Программа по проектной деятельности с использованием ИКТ для 3 класса «Моя Россия – Родина моя»
рабочая программа (3 класс) на тему

Прусакова Екатерина Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_proektnoy_deyatelnosti_3_kl.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                                            «Согласовано»

Директор школы №407                                                          Заместитель директора

____________________ Бочкова Л.А.                                 ___________________ Зайцева В.Л.

                       

 Программа по проектной деятельности с использованием ИКТ для 3 класса

«Моя Россия –  Родина моя»

                 

                                                                     

Составила: учитель начальных классов Прусакова Е.А.

Пояснительная записка.

   Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…

   Понятие «проект» имеет в нашей культуре разные значения. В данном случае мы используем это понятие в его педагогическом, несколько отличающемся от традиционного, смысле. Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели. Они направлены на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
  В то же время проекты, выполняемые учащимися под руководством педагога, признаются сегодня действенным средством реализации  системно-деятельного подхода к обучению и воспитанию. Их разработка и реализация позволяет достигать ряда актуальных образовательных эффектов, в т.ч.:

•  позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

•  учит ученика размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

•  даёт опыт принятия самостоятельных аргументированных решений;

•  позволяет научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Классификационными признаками проектов в образовании могут быть:

•  характер доминирующей проектной деятельности – исследовательский, прикладной (практико-ориентированного характера), творческий и т.д.;

•  предметно-содержательная область проекта – монопроект, междисциплинарный (содержание которого должно быть интегрированным – например, объединять вопросы учебного предмета и вопросы здоровьесбережения; проект по ряду учебных предметов, практическому аспекту проблемы, рассматриваемому в нескольких учебных дисциплинах и т.д.);

•  по продолжительности выполнения – долгосрочный (реализуется в срок от одного месяца и более), средней продолжительности (от одной недели до одного месяца), краткосрочный (реализуется в течение одного урока или серии уроков – до одной недели) .;

•  по количеству участников проекта - индивидуальные, парные, групповые и т.п.

Примерные этапы проведения проекта:

1. Представление проблемной ситуации ( вербально, т.е. в устной речи; с помощью видеоряда; с помощью мультимедийных средств и пр.).

2. Мозговая атака (поиск идей решения проблемы).

3. Обсуждение.

4. Выдвижение гипотез.

5. Определение типа проекта.

6. Организация «малых групп сотрудничества» , распределение ролей.

7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.

8. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием.

9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в мастерских).

10. Оформление результатов проектной деятельности.

11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.

13. Самооценка, внешняя оценка.

   Исходя из опыта работы с учебными содержаниями, следует подчеркнуть важное значение выбора формулировки темы проекта. При выборе темы необходимо учесть указанные выше требования к сути проектной деятельности, содержанию проекта, а также критерии оценки проектов, изложенные ниже – ведь именно по этим критериям будет оцениваться качество представленной работы.

  Требования к учебному проекту — совершенно особые.
Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты. 
  Ученикам важно в самом начале пояснить, какой возможный продукт может быть создан в итоге проекта (т.е. каков итог проектной деятельности). Примерный перечень может быть следующим:

-реферат, доклад, сообщение по теме проекта

-представление репортажа, компьютерной презентации (буклета, листовки), выполненной силами учащихся

 -выставка рисунков, поделок,  и т.д.;
-газета;

 -журнал;
-статья;
-альбом с материалами по какому-либо предмету, краеведению своего региона, населённого пункта;

-изготовление какого-либо материального объекта, имеющего практическую (или эстетическую) ценность и т.п.;

          Проектный метод входит в жизнь школ как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.  Вместе с этим формируется новый круг представлений и понятий теории и практики школьного проектного обучения, ведется широкий поиск способов реализации возможностей для организации эффективных форм научно-исследовательской деятельности учащихся.

Данная  программа направлена на улучшение нравственной атмосферы, развитие духовной культуры среди учащихся образовательных учреждений, способствует становлению личности, помогает  формированию твердой гражданской позиции, устойчивого самосознания у подрастающего поколения. Исследовательские работы, представленные в программе, направлены на расширение кругозора детей в этнической области. Они помогают убедиться в неповторимости, уникальности культуры каждой национальности, формируют ответственность за судьбу своего народа, толерантность к иному образу жизни. В настоящее время важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями, поэтому программа способствует повышению уровня социальной, эстетической и образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.

Цели программы: 

-усвоить определенный минимум историко-обществоведческих       понятий;

- заложить основу для формирования личностно-гражданской позиции.

- сформировать представление о национальном самосознании;

- воспитать гражданина, любящего свою малую Родину, свою страну;

человека культуры и нравственности;

Задачи:

- привлечь детей к изучению истории  России;

- расширить общественно значимые знания учащихся о самих себе;

- пополнить знания о стране, о крае в котором живем;

- познакомиться с национальными традициями и обычаями русского народа;

Развитие общеучебных умений и навыков:

                       Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
                     Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
                Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействовать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
•Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
                 Коммуникативные навыки:

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
Принципы:

1.Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребенка.

2.Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи.

3. Принцип связи сознательности и эмоциональности.

Ожидаемые результаты:

Программа способствует:

Повышению образовательного и культурного уровня развития учащихся,  формированию  коммуникативной  и социальной компетентности.

Воспитанию нравственно здоровой, уникальной, свободной и ответственной личности, почитающей и уважающей традиции и обычаи своего народа, знающей свои корни, оберегающей природу.

Формированию  гражданственности, патриотизма, любви к Родине, социальной культуры этнических отношений, толерантности  к иному образу жизни и стилю мышления.

Данная образовательная программа рассчитана на 1 года обучения

Тематический план:

Тематика блока

Название проекта

Количество часов

Результат проектной деятельности

«Кузовок русской культуры» 20 ч.

«Календарь главных праздников»

«Цветик-семицветик»

«Ярмарка народной мудрости»

«Рождественские калядки»

5 ч

5 ч

5 ч

5 ч

Альбом-календарь русских праздников

Журнал малых жанров устного народного творчества

Журнал с народными пословицами и поговорками

Показ народного обряда

«Путешествие по родной стране» 14 ч

«По родной России»

«Путешествие в мир искусства»

«Поэтический

ручеек»

5 ч

5 ч

4 ч

Изготовление карты России

Выставка народного прикладного искусства

Конкурс стихов русских поэтов

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Оборудование урока

1

Календарь главных праздников

Компьютер учителя, экран, DVD

2

Постановка цели и задач

3

Организация исследования

4

Подготовка к защите проекта

5

Защита проекта

6

Цветик-семицветик

Компьютер учителя, экран, DVD

7

Постановка цели и задач

8

Организация исследования

9

Подготовка к защите проекта

10

Защита проекта

11

Ярмарка народной мудрости

Компьютер учителя, экран, DVD

12

Постановка цели и задач

13

Организация исследования

14

Подготовка к защите проекта

15

Защита проекта

16

Рождественские колядки

Компьютер учителя, экран, DVD

17

Постановка цели и задач

18

Организация исследования

19

Подготовка к защите проекта

20

Защита проекта

21

По родной России

Компьютер учителя, экран, DVD

22

Постановка цели и задач

23

Организация исследования

24

Подготовка к защите проекта

25

Защита проекта

26

Путешествие в мир искусства

Компьютер учителя, экран, DVD

27

Постановка цели и задач

28

Организация исследования

29

Подготовка к защите проекта

30

Защита проекта

31

Поэтический ручеек

Компьютер учителя, экран, DVD

32

Постановка цели и задач

33

Организация исследования

34

Защита проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Ступени познания", 1 - 4 классы, "Школа России"

программа по внеурочной деятельности "ступени познания " 1 - 4 классы. школа россии...

Проектная деятельность с использованием Лабдиска в 1 классе "Б"

Данный проект проводится в рамках учебного курса окружающий мир «Школа России» 1 класс. Невольно перед учителями первоклассников ставится вопрос: как помочь ребенку сохранить и преумножить свое здоров...

СТАТЬЯ : Содействие обучению школьников в условиях введения ФГОС формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций с использованием проектной деятельности и использованием средств ИКТ.

       Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне ...

Библиотечный урок с использованием элементов проектной деятельности для учащихся 4-х классов Русский народный костюм".

История всегда вызывала огромный интерес у людей. Этот интерес объяснялся потребностью каждого человека знать историю своего народа. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народны...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". 1 класс. Школа России. 2020

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". 1 класс. Школа России. ( на основе программы С.И. Волковой)...