Проект « Мы теперь ученики».
проект (1 класс) на тему

Серова Мария Леонидовна

Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения, учитывая их особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_teper_ucheniki.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Проект « Мы теперь ученики».

                                                   Содержание

1.Введение

    1.1  Актуальность темы

2 .Что такое адаптация? 

    2.1. Признаки успешной адаптации: 

    2.2. Школьная  дезадаптация

 3. Практическая работа

 4. Заключение

 5. Литература    

II. Цель: Создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения, учитывая их особенности.

III. Задачи: 

        1. Изучить современное состояние проблемы по адаптации первоклассников  к  школе в теории и практике.

     2.Провести  анализ процесса адаптации первоклассников.

    3.Разработать рекомендации по оптимизации процесса адаптации первоклассников  и программу психологического сопровождения процесса адаптации первоклассников.

IV. Объект, предмет и участники  исследования.

Объект исследования:  человек

Предмет исследования: адаптация детей в школе

Участники исследования: учащиеся 1 "В"  класса.

V. Гипотеза исследования: Внимательно изучив ребёнка можно помочь ему правильно адаптироваться в школе.

VI. Методы исследования.

Анализ; опрос; анкетирование; наблюдение; сбор информации из книг, СМИ, Интернет.

Тип проекта: педагогическо-исследовательский

VII. Результаты исследования.

                                                              Введение.

  1. Основная часть

        Сейчас, когда ведётся большая работа по внедрению новых образовательных стандартов в начальном образовании, у многих учителей возникает масса вопросов. И, пожалуй, самый сложный: с чего же начать? Как создать в первом классе благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечить его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание? 

       Мы должны помочь детям приобрести навыки совместной деятельности, научиться решать совместно поставленную задачу бесконфликтно, работать в парах и в группах, познакомить учащихся с правилами школьной жизни,  сформировать умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей, одним словом, заложить  основы  детского коллектива.

Но прежде учителю нужно узнать индивидуальные особенности детей. На основании полученных сведений легко организовать индивидуальный,  дифференцированный подход к  обучению  детей  в 1 классе и создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

1.1 Актуальность темы.

    Первый класс школы – один из наиболее существенных, критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

      Период адаптации всегда сложен для любого индивида, так как на его протяжении происходят ломка, разрушение старых стереотипов и  способов реагирования и закладка, формирование новых навыков взаимодействия с окружающим миром, адекватных изменившейся жизненной ситуации.

    Принято выделять три сферы адаптации, частичное или полное изменение которых провоцирует адаптационные перестройки:

   - адаптация к изменениям общих условий и режима жизнедеятельности;

   -адаптация к новой социальной среде при смене сферы или круга общения;

   -адаптация к изменившейся ведущей деятельности.

    У первоклассника радикальные изменения происходят во всех трёх сферах, поэтому кризис адаптации может происходить исключительно остро. Поэтому, изучая готовность ребёнка к школе, важно оценить его адаптационные резервы.

1.2. Что такое адаптация?

       Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

     Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
      1.3. Вот признаки успешной адаптации: 
    Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке. 
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. 
Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. 

У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена. 
Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе. 
На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!" 
       1.4. Что представляет собой школьная  дезадаптация?

Это когда все наоборот: сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний.

     К сожалению, число детей, с трудом привыкающих к школе, год от года не уменьшается. Об этом говорят учителя начальных классов, это видно и по результатам диагностики, которую проводят каждый год в конце октября или начале ноября.  Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходит с использованием метода наблюдения, анкетирования, обследования  на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.

     3. Практическая работа

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе адаптационного периода учитель ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества. Здесь важны такие виды деятельности, как проект рождения класса – это помогает сблизить детей, родителей и учителя.

     

Работая на втором этапе над режимом дня школьника, ребята вспоминают, что они делают утром, готовясь к школе, и вечером, приходя из школы. В результате дети разбираются, что им мешает, а что помогает стать настоящими школьниками.  Дома с родителями ребята составляют и красочно оформляют свой индивидуальный режим дня школьника .

