Развитие личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения
статья (4 класс)

Маркова Елена Евгеньевна

Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, в условиях перехода на стандарты второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_17.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие   личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

       Маленький человек идёт в школу. Будет ли он ощущать себя уверенно, научится ли мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем. Поэтому качество образования сейчас во многом связано  с умением приобретать новые знания, применяя их в реальной жизни, с формированием новой системы знаний, умений и навыков, а также опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть с современными ключевыми компетенциями. Об этом свидетельствует утверждение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей и ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, в условиях перехода на стандарты второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.

1.​ Предметные (знания о сущности и особенностях объектов и явлений действительности, умение решать предметные задачи).

2.​ Личностные (формирование мотивации к обучению, способность к саморазвитию,  социальные компетенции).                                                                                    

3.​ Метапредметные (освоение универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных, формирование информационной компетенции).

        Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и  развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности.  К основным задачам педагогической деятельности отношу:  обеспечение ресурсной базы для реализации  компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности (профессионализм учителя, учебно-методический комплект, учебный кабинет); использование на практике современных педагогических технологий; создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей младших школьников; осуществление мониторинга развития компетентной личности младших школьников и предъявление результатов работы для внешней экспертизы.   Как учитель начальных классов считаю, что именно урок занимает важнейшее место в условиях построения образовательного процесса. Именно на уроке я организую познавательную деятельность учащихся, формирую и развиваю предметные и ключевые компетенции, применяю современные образовательные технологии, создаю «ситуацию успеха», психологического  комфорта, обеспечиваю сохранение здоровья учеников, то есть осуществляю развитие компетентности личности младших школьников.

      Для этого я осваиваю и применяю современные образовательные  технологии. При выборе образовательных технологий я руководствуюсь следующими критериями.

1.​ Организация групповых видов деятельности, формирующих самостоятельное мышление.

2.​ Опора на проблемные ситуации реальной жизни при изучении нового материала, организация дискуссий, обсуждение и принятие решений.

3.​ Опора на применение знаний из различных областей при решении проблем.

4.​ Организация поисковой и исследовательской деятельности, умение работать с разными источниками информации.

5.​ Создание условий для самооценки и взаимооценки принимаемых решений.

К таким технологиям отношу обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие  технологии, то есть личностно-ориентированные технологии обучения. Особо выделяю применение в образовательном процессе информационно- коммуникативных технологий.       Важнейшей  ключевой компетентностью младших школьников считаю информационную компетентность, так как умение работать с информацией становится ключевым интеллектуальным умением и моя задача, как учителя, формировать умение работать с информацией разных видов: текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной.

     Показатели сформированности информационной компетентности

      Средства оценивания

1.

Компьютерная грамотность учащихся

Практическая  работа

2.

Умение пользоваться различными источниками информации

Интегрированные самостоятельные работы

3.

Умение переводить информацию из одного вида  в  другую

Творческие задания

        Электронные учебные материалы, воспроизводимые на компьютере, установленном в классе, применяются мною с целью расширения видов учебной деятельности, развития общеучебных умений и  навыков, создания условий для индивидуализации обучения. Особо обращаю внимание на активизацию самостоятельной учебной деятельности. Мои ученики с 1 класса используют компьютер на различных этапах урока, работая с электронными учебными материалами.

1.​ Индивидуально, развивая самоконтроль и исследовательские навыки.

2.​ В парах, группах,  развивая навыки сотрудничества, взаимопомощи.

3.​ Для оформления и представления творческих проектов, альтернативного домашнего задания.

4.​ Как с источником  образовательной информации при работе в группах и индивидуально.

5.​ Создавая материал для самопроверки и коллективного обсуждения.

6.​ Во время одного из этапов интерактивной интеллектуальной эстафеты.

        Все эти приёмы работы с компьютером на уроке используются мною с целью активизации самостоятельной учебной деятельности учеников. Как учитель-практик использую информационные технологии на различных этапах урока, но строго в соответствии с дидактическими принципами развивающего обучения и безопасностью образовательного процесса. Современный урок отличается информационной насыщенностью, увеличением доли самостоятельной учебной деятельности с различными источниками информации,  высокой интерактивностью взаимодействия участников образовательного процесса, то есть, используя информационные технологии, я расширяю образовательный процесс, делаю его творческим.

