СТАТЬЯ : Содействие обучению школьников в условиях введения ФГОС формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций с использованием проектной деятельности и использованием средств ИКТ.
статья (1 класс)

Кругляк Людмила Дмитриевна

         Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Содействие обучению   школьников в условиях введения ФГОС формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций с использованием проектной деятельности и использованием средств ИКТ.

Кругляк Людмила Дмитриевна (lkrugliak@yandex.ru)

Государственное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

         Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата деятельности.

Проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности каждого учащегося. Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в классе на уроке по какому-либо предмету, всегда межпредметны, т.к. требуют привлечения знаний не из одной предметной области, а обязательно – интегрированного знания.

Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же  сформирует эмоционально-положительного отношение к школе.

В связи с этим   было принято решение о создании городского сетевого учебного проекта для первоклассников «Путешествие школьного портфельчика». Для проведения проекта был создан сайт https://sites.google.com/site/putesestviaskolnogoportfelcika/home

Цель проекта: содействие благоприятному течению социально – психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Наличие сайта проекта позволило в полной мере организовать  эффективное взаимодействие участников проекта.

В процессе работы над сетевым проектом команды учащихся – первоклассников под руководством учителей – кураторов команд выполняли различные задания.

Одним из важных заданий было заполнение формы самоанализа. Для этого на сайте была создана специальная форма с различными вопросами, которые побуждали детей к рефлексии. Обязательным условием создания развивающей среды является этап рефлексии. Групповая рефлексия – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

        Проект «Путешествие школьного портфельчика» побуждал обнаруживать знания о своём незнании, отличать известное от неизвестного. Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия со «стороны. Умение указать вне доопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия.


Используемые источники:

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос"

Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ как средство развития ценностно-смысловых компетенций.

Использование ИКТ как средство развития ценностно-смысловых компетенций младшего школьника....

Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС НОО II поколения

Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность.  В сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Именно поэтому ...

статья Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие   коммуникативных  компетенций младших    школьников в условиях введения ФГОС второго поколения....

Развитие личностных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическое выступление по теме "Развитие личностных компетенций  младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения "....

Развитие личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей...

Развитие ценностно - смысловых компетенций младших школьников.

В настоящее время в обществе отмечается повышение интереса к проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.    Обращение к ценностям — главная отличительная че...