ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ОДНИ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ В КОНТЕКСТЕ ФГОС
статья (2 класс) на тему

Иванова Екатерина Семёновна

Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно это позволяет ему развиваться на протяжении всей его жизни, успешно решать самые разные и неожиданные задачи, которые преподносит жизнь.

Исследовательская и проектная деятельность - одни из важнейших составляющих ФГОС. Реализуя образовательные стандарты, перед учителями стоят актуальные вопросы:

·        Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?

·        Как развить способность искать новое?

·        Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям?

·        Как правильно излагать и защищать свои идеи? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ОДНИ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ  В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Иванова Екатерина Семёновна

контактный электронный адрес     ekat6060@mail.ru 

МАОУ Гимназия №2 г. Балаково Саратовской области

Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно это позволяет ему развиваться на протяжении всей его жизни, успешно решать самые разные и неожиданные задачи, которые преподносит жизнь.

Исследовательская и проектная деятельность - одни из важнейших составляющих ФГОС. Реализуя образовательные стандарты, перед учителями стоят актуальные вопросы:

  • Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?
  • Как развить способность искать новое?
  • Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям?
  • Как правильно излагать и защищать свои идеи?

 «Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». (А.И. Савенков)

Исследование  полностью незнакомая деятельность  неизвестный результат.          

Проект  есть задача, известен результат  подбор алгоритма деятельности.

Использование исследований на уроках окружающего мира является

самым целесообразным методом обучения, так как познание мира и есть

его исследование. Первый раз на уроке окружающего мира дети проводят  исследование, изучая тему «Живая и неживая природа». Рассматривая рисунок в учебнике, первоклашки непроизвольно выбирают предмет исследования – дерево, так как возник вопрос: «Дерево – это объект живой или неживой природы?» На этом уроке дети знакомятся с правилами проведения учебных исследований. Это первое предметное микроисследование  (подумать, задать себе вопрос, понаблюдать, спросить у взрослого, провести эксперимент, найти ответ в справочной литературе).

  Учебные исследования – это эффективный метод развития младших школьников. Но существует ряд условий, которые  необходимо соблюдать:

  1. Развитие исследовательских умений должно проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
  2. Дети должны видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации саморазвития и самосовершенствования.
  3. Задача учителя — не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Для повышения эффективности учебного процесса бесспорно необходимо использование сервисов сети Интернет.  Задания, предлагаемые учителем, могут быть выполнены в поисковых системах, оформлены в виде презентаций. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к поисково-исследовательской деятельности, способствует повышению успеваемости учащихся. Современное образование становится немыслимым без использования компьютеров. Пользуясь сервисом сети Интернет, учителя, учащиеся (на первых шагах при помощи родителей) находят нужную информацию на предметных сайтах не с урочным материалом, а именно с дополнительным материалом по предмету, что-то сверх программы, что-то развивающее, задания олимпиадного характера, небольшие конкурсы, викторины по предмету и другое. Сетевые сообщества, виртуальные мастерские, сетевые проекты, с одной стороны, является средством экономии времени учителя, а с другой – повышает качество образования.

Результаты исследования дети стараются представить в необычной форме – это презентации «Материки и океаны», «Моя Россия», «Балаково – мой город родной», устные журналы «Хвойные растения», «Животные и среда обитания», сборники летних записей исследователей  «Тайны летней красоты», «Экологические проблемы реки Волги»….

В программе окружающего мира третьего класса есть объемная тема «Природные зоны России». План проведения исследования (с использованием материала  сети Интернет)  можно определить следующий:

1. Местоположение и климат природной зоны

2. Растительный мир

3. Животный мир

4. Занятия людей

5. Экологические проблемы

На реализацию школьником задуманного результата направлены задания, включающие в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных  и творческих методов:

  • Упражнения, предполагающие обратное действие: «Как вы

думаете, почему детеныши животных любят играть?», «Почему весной тает снег?», «Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?», «Почему цветы имеют такую яркую окраску?»…

  • Найдите возможную причину события:  «звонят колокола», «трава

во дворе пожелтела», «пожарный вертолет весь день кружил над лесом», «медведь зимой не заснул, а бродил по лесу»...