       Одним из результатов систематического и методически оправданного использования компьютера на уроках должна стать компьютерная грамотность учеников. Практическая работа показала, что почти все ученики моего класса знают правила пользования компьютером, работая с электронными учебными пособиями. Особо хочу отметить, что мои ученики знают и соблюдают необходимые ограничения при использовании компьютера для сохранения своего здоровья, владеют знаниями по технике безопасности при работе с компьютером. Я прививаю своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации отношу:

​ учебную литературу;

​ энциклопедии;

​ словари;

​ справочники;

​ средства массовой информации;

​ интернет-ресурсы.

        Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, в том числе и электронные, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе  с ними можно сравнить данные из разных источников, проанализировать их и сделать вывод. Добывая новую информацию из различных источников, мои ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание. Затем они перерабатывают полученную информацию (анализируют, обобщают, классифицируют, сравнивают, выделяют причины и следствия) для получения необходимого результата.

        Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации. Учу, работая с информацией, передавать её содержание в сжатом и развёрнутом виде, составлять план текста, создавать сами тексты: тезисы, доклады, сообщения, сочинения различных жанров. Наиболее наглядно это можно проследить на примере творческих работ, выполненных моими учениками, включая альтернативные домашние задания, выполненные с применением информационных технологий.

В реальной жизни мои ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. Я считаю, что в современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я  учу своих воспитанников, формируя коммуникативную компетентность.

.

      Показатели сформированности коммуникативной компетентности

    Средства оценивания

1.

Умение  общаться и работать в группе

Результативность при работе в команде

2.

Умение  доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности

Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных)

  Я активно использую на уроках метод обучения в сотрудничестве, когда с 1 класса дети привыкают работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача  общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над формированием умения общаться и работать в группе опираюсь на следующие принципы:

​ разнородность группы по успеваемости, полу;

​ одно задание на группу;

​ необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;

​ обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;

​ один комплект материалов (текст, задача и т.д.);

​ одна оценка за проделанную работу на группу.

Совместная  учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся  в группе приносит положительные  результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить  полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке  формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности  можно по результативности участия учеников  в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы.  Особое место в формировании коммуникативной компетентности у учащихся в моей педагогической практике занимают уроки, внеурочная деятельность, где дети учатся:

​ пересказывать текст;

​ адекватно воспринимать звучащую речь;

​ описывать устно объект наблюдения;

​ создавать монологические тексты в форме повествования и описания;

​ высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

​ рассуждать, вести диалог;

​ владеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения;

​ использовать приобретённые знания  и умения в жизни.

      Мои ученики живут в социуме и мне необходимо создать условия для их  социализации. Важно научить детей решать типовые жизненные ситуации, связанные с выполнением типичных ролей ученика, товарища, члена семьи,  ведь каждому моему ученику в будущем предстоит выполнять три главные роли реальной жизни – гражданина, работника, семьянина. Поэтому важно формировать у детей социальную компетентность.     

Показатели сформированности социальной компетентности

Средства оценивания

1

Позитивная внеурочная деятельность

Занятость учеников в учреждениях дополнительного образования и результативность в конкурсах и соревнованиях

2

Правовая культура учеников, благоприятный психологический климат

Отсутствие правонарушений у учащихся, мониторинг психолога, отзывы учеников

3

Активное участие учащихся в жизни школы и местного социума

Результативность участия в социально направленных мероприятиях

4

Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность для передачи социального опыта

Удовлетворенность родителей результатами формирования социальной компетентности учащихся, отзывы родителей и выпускников

5

Культура здоровья учеников

Занятость учеников в спортивных секциях, мониторинг психолога, врача школы

6

Самоуправление класса

Действующая система самоуправления класса

   Благодаря такой систематической работе, у моих выпускников начальной школы формируетсясоциальная компетентность. Таким образом, формируя информационную, коммуникативную и социальную компетентности учащихся начальной школы, я осуществляю развитие компетентности личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.