  Вывод: правильно организованный режим дня школьника благотворно влияет на состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.

  Анкетирование:     

Для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов проводится анкета Н.Г.Лускановой.

  Мотивационная анкета разработана  для изучения уровня познавательной мотивации учащихся начальных классов. В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. На основании ответов конкретный учащийся может быть отнесен к одному из пяти уровней познавательной мотивации:

Высокая школьная мотивация, учебная активность        25-30 баллов

Хорошая  школьная мотивация.                                         20-24 балла

Низкая школьная мотивация.                                              10-14 баллов

Негативное отношение к школе, дезадаптация.                ниже 10 баллов

Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов. При этом ответ, свидетельствующий о положительном отношении к школе и предпочтении учебной ситуации, оценивается в 3 балла, нейтральный ответ – 1 балл, ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

          Сумма баллов, набранных ребенком, фиксируются непосредственно на заполненном им опросном листе. Результаты по тесту соотносятся с различными параметрами статуса (они указаны в общей таблице), при этом действуют следующие рабочие нормы оценки:

1-2 уровень – А

3-4 уровень – ВДА

5 уровень – ДА

Вывод: в результате анализа анкет учащихся 1 «В» класса, выяснилось, что

 - высокая школьная мотивация, учебная активность  у 11 учащихся

 - хорошая  школьная мотивация у 4 учащихся                

 - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами 7 учащихся                                                  

 - низкая школьная мотивация у 3 учащихся                                            

 - негативное отношение к школе, дезадаптация у 1 учащегося              

     Эта анкета  помогла  выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу. Полученные показатели информируют о начальном уровне учебной мотивации у детей, начинающих школьное обучение, и являются отправной точкой в отслеживании динамики развития мотивации учения на последующих возрастных этапах.

    Как распределять учебную нагрузку

    На протяжении  многих лет изучается  проблема утомительности уроков, создаются  шкалы трудности учебных предметов, которые необходимо использовать при составлении школьного расписания. Учет этого фактора позволяет снизить утомительное влияние учебного процесса. С целью выявления наиболее любимого и наиболее трудного предметов в классе был проведён опрос.

Самый любимый школьный предмет

               Количество детей

Письмо

                          10

Математика

                          7

Чтение

        4

Окружающий мир

        3

Технология

                          2

ИЗО

         2

Физкультура

        1

Нет любимого предмета

                          1

Самый трудный  школьный предмет

               Количество детей

Письмо

                          9

Чтение

                          8

Математика

        4

Окружающий мир

        3

Технология

                          2

ИЗО

         1

Нет  предмета вызывающего трудности

        3

Вывод: для мягкой адаптации учеников первого класса необходимо чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели. Причем наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке.    

       Социометрия применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач: 
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
 
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
 
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
 

  Обработка и интерпретация данных социометрии проводятся следующим образом. Первый шаг – составление социоматрицы. Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса. В эту таблицу вносятся имена всех членов группы, присваиваются им номера по порядку в списке. Данные номера заносятся в таблицу по горизонтали и вертикали, клетки пересечения одинаковых номеров заштриховывают. На основании матрицы путем подсчета выборов определяется, какое количество выборов получил каждый член группы и сколько взаимных выборов он имеет. Взаимные выборы обводятся кружком или полукругом (если взаимность неполная).

   Анализ полученных дает представление о социометрической структуре группы, которая заключается в распределении членов группы по четырем статусным категориям: «звезды» (более 5 выборов), «предпочитаемые» (от 3 до 5 выборов), «принятые» (1 – 2 выбора), «изолированные» (не имеют ни одного выбора).

    Первые две категории считаются благоприятными, две последние – неблагоприятными. Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных статусных категорий дает представление об уровне благополучия взаимоотношений. Если большинство детей группы оказывается в благоприятных статусных категориях уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом взаимоотношении – как средний; при преобладании в группе членов с неблагоприятным статусом – как низкий.

     Низкий уровень благополучия взаимоотношений является сигналом тревоги, означающим эмоциональное неблагополучие большинства детей в системе взаимоотношений со сверстниками в группе.

