Организация учебного процесса с использованием электронных учебников.
учебно-методический материал на тему

Выступление на методическом объединении учителекй об использовании электронных учебников.  Из опыта работы с  электронными учебниками по программе "Планета Знаний" ( русский язык и математика).

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БРОННИЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  1. УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Организация учебного процесса с использованием электронных учебников

Учитель начальных классов

МОУ «Гимназия» г.Бронницы

Зимина Галина Петровна

27 января 2017 г.

Организация учебного процесса с использованием электронных учебников

                                «Кто владеет информацией, тот владеет миром»

У. Черчилль

Слайд 1-2.

В условиях повсеместной компьютеризации общества, проникновения компьютеров практически во все сферы человеческой жизни и деятельности, заметна тенденция применения компьютеров в целях обучения или приобретения определенных практических навыков, в каком либо виде деятельности.

Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применении изученного материала, контроля и самоконтроля, систематизации усвоенных знаний и являющиеся таким образом многоцелевым средством обучения.

Слайд 3.

Электронный учебник после конвертирования представляет собой последовательность страниц, содержащих изображения, в которых заключен весь текстовый материал, формулы, графики и рисунки, а также вложенные видео- и звуковые материалы, тестовые блоки и элементы навигации.

Каждый электронный учебник имеет стиль оформления, задающий, какой фон используется на его страницах, как выглядит навигационная панель, а также каким образом элементы располагаются на страницах.

Слайд 4.

Электронный учебник должен использовать преимущества электронного формата перед печатным учебником. Это значит, что в нем должны присутствовать активные объекты – видеоролики, звуковые вложения и другие объекты, предоставляющие интерактивность. Кроме того, электронный учебник должен предоставлять удобную систему навигации по нему, с возможностью произвольного выбора раздела и страницы для изучения, иначе говоря – активного оглавления. Должен обладать встроенными средствами контроля качества усвоения знаний, тестовыми элементами.

Электронный учебник не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.

Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его богатым иллюстративным материалом  и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.

Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.

Слайд 5.

Существенные положительные факторы, которые говорят в пользу обучения с использованием технологии мультимедиа:

  • лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала;
  • мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний;
  • возможность самостоятельного выбора последовательности изучения предметов и темпа работы;
  • экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения;
  • полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и впоследствии легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

Эти и другие возможности информационных средств естественным образом активизируют процессы обучения на всех его этапах усвоения знаний.

Применение интерактивных информационных обучающих систем повышает динамику и содержательность учебных заданий, процесса их выполнения, а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения. Компьютеризация и информационные технологии, будучи мощным дополнением мастерства преподавателя, являются вместе с тем новым источником и стимулом его самосовершенствования.

Слайд 6.

Электронный учебник - является инструментом обучения и познания, его структура и содержание зависит от целей его использования. Он и репетитор, тренажер и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в телекоммуникационных системах.

Педагоги склонны ожидать повышения интенсификации учебного процесса за счет применения электронных учебников, которые могут влиять на:

  • повышение целенаправленности;
  • усиление мотивации;
  • повышение информативной емкости учебного содержания;
  • активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых;
  • ускорение темпа учебных действий.

Слайд 7-10.

        Чем ЭФУ отличается от электронных приложений к печатным учебникам?

Электронное приложение к печатному учебнику — это набор обособленных электронных объектов, чаще всего не имеющих точной содержательной привязки к материалу учебника и дополняющих этот материал.

Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах.  Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно эффективный прием.

Тесная связь электронного приложения с учебником значительно расширяет, дополняет его содержание и облегчает их совместное использование в образовательном процессе.

Учитель имеет возможность проводить интересные уроки, повышать уровень мотивации учащихся, обучать по индивидуальной образовательной траектории, проводить мониторинг и контроль знаний учащихся с помощью тестовых заданий.

Большое значение имеет электронное учебное пособие при работе с геометрическим материалом. Сокращая затраты времени на изображение геометрических объектов, можно уделить больше внимания, например, отработке навыков их классификации по различным признакам, активнее использовать зрительную, ассоциативную и эмоциональную память младших школьников.

