умение использовать информационные ресурсы компьютерной сети.
  • Этичное повеление при использовании информации: уважение авторских прав, грамотная переписка по e-mail, запрос на использование информации и тд.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога. Информационно-коммуникационная культура требует, прежде всего, от учителя начальных классов и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующих достойное место в информационном обществе.

Система повышения квалификации работников образования выполняет важную миссию адаптации педагогов к постоянно меняющимся социальным и профессиональным условиям педагогической деятельности. Однако   имеющиеся возможности используются в образовательном процессе недостаточно. Одной из причин этого является непонимание педагогическими работниками возможностей широкого применения информационных и коммуникационных технологий в обучении школьников. Данное обстоятельство обусловливает необходимость более глубокого исследования указанной проблемы с учетом существующего противоречия между растущей потребностью педагогов в овладении информационной культурой и недостаточной разработанностью содержания организационных форм непрерывного и своевременного повышения их квалификации по данной проблеме.

 В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог начальных классов должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Педагог начальных классов должен формировать потребность и готовность к непрерывному образованию и самообразованию в течение всей жизни. Педагогу необходимо знать особенности информационных потоков своей образовательной области, уметь самостоятельно вести информационный поиск, извлекать знания из различных источников, представлять их в доступном учащимся виде и эффективно использовать в педагогическом процессе. Для этого педагог должен не только сам владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и уметь организовывать обучение, формируя особый тип культуры - информационную культуру личности.

Следствием организации методической работы по формированию информационной культуры педагога являются переход на качественно новый современный уровень преподавания, учитывающий состояние и потребности общества; повышение уровня самооценки учителей; улучшение взаимопонимания между учителем и учениками, в большинстве своем хорошо адаптирующимися в современном информационном мире. Сегодня можно констатировать положительную динамику роста уровня информационной культуры и профессионального мастерства педагогов начальных классов.

Уровень сформированности информационной культуры педагога начальных классов мы рассматриваем по следующим показателям:

1.знания об информационных процессах, информационных потоках в области образования, современных средствах коммуникации;

2.практические умения по сбору, обработке и передаче информации, по решению задач образования детей с использованием информационных и компьютерных технологий, по разработке и оформлению учебно-программных, учебно-методических и других материалов;

3.наличие потребностей в использовании информационных и компьютерных технологий при решении профессиональных задач, в постоянном повышении своего профессионального уровня в области информационной культуры;

4.активность в использовании информационных и компьютерных технологий в педагогической деятельности.

Повышение уровня информационной культуры педагога начальных класоов:

  • Участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике
  • Участвовать в профессиональных конкурсах, сетевых образовательных сообществах
  • Использовать при подготовке к урокам, во внеурочной деятельности, проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров
  • Обеспечить использование коллекций ЦОР и ресурсов Интернет
  • Формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ
  • Разрабатывать собственные проекты

Активное внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно увеличивает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио- и видео- поддержку и контроль, что в целом способствует повышению качества образовательного процесса. И в заключении хочется отметить, что педагог начальных классов, освоивший информационно - коммуникационные технологии и обладающий достаточным уровнем информационной культуры, приобретает качественно новый уровень профессионального мастерства и конкурентоспособности на рынке труда.

«Даже если вы на правильном пути, вы не сможете на нем удержаться, если будете просто стоять на месте» Уилл Роджерс, юморист

Список используемой литературы

1.Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В.Уленко   - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006. – С.10-11

2.Зубов, Ю.С. Информатизация и информационная культура / Ю.С. Зубов // Проблемы информационной культуры: сб. статей. - М., 1994.- С. 6-11

3.http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-informatsionnaya-kultura-sovremennogo-pedagoga-kak-faktor-ego-professionalnogo-razvitiya

4.http://elib.altstu.ru/elib/books/Files/pv2006_03_2/pdf/125korn.pdf

5. http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-3580


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Информационная компетентность педагога"

В статье даны основные аспекты ИКТ - компетентности педагога....

Информационная карта педагога для аттестации на первую и высшую квалификационные категории

Информационная карта педагога для аттестации на первую и высшую квалификационные категории...

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...

Тема по самообразованию «Повышение компетентности младших школьников через формирование информационной культуры и информационной грамотности» 2014г

В докладе говорится о формировании информационной культуры и информационной грамотности младших школьников....

Информационная карта педагога

Используемые современные педагогические технологии:  развивающее обучение; проблемное, разноуровневое обучение; исследовательские, проектные методы в обучении, технологию использования в обучении...

Круглый стол для педагогов «Формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка»

Обобщение знаний педагогов о нормативно – правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в дополнительном образовании...