  • Развитие умения экспериментировать: «определяем плавучесть

 предметов», «как вода исчезает», «эксперимент с магнитом  и металлами», «эксперимент по смешиванию красок»…

Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку и реализацию проектов. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Реализуя исследовательский проект «Не верь глазам своим», предмета «Мы и окружающий мир» 2 класс, обобщение по разделу «Космос» учащихся можно разбить на несколько   групп  и провести огромную исследовательскую работу, используя  сервис сети Интернет: презентации «Удивительный мир космоса», сообщения учеников о Луне, планетах и созвездиях, видеоролики, тесты «Проверь себя» (выполненные в программе Мюгозой Ехсе1, содержащие варианты ответов и автоматически проверяющие ответы детей и выставляющие оценку)…

Интересен творческий проект «Мы и солнечный год», в основе которого лежит широкая интеграция, охватывающая разные направления – природа, искусство, основы здорового образа жизни. Взрослые и дети, работая над реализацией четырёх этапов  проектной деятельности: «Звуки и краски осени», «Зимушка-зима и развлечения», «Весна – красна», «Лето, солнце и отдых» имеют возможность в любой момент обратиться к творческому союзнику – сети Интернет.

Реализованные исследовательские, учебно-познавательные, творческие и социальные проекты:

2013/2014 учебный год(1 класс):

  • рождение  детского коллектива «Мы школьниками стали»  » - ноябрь 2013
  • «Жаркие. Зимние. Твои».  Работа  по лабиринту «Сочи 2014»-декабрь 2014
  • «Азбука – ступенька к мудрости» - февраль 2014
  • «Всё о космосе» - апрель 2014
  • «Сохраним и приумножим культуру земли русской…» апрель 2014
  • «Поклонимся великим тем годам» - май 2014

2014/2015 учебный год (I полугодие – 2 класс)

  • «Музей Осени» - октябрь 2014
  • «Интеллект. Культура. Личность»к 200-летию М.Ю.Лермонтова -октябрь 2014
  • «Любите наших матерей» - ноябрь 2014
  • «Время маленьких чудес» - декабрь 2014
  • «Планеты солнечной системы» - март 2015        
  •  « 50-летие А.Леонова.  Выход в открытый космос» - апрель 2015

Анализ сущности и особенностей организации исследовательской и проектной деятельности позволяет сделать вывод, что и та, и другая при правильной их организации создают условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Они направлены на создание у детей качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков, которые

значимы для них на данном этапе развития. Учащиеся, осознающие способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.

Ресурсы, которые были использованы при подготовке доклада

  1. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе // Начальная школа.— 2009
  2. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45
  3. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе (О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006)
  4. Яннова И. Г. Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских (festival.1september.ru)
  5. Балакшина Л.Г.,Кириченко Н. М.  Программа факультативного курса для 2-4 классов «Введение в исследовательскую деятельность» festival@1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности в овладении знаниями и поддержки индивидуальности ребёнка»

Сущность, новизну и практическую значимость ИПО я вижу в том, что на уроке проектно- исследовательская деятельность создает стихии заинтересованности, поиска, творчества, а также стихию доброжелательн...

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Статья о создании условий для развития исследовательских способностей обучающихся в начальной школе...

Исследовательская и проектная деятельность младших школьников

В работе рассказывается об организации коллективного творческого дела во внеурочной деятельности младших школьников. Одной из форм такой деятельности является проектная и исследовательская деятельност...

Исследовательская и проектная деятельность младших школьников

В настоящее время проекты все ча­ще рассматривают как метод обуче­ния, при котором учащиеся приобре­тают знания и умения в процессе пла­нирования и выполнения постепенно усложняющихся практических зад...

Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника"(из опыта работы)

Цель данного мероприятия формирование основ нравственности младших школьников средствами внеурочной деятельности, становление субъектной позиции младших школьников....

Организация учебно - исследовательской и проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение ...

1.Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьника.

Духовно-нравственное воспитание как одно из важнейших направлений организации исследовательской и проектной деятельности младшего школьник. Выступление: 14.09.2019г....