Главные вкладки

    Доклад на тему"Патриотизм,как одна из важных составляющих воспитательного процесса"
    статья по теме

    Макарова Татьяна Алексеевна

    Доклад

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon doklad_patriotizm.zip15.49 КБ

    Предварительный просмотр:

          МОУ « Четырчинская средняя общеобразовательная школа»

    Подготовила: учитель начальных классов Макарова Т.А.

    2009г.

     Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .

    Патриотизм включает в себя:

    *    чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

    *    уважительное отношение к языку своего народа;

    *    заботу об интересах Родины;

    *    осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

    *    проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

    *    гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;

    *    гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

    *    уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

    -    общечеловеческие ценности.

         Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты.

       Недаром говорят, что  природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова, ведь мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения.

    Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

    При составлении воспитательного плана  для раздела патриотическое воспитание я поставила следующие цели и задачи:

    •  формирование основ патриотизма;
    • изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края;
    • воспитание уважения и интереса ко всем нациям;
    • Воспитание бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

    Весь раздел патриотическое воспитание представляет собой четыре ступени развития.

    «Мой дом – моя семья».

    «Моя школа. Моё село».

    « Чистопольский район».

    «Республика Татарстан – частица России».

    Для реализации этих ступеней использую следующие формы работы:

    • Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
    • Классные часы;
    • Беседы, викторины;
    • Исследовательская деятельность;
    • Коллективные творческие дела;
    • Смотры-конкурсы, выставки;
    • Соревнования;
    • Трудовые дела;
    • Интегрированные уроки.

    Рассмотрим  подробнее каждую ступень.

    1 ступень «Мой дом – моя семья», т.к. семья выступает первым воспитательным институтом.

    Задачи:

    1.     Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;

    2.      Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;

    3.     Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

    Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений.   Распорядок дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.

    Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила поведения  приветливость, доброжелательность, умение принять гостей, доставить им радость общения, составить хорошее впечатление о себе при посещении родных, друзей, а также при встрече с другими людьми.

    Вот некоторые формы работы: Слайд №

    -Составление родословной семьи (дети узнают своих родственниках…);

    - Праздник общения. ( мероприятие совместно с родителями. Проводились различные конкурсы, дети многое узнали о родителях , а родители о детях. Дети писали сочинения «Самый счастливый мой день».»Когда я плачу», выставка «Семейная мастерская», « Профессии моих родителей, « Традиции нашей семьи»;»Советы моей бабушки».и.тд.

    2 ступень «Моя школа. Моё село» Слайд № 10

    Задачи:

    1.     Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине;

    2.     Повышение авторитета школы и престижа хорошего образования на основе ознакомления с историей школы и биографиями уважаемых жителей села;

    3.     Формирование качеств личности, способствующих успешному обучению и положительной мотивации учения;

    4.     Усвоение учащимися этических норм и правил поведения в школе.

    На данной ступени работа ведётся по двум направлениям «Моя школа» и «Моё село». Содержание работы по первому направлению включает в себя следующие темы: история школы, правила поведения в школе; умения распределять обязанности в работе, роли в игре поручения учителя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение; традиционные мероприятия, трудовые дела по благоустройству школы, активное участие в делах школы.

    По второму направлению «Моё село»: история жизни

     д.Четырчи и близ лежащих малых деревень, интересные люди, местные народные промыслы, экологические проблемы местного значения, правила поведения в природе, практическая деятельность по благоустройству села, помощь пожилым, фольклор, традиции и обычаи.

    На данной ступени проведены  мероприятия такие как :

    «Масленица»;

    «День Здоровья»;

    «Зарница»;

    «Помоги птицам»;

    «Доброго пути, родничок»;

    «День Победы», дети готовят концертные номера и поделки своими руками для ветеранов.

    Участие в конкурсе боевых листков, посвященных дню защитника Отечества;

    Встреча с курсантом артиллерийского командного училища;

    Мероприятия, посвященные дню защитника отечества

    «Сражение «Один на один»;

    «Посвящение в рыцари». На одном из этих мероприятий старшеклассники нашей школы учили малышей собирать и разбирать автомат, правильно одевать противогаз.

    3 ступень «Чистопольский район»

    Задачи:

    1.      Воспитание люби  Чистопольскому району, к своему– месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;

    2.     Развитие творческой активности.

    3.     Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

    На этой ступени говорится: об истории Чистопольского района, исторических памятниках, памятниках культуры, музеях, учреждениях культуры, природа, экологических проблемах, интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народных промыслах, произведениях искусства, фольклоре, традициях и обычаях.

    О правилах поведения в музее, театре (проведено мероприятие «Здравствуй, театр»). Активное участие в районных творческих конкурсах, а так же дети пишут сочинения на тему: Моё родное село Четырчи, мой любимый уголок…. На данной ступени дети самостоятельно составляли и составляют Красную книгу Четырчей.

    4 ступень «Республика Татарстан – частица России».

    Задачи:

    1 Привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Республики Татарстан, традициям и обычаям народов России.

    2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей.

    Содержание этой ступени: Государственные символы России, государственное устройство России, (показ книги)

    народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие(здесь можно отметить следующее: ученица самостоятельно готовила сообщение на тему: Берёза–символ России,)

    охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

    Наша Родина в живописи, песнях и стихах.

    Республика Татарстан – частица России.

    Архитектурные и культурные памятники и многое другое.

    На уроках музыки, да и не только звучат произведения М.И. Глинки, П.И. Чайковского, русские народные песни, стихи о России, о Чистопольском крае, изучение Нина России. На уроках учащие знакомятся с традициями, обрядами своего народа, рассказывается о древних русских городах…В работе используется взаимодействие трёх видов искусства – слова, живописи, музыки, где показывается, как одно и то же явление изображают разных дел мастера.

    Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что: учащиеся с интересом будут изучать материал, связанный с народной культурой, особенно когда сами  являются участниками творческого процесса. Повышается их культурный уровень, возникает потребность в получении новых знаний о Родине, о народных традициях.

    У детей появится ощущение « Я гражданин Отечества», чувство ответственности за свое будущее, в том случае если будет система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, родителей и общественных организаций.

     Всё это важно для формирования патриотов, достойных граждан своего народа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе – одна из важных составляющих развития способностей и таланта

    Исследовательская деятельность – это возможность наиболее полно реализовать  собственные таланты и способности. Учитель должен организовать такую  учебную и внеучебную деятельность, пр...

    Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

    Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ОДНИ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ В КОНТЕКСТЕ ФГОС

    Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учитьс...

    Внеурочная деятельность, как составляющая воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС

    Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для саморе...

    Доклад на тему: «Информационно-коммуникативные технологии в образовательном и воспитательном процессе».

    Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса. Одной...

    Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

    В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...