Доклад на тему: «Информационно-коммуникативные технологии в образовательном и воспитательном процессе».
учебно-методический материал на тему

Капля Вера Ивановна

Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса. Одной из наиболее удачных форм информационной методической подготовки учителей, а также подготовки и представления  материала к внеклассным мероприятиям  можно назвать создание мультимедийных презентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ikt_kaplya_v.i.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Алексеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

VIII вида

ДОКЛАД

на тему:  

«Информационно-коммуникативные технологии в образовательном и воспитательном процессе».

Выполнил: воспитатель

Капля В.И.

Алексеевка, 2013

В современном обществе за последние годы произошло коренное изменение значимости информационно-коммуникационных технологий в жизни человека. Информация играет решающую роль во многих сферах деятельности, не только познавательной, но и образовательной, технологической, творческой, политической, социальной. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, приобретает новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, уже невозможно представить современное общество без использования новых информационных технологий. Изменилась роль педагога, основная его задача – это поддерживать и направлять развитие личности воспитанников, их творческий поиск, организовывать их совместную работу. Как показывает практика, без новых информационных технологий невозможно представить современную школу.

Поэтому современное образование приоритетной стратегией выдвигает стратегию подготовки воспитанников к жизни в информационном обществе и предполагает проведение информатизации системы образования в двух направлениях - внедрение информационно-коммуникационных технологий непосредственно в процесс обучения и информатизацию системы управления образованием.

В Приказе Министерства образования РФ от 03.12.2001 г. № 3926 «О единой организации и координации работ в области информатизации образования в России» были намечены основные стратегические направления деятельности в области информатизации образования Российской Федерации:

1. реализация содержания образования на базе информационных технологий;

2. подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области информатизации образования;

3. создание и поддержка инфраструктуры информатизации образования.

Педагогический процесс для  детей с нарушением интеллекта направлен на общую коррекцию развития компенсаторно-адаптационных механизмов, на развитие сенсорной, интеллектуальной культуры, формирование коммуникативно-речевой и социально – коммуникативной сферы каждого воспитанника. Создание и выполнение данных условий необходимо для полноценной интеграции   детей с нарушением интеллекта  в общество.

Для овладения детьми и подростками   общетрудовых,  профессиональных знаний и  умений, необходимо широкое внедрение в учебный процесс компьютерной техники, формирующей у воспитанников языковую/речевую, математическую культуру и логическое мышление.

Компьютерное обучение значительно расширяет возможности  воспитанников с нарушением интеллекта, усиливает мотивацию учения, качественно изменяет контроль  за  познавательной и трудовой деятельностью, дает возможность успешно  решать задачи на моделирование различных производственных ситуаций, на планирование и т.д. Однако  полностью специальное компьютерное оборудование и программное обеспечение для  воспитанников на сегодняшний день школа не имеет, но у нас в игровой комнате   уже есть  компьютеры. И большое значение имеет интернет, проведённый в классы.

 Процесс компьютеризации дает возможность качественно перестроить процесс трудовой подготовки, реализовать потенциальные возможности производительного труда в профессиональном, социальном, экономическом, интеллектуально – личностном становлении  детей и подростков с нарушением интеллекта.  Информационно-коммуникативные технологии –это  насыщенная среда, способствующая творческому развитию воспитанников и педагогов. 

Предполагается, что опыт межличностного общения умственно отсталых детей обогатится и в результате включения  в учебно-коррекционную работу  возможностей сети Internet через поиск и определение своего информационного  виртуального пространства, своего индивидуального круга общения.

Использование информационно коммуникативных технологий это также:

  • Проведение уроков, воспитательных занятий с использованием информационных технологий (уроки-презентации, уроки и воспитательные занятия с мультимедийным показом, компьютерный контроль знаний);
  • Использование образовательных Интернет-ресурсов;
  • Подготовка обучающихся к творческим конкурсам (создание проектов и мультимедийных презентаций) и другое.

Педагогический коллектив школы-интерната  успешно работает над освоением современных коррекционно-развивающих технологий, выполняющих развивающую функцию, способствующих становлению и коррекции личности с учетом индивидуальных психофизиологических и возрастных особенностей, для обеспечения обучающихся, воспитанников базовыми знаниями.

В настоящее время усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучающегося, способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Большие возможности компьютерного представления информации позволяют интенсивное использование компьютерных презентаций в школе не только в обучении обучающихся, но и в организации учебного процесса. Поэтому в последние годы важной задачей является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организацию учебно-воспитательного процесса коррекционной школы.

Одним из программных средств реализации презентаций является офисное приложение Microsoft PowerPoint, которое позволяет обеспечивать компьютерную поддержку различных видов деятельности участников образовательного процесса.  

