Главные вкладки

    Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС НОО II поколения
    статья на тему

    Руссулова Татьяна Вячеславовна

    Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность.  В сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Именно поэтому коммуникативная компетентность -  обеспечит успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Толоконцева Татьяна Вячеславовна,

    учитель начальных классов.

    МБОУ СОШ №86 г. о. Самара

    1 слайд.  Развитие   коммуникативных  компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения.

    2 слайд. Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность.  В сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Именно поэтому коммуникативная компетентность -  обеспечит успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что развитие коммуникативной компетентности необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. В условиях перехода на стандарты второго поколения - стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.

    3 слайд. В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями.

    4 слайд. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. В современном мире наиважнейшим умением является умение общаться.

    5 слайд. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему  учат своих воспитанников, развивая коммуникативную компетентность. 

    6 слайд. Совместная  учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся  в группе приносит положительные  результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить  полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке  формируется коммуникативная компетентность. Оценