Исследовательская деятельность в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

        В условиях работы по ФГОС  широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти  от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

        Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.  Изучив  материалы  по данной теме,   пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи  предметные интересы  уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.  И так исследовательская деятельность.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx41.14 КБ
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx41.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тарасова О.С., методист по начальному образованию МКУ «Управление образования» Нурлатского муниципального района.
C:\Users\комп\Desktop\папка с фото\1451117000882.jpg

Исследовательская деятельность в начальной школе

        В условиях работы по ФГОС  широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти  от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

        Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.  Изучив  материалы  по данной теме,   пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи  предметные интересы  уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.  И так исследовательская деятельность.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

         В своей работе  учителя должны приучать учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя,   задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования, ожидаемые результаты.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

          Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, мотивирующей, стимулирующей и корректирующей роль  учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью.    Надо дать  им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности, чтобы работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

     С первого класса надо  вовлекать своих учеников в мини-исследования.  С 1 по 4 класс почти  все  работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

         Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

 Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); 
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.

         Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической  печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Учитель должен  направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Миша, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал вместе  просматривается, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал также  вместе оформляется, и ребенок готовится выступать на классном часе или учитель  включает  его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный  результат.

          Вообще для получения положительного результата детской исследовательской  работы  учителю необходимо дать позитивный настрой  и показать перспективу (стимулировать)  учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, можно узнать, кто хочет  хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести  или сочинить,   как-то хочет  прославиться, чтобы о них и их достижениях узнали  в своей школе, районе, республике,. России и во всем мире. На таких положительных, позитивных желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи  исследования  и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

         Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть теле-,видеоматериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты, закономерности  и  выводы . По- возможности  сделай фотографии.

Провести эксперимент.

 Запиши план и результаты эксперимента.

    Начать применять метод исследовательской деятельности  можно  с первого класса. Например, по теме  «Мой город» или «Мое село» ,стремясь дать наиболее полные сведения о своем городе, селе,   ученикам на каждом уроке задаются  работы  поискового характера. Изучая историю возникновения села , города, улицы, памятников, знакомясь с растительным и животным миром окрестных лесов, культурным наследием наших предков, разрабатывая проекты мест отдыха и развлечений, в течение всего учебного года  ведут настоящую исследовательскую работу. Результатом будет составленный путеводитель по селу или городу. Этот путеводитель является итогом совместной исследовательской деятельности учащихся и учителя в процессе обучения и основан на фактах из окружающей действительности, что является доказательством насущной потребности обучения исследованию на всех уровнях образования. Позже при изучении темы “Мой город или село-частица  великой России” понадобится лишь расширить путеводитель и включить в него музейные материалы, рекламные проспекты здравниц, сделать дополнительные фотографии и т д. Так как младшим школьникам такая работа   не совсем  под силу, то к осуществлению проекта  можно подключить учеников более старших классов (лучше всего своих же выпускников). Исследовательскую работу  можно представить  на любого уровня конкурс по теме “Моя малая Родина”.

 

          Исследовательской работой можно заниматься и во внеурочной  работе, и на уроках.  

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка.

 Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

        Самому ребенку подготовиться к защите сложнее, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

      Результаты  работы  учителя уже видны. Практика показывает, что все ученики  после проделанной работы становятся более активными   читателями школьной и центральной детской  библиотеки  и  могут самостоятельно найти  информацию, а затем  легко могут осветить поставленный перед ними вопрос. Принимают участие в номинации “Малая академия  наук”, которая  проводится  в  районе ежегодно  в рамках  муниципальной  научно - практической конференции « Калейдоскоп методических идей».  

                                   



Предварительный просмотр:

Тарасова О.С., методист по начальному образованию МКУ «Управление образования» Нурлатского муниципального района.
C:\Users\комп\Desktop\папка с фото\1451117000882.jpg

Исследовательская деятельность в начальной школе

        В условиях работы по ФГОС  широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти  от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

        Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.  Изучив  материалы  по данной теме,   пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи  предметные интересы  уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.  И так исследовательская деятельность.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

         В своей работе  учителя должны приучать учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя,   задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования, ожидаемые результаты.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

          Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, мотивирующей, стимулирующей и корректирующей роль  учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью.    Надо дать  им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности, чтобы работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

     С первого класса надо  вовлекать своих учеников в мини-исследования.  С 1 по 4 класс почти  все  работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы.

- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?

         Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

 Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу); 
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.

         Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической  печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Учитель должен  направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Миша, я знаю, что ты очень хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в Интернете и т.д.” Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал вместе  просматривается, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал также  вместе оформляется, и ребенок готовится выступать на классном часе или учитель  включает  его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный  результат.

          Вообще для получения положительного результата детской исследовательской  работы  учителю необходимо дать позитивный настрой  и показать перспективу (стимулировать)  учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Проведя анкетирование в своем классе, можно узнать, кто хочет  хорошо учиться, стать известными, знаменитыми, что-то изобрести  или сочинить,   как-то хочет  прославиться, чтобы о них и их достижениях узнали  в своей школе, районе, республике,. России и во всем мире. На таких положительных, позитивных желаниях легко строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи  исследования  и простимулирует (пока на словах) положительный результат.

         Организация исследования включает в себя следующие этапы.

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть теле-,видеоматериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты, закономерности  и  выводы . По- возможности  сделай фотографии.

Провести эксперимент.

 Запиши план и результаты эксперимента.

    Начать применять метод исследовательской деятельности  можно  с первого класса. Например, по теме  «Мой город» или «Мое село» ,стремясь дать наиболее полные сведения о своем городе, селе,   ученикам на каждом уроке задаются  работы  поискового характера. Изучая историю возникновения села , города, улицы, памятников, знакомясь с растительным и животным миром окрестных лесов, культурным наследием наших предков, разрабатывая проекты мест отдыха и развлечений, в течение всего учебного года  ведут настоящую исследовательскую работу. Результатом будет составленный путеводитель по селу или городу. Этот путеводитель является итогом совместной исследовательской деятельности учащихся и учителя в процессе обучения и основан на фактах из окружающей действительности, что является доказательством насущной потребности обучения исследованию на всех уровнях образования. Позже при изучении темы “Мой город или село-частица  великой России” понадобится лишь расширить путеводитель и включить в него музейные материалы, рекламные проспекты здравниц, сделать дополнительные фотографии и т д. Так как младшим школьникам такая работа   не совсем  под силу, то к осуществлению проекта  можно подключить учеников более старших классов (лучше всего своих же выпускников). Исследовательскую работу  можно представить  на любого уровня конкурс по теме “Моя малая Родина”.

 

          Исследовательской работой можно заниматься и во внеурочной  работе, и на уроках.  

Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка.

 Подготовка к защите включает следующие этапы.

1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:

а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.

2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.

3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.

4.Расставить по важности основные идеи.

5. Предложить сравнения и метафоры.

6. Сделать выводы и умозаключения.

7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

8. Подготовить текст доклада.

9. Подготовить средства наглядного представления доклада.

        Самому ребенку подготовиться к защите сложнее, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

      Результаты  работы  учителя уже видны. Практика показывает, что все ученики  после проделанной работы становятся более активными   читателями школьной и центральной детской  библиотеки  и  могут самостоятельно найти  информацию, а затем  легко могут осветить поставленный перед ними вопрос. Принимают участие в номинации “Малая академия  наук”, которая  проводится  в  районе ежегодно  в рамках  муниципальной  научно - практической конференции « Калейдоскоп методических идей».  

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов

Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...