    Важным диагностическим коэффициентом, характеризующим отношения, существующие в группе, является показатель удовлетворенности детей своими отношениями со сверстниками. Он определяется как процентное отношение детей, имеющих взаимные выборы, к общему количеству детей в группе. Полученный результат сравнивается с нормативными показателями уровней коэффициентов удовлетворенности отношениями со сверстниками:

1. низкий уровень – коэффициент удовлетворенности 33% и ниже;

2. средний уровень - коэффициент удовлетворенности 34 – 49 %;

3. высокий уровень - коэффициент удовлетворенности 50 – 65%;

4. сверхвысокий уровень - коэффициент удовлетворенности 66% и выше.

   Соотношение количества изолированных детей к общему числу членов группы позволяет установить коэффициент изолированности, который рассматривается как диагностический показатель успешности работы педагога по воспитанию дружеских взаимоотношений детей.

   Согласно результатам исследований, группу можно считать благополучной, если в нет изолированных или коэффициент изолированности в пределах 6%; менее благополучной – при индексе до 25% и неблагополучной, если индекс изолированности выше 25%.

           Диагностика коллективного настроения

      В коллективном настроении на первый план выступает общая эмоциональная реакция на окружающие события. От настроения людей зависит их поведение, результаты деятельности и воспитательных воздействий.

     Какое в нашем классе коллективное настроение  мы можем увидеть на  «бусах настроения». Каждый день дети  отмечают своё настроение:

  - хорошее  - красной бусинкой;

  -плохое – синей

  Вывод:  таким образом, учитель может каждый день видеть цвет настроения у ребёнка и при необходимости, в случае синего цвета, поинтересоваться о причине такого настроения, помочь, выслушать, поговорить, одним словом уделить должное внимание, если это необходимо. 
   Каждый день дети стремятся завоевать любовь учителя и обратить на себя внимание сверстников, этот приём  удовлетворяет не только эту потребность, но и позволяет стеснительному, застенчивому ребёнку проявить себя, это упражнение помогает ребятам отслеживать своё настроение и видеть настроение других одноклассников, а значит и учит взаимодействию с взрослыми и детьми.

     Родительские собрания и консультации. 

   Родителей познакомили  с особенностями обучения и спецификой новой учебной ситуации, рассказали о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода, провели анкетирование. Выпуск брошюры «Советы родителям первоклассников».

     4. Заключение.

  Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод о каждом ребёнке, узнать как проходит его адаптация, достаточно обоснованно выделить первоклассников, которые нуждаются в индивидуальном внимании педагога, родителей, психолога и своевременно оказать им помощь.

   5. Литература

   Кольцова М.М., Рузина М.С.  Ребенок учится говорить. Пальчиковый тренинг. Санкт-Петербург. Издательский дом "МиМ", 1998.

   Кэмпбелл Росс. Максимов Максим  Как на самом деле любить детей. Не только любовь М. изд-во "Знание", 1992.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

Прайор К. Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя. «Эксмо», М., 2011.

Эйнон Дороти.  Творческая игра. От рождения до десяти лет. М.: "Педагогика-Пресс", 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики"

Целью данного праздника является воспитание любови к школе, уважение к статусу школьника. ...

"Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!"

Замечательный праздник для учащихся 1-го класса. Посвящение ребят в ученики....

Праздник "Мы теперь не просто дети, мы теперь-ученики!"

“Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики”. Звучит песня «Первый раз в первый класс» (клип)Учитель. Добрый день, дорогие наши дети, уважаемые взрослые. Прошло уже два месяца с тех пор как вы пришли...

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!

Праздник окончания 1 четверти ...

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

Праздник -  посвящение в первоклассники....

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

Презентаци к выступлению-приглашению на творческую выставку первоклассников.      vystuplenie-priglashenie.jpg...

Праздник посвящения в ученики для первоклассников «Мы теперь не просто дети, мы теперь – ученики!»

Целью проведения праздника является формирование социальной роли ученика. Проводится в первой четверти первого года обучения....