Слайд 11-15.

        Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника.

Слайд 16.

        Организация учебной деятельности с использованием электронных учебников, несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Расширение ресурсов печатного учебника интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения.
        Ребенок, используя ресурсы электронного учебника, усваивает материал в своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь на личные качества и способности. В этой ситуации учитель уже не может продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, при которой ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.

Слайд 17.

Существуют  3 режима работы ЭУ:

  • обучение без проверки
  • обучение с проверкой, при этом  в конце каждой главы (параграфа) ученику предлагается ответить на несколько вопросов, которые  позволяют  определить степень усвоения материала
  • тестовый контроль, который  предназначен для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

Слайд 18.

Технология  проведения   уроков с использованием электронного учебника .

Вариант 1.      

   Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащиеся сначала опрашиваются  по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.

Вариант 2.    

     Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На таком уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя работают  с электронным  учебником .

Вариант  3.     

    На  уроках  комбинированного   типа   с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно-следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).

Вариант  4.    

    На  отдельных  уроках  возможно  самостоятельное  изучение  нового материала и составление  по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного  возраста.

Вариант 5.      

   ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда  электронный  учебник используется  с  целью  мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.

Слайд 19.

        Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных учебников — только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от учителя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация учебного процесса с использованием электронных учебников Учитель начальных классов МОУ «Гимназия» г.Бронницы Зимина Галина Петровна

Слайд 2

«Кто владеет информацией, тот владеет миром» У. Черчилль

Слайд 3

Что же такое ЭФУ ? ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы, и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника

Слайд 4

Функции учебника Источник учебной информации , раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание. 2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Слайд 5

Преимущества ЭФУ: Компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете. Удобна - благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и поиска учебного материала по ключевым словам; Дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами, мульти-медийными объектами , обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала.

Слайд 6

З адачи: разнообразие видов учебной деятельности; развитие учебных умений и навыков ; индивидуализация обучения. расширение спектра источников учебной информации; развитие познавательных интересов младших школьников ; увеличение числа каналов восприятия учебной информации .

Слайд 7

Чем ЭФУ отличается от электронных приложений?

Слайд 8

Электронное приложение

Слайд 9

Электронный учебник

Слайд 10

Электронный учебник

Слайд 11

Режим работы ЭУ Существуют 3 режима работы ЭУ: обучение без проверки обучение с проверкой, при этом в конце каждой главы (параграфа) ученику предлагается ответить на несколько вопросов, которые позволяют определить степень усвоения материала тестовый контроль, который предназначен для итогового контроля знаний с выставлением оценки.

Слайд 12

Варианты работы с ЭУ 1.Используется при изучении нового материала и его закреплении 2.На этапе закрепления материала 3.На уроках комбинированного типа 4. Как средство контроля

Слайд 13

«Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать» Академик В. М. Глушков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема: «Формы организации учебного процесса с использованием содержания курса основы православной культуры »

Мастер-класс участника краевого конкурса «Учитель года Кубани 2010» в номинации «Основы православной культуры»...

Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ

В данной статье раскрывается вопрос об использовании ИКТ в учебном процессе...

«Инновационные технологии в школе.Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ».

Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать ребёнка, сделать так, чтобы учение превращалось не...

Организация учебного процесса с использованием образовательных электронных изданий и ресурсов

Образовательные электронные издания и ресурсы.Формы и методы организации учебного процесса с использованием ОЭИР.Функции образовательных электронных изданий и ресурсов...

Особенности учебного процесса с использованием электронного учебника

Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применени...

Статья "Организация учебного процесса с использованием компьютерных технологий в работе с младшими школьниками с ОВЗ"

Информация для педагогов о применении в работе компьютерных технологий с учащимися с ОВЗ...

Организация учебного процесса с использованием электронного ресурса

Организация учебного процесса с использованием электронного ресурса...