АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
рабочая программа (1 класс) по теме

Беляева Марина Геннадьевна

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ  ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ  УЧЕНИКА 1 КЛАССА МОУ ОШ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_2017_individ_progr_izo_1_klass_lemeshev.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа № 5

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

г. о. Орехово - Зуево

Утверждаю

Директор МОУ ОШ № 5

для обучающихся с ОВЗ

____________________  И.С. Кузнецова                          «____»_________________2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ

 ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

УЧЕНИКА 1 класса «А»

ЛЕМЕШЕВА ДАНИЛЫ

Составитель: учитель начальных классов Беляева М.Г.

2017 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального закона РФ от29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014  №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ на 2016-2020 г.г.
  4. Приказ № 206  от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ  «О разработке рабочих программ по учебным предметам и курсам»
  5. Приказ № 205 от 15.08.2016 по МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ «О введении в МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
  6. Учебный план индивидуального обучения на дому ученика 1 класса «А» Лемешева Данилы (в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2 полугодие   2016-2017  учебного года.

          Количество часов по Учебному плану - 1 час в месяц.

Основная цель изучения предмета

заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Задачи.

  • Воспитание интереса к изобразительному искусству.
  • Раскрытие  значения изобразительного искусства в жизни человека
  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно-эстетического кругозора;
  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их  содержание и формулировать своего мнения о них.
  • Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию).
  • Обучение правилам  и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
  • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование»).

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

―в коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― в развитии аналитических способностей, умения сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок; контролировать свои действия;

― в коррекции ручной моторики; в улучшении зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования.

―в развитии зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Общая характеристика предмета.

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Программой предусматриваются следующие виды работы:

― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.

Подготовительный период обучения

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.

Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (рисовании):

Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):

― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу);

― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);

― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и порядоченная штриховка в виде сеточки);

― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.

Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Обучение композиционной деятельности

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», т.п. 

Разнообразие форм предметного мира.  Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный . Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в  рисунке.  

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия: «цвет»,  «краски», «акварель», «гуашь».

Цвета солнечного спектра (основные, составные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима).

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании.  

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, мастеров народных промыслов».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок.

«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И.Остроухов,  А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин  и т.д.

 «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).  

Планируемые результаты освоения обучающимися  по изобразительному искусству.

Минимальный уровень:

знание названий художественных инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

знание элементарных правил передачи формы предмета и др.;

знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;

пользование материалами для рисования;

знание названий предметов, подлежащих рисованию;

организация рабочего места;

рисование по образцу;

применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета;

узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Хохлома и др.);

знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;

знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

знание правил построения орнамента и др.;

оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;

рисование по воображению.

Обучающийся получит возможность:

-узнать названия художественных инструментов и приспособлений; их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенические требования при работе с ними, уметь применять их на практике;

-узнать и применять элементарные правила передачи формы предмета;

-узнать и применять некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»;

-научиться организации рабочего места;

-научиться рисовать по образцу;

-научиться применять приемы работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

-научиться ориентировке в пространстве листа; размещению изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- научиться адекватной передаче цвета изображаемого объекта, определению насыщенности цвета;

- научиться узнавать и различать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы и действия.

Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство» 1 класс (1час вмесяц)

Дата

Тема урока

Кол – во часов

Тип урока

Планируемые результаты

Учебные действия

Оборудование

ЭОР

Система контроля

план

факт

Предметные

Личностные

1.

Рисование на тему «Сосульки плачут».

1

Комбинированный урок.

Передача настрое-ния в творческой работе с помощью цвета, тона, компо-зиции, линии. Цвет как средство выра-жения: тёплые и холодные цвета.

Уметь высказывать простейшие сужде-ния о картинах. Передавать свои наблюдения и пе-реживания в рисун-ке. Правильно разводить и смеши-вать краски.

Правильное размещение элементов рисунка на листе. Правильно разводить и смешивать краски.

Мультимедиа. Цветные картинки «время года – весна».

Беседа.

2.

Рисование по теме "Весна".

1

Изучение нового материала.

Восприятие, эмоциональная оценка увиденного во время экскурсии. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

Уметь самосто-ятельно компоно-вать сюжетный рисунок, последо-вательно вести линейный рисунок на тему.

Рисование на основе наблю-дений. Передавать свои наблю-дения в рисун-ке. Развивать умение анали-зировать; передавать  форму, цвет и пространственное располо-жение предме-тов.

Дидактический материал. Магнитофон.

Беседа . Загадки.

3.

Насекомые: бабоч-ки, божья коровка.

1

Изучение нового материала.

Изображение с натуры, по памяти и воображению. Вы-полнение набросков по памяти и пред-ставлению различ-ных объектов действительности. Ознакомить с зако-ном симметрии, рас-ширить знания о насекомых.

Уметь последо-вательно проводить работу над рисун-ком по представ-лению, использо-вать симметрии в построении рисунка, изобра-жать характерные очертания бабочек, божьей коровки

Учить рисовать характерные очертания бабочек, божь-ей коровки; рисование по образцу учите-ля. Передавать  форму, цвет и пространственное располо-жение  элемен-тов рисунка.

Дид. материал.

Магнитофон.

 Игра.

Беседа-опрос.

Загадки

4.

Рисование на тему "Лето".

1

Комбинированный урок.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке.

Передавать  форму, цвет и пространственное располо-жение предме-тов; ориентировка в пространстве листа.

Мультимедиа.

Цв. картинки.

Беседа-опрос.

Загадки

Методическое обеспечение

  1. Сюжетные картинки.
  2. Предметные картинки.
  3. Дидактические игры.
  4. Схемы.
  5. Карточки с заданиями.
  6. Таблицы.
  7. DVD- фильмы по предмету.
  8. Репродукции картин.
  9. Краски, цветные карандаши.

Литература

  1. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г. Петровой. – М: Просвещение, 1976.
  2. «Поурочные разработки по ИЗО». Ю. Бушкова, Москва, «ВАКО», 2009.

  1. Серия книг «Учусь рисовать».  «Стрекоза», 2009.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________________________ И.К. Чугунова

«___»___________________2017 года

Согласовано

на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол от «______» _______________2017 года  №_________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 7 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

Рабочая программа по курсу Изобразительная деятельность5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художеств...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом  классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...