В связи с этим возникает необходимость дальнейшей разработки методов использования ИКТ в деятельности учителя для организации и проведения занятий с учащимися, компьютерной поддержки различных мероприятий, педагогических советов, родительских собраний. Другое направление создания презентаций - компьютерное сопровождение общешкольных мероприятий. Большое значение в воспитании и социальной адаптация учащихся имеют школьные праздники, тематические недели, отчеты кружков.

Я, в своей воспитательной работе, стараюсь применять информационно-коммуникативные технологии. Общешкольные внеклассные мероприятия  такие как: »В мир природы»; «Мир вокруг нас» разрабатывала с презентацией, которая позволяет реализовать намеченные цели и задачи в познании изучаемого материала.

Таким образом, мой опыт разработки и использования презентаций в организации учебно-воспитательного процесса, показывает, что презентации применяются в коррекционной школе для помощи в обучении, воспитании и развитии воспитанников с ограниченными возможностями; в повышении профессионального мастерства педагогов школы; в представлении результатов своей работы  учителями.

Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, при чём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Мультимедиа создаёт мультисенсорное обучающее окружение. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Обучение с использованием аудиовизуальных средств комплексного предъявления информации является наиболее интенсивной формой обучения. Индивидуальная диалоговая коммуникация с помощью видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок настолько интенсивна, что максимально облегчает процесс обучения. Решение проблемы соединения потоков информации разной модальности (звук, текст, графика, видео) делает компьютер универсальным обучающим и информационным инструментом по практически любой отрасли знания и человеческой деятельности.

Важным условием реализации возможностей информационно-коммуникативных технологий  в школе являются: оборудование в школе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в интернет (а это у нас есть уже в каждом классе); готовность учителя к применению информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Следует отметить, что применение информационно-коммуникативных технологий целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.

Практика проведения уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий показывает, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные. Учащиеся на таких уроках  более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течении которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы задания.

Информационные технологии расширяют возможности обучения детей, учитываются уникальные потребности всех обучающихся и в первую очередь тех, у кого имеются затруднения в учебе или физические отклонения. Необходимо развивать у воспитанников ответственное отношение к учебе и желание применять технологии для приобретения знаний и навыков. Поэтому, школа должна предоставлять технологии специальных возможностей, которые можно адаптировать к нуждам каждого обучающегося.

Сведения о специальных возможностях и технологиях специальных возможностей, помогающих преподавателям всего мира предоставлять обучающимся одинаковые возможности при обучении с использованием современных технологий, разработаны корпорацией Майкрософ.   Поддержка специальных возможностей дает воспитанникам с нарушениями получить больший объем информации, облегчить работу на ПК. Повышение уровня удобства и безопасности делает обучение ребенка более эффективным. Таким образом, применение этих функций представляет собой еще один способ обеспечения равных возможностей всем членам общества.

В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку, и это процесс постоянного творчества.  Так вот сейчас готовя поделки к празднику осени, воспитанники самостоятельно,  используя интернет, находили интересные работы и, загораясь огромным желанием, делали  свои поделки.

И я считаю, что в решении воспитательных задач огромную роль играют информационно-коммуникационные технологии.  С появлением интернета в каждом кабинете, где планируется проводить не только уроки, но и классные часы, внеклассные мероприятия, расширяются возможности классного руководителя и воспитателя для воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Широкое внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств  воспитания с элементами графики, звука, видео, мультимедиа,  что способствует повышению эффективности педагогического труда.

Воспитание в школе - целенаправленный и сложный процесс, который осуществляют не только члены педагогического коллектива, но и семья, социум: общественность, средства массовой информации. Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение.

Информационно-коммуникативные технологии в творческой деятельности дают возможность:

ученику:

- реализовать и развивать свои креативные способности;

- расширять знания об окружающем мире;

- проявить организаторские умения;

- закрепить коммуникативные навыки;

- формировать способность к рефлексии;

учителю:

- развивать творческий потенциал;

- совершенствовать организаторские способности;

- изучить классный коллектив;

- объединить обучающихся, педагогов, родителей;

- управлять процессом развития воспитанника.

Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Использование информационных технологий позволяет готовить презентации, посещать сайты с целью дополнительного образования, дает возможность свободно  общаться со школьниками не только соседних стран, но и всего мира, участвовать в творческих конкурсах, интернет олимпиадах, создавать проекты и т.д.

Одной из наиболее удачных форм информационной методической подготовки учителей, а также подготовки и представления  материала к внеклассным мероприятиям  можно назвать создание мультимедийных презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Воспитание является одной из важнейших составляющих  образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школ...

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»

Доклад на тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»...

"Использование современных образовательных, информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих технологий в начальной школе" Из опыта работы.

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике образовательных учреждений, совершенствова...

доклад на тему" Современные информационные технологии в образовательном процессе"

Использование компьютерных технологий обучения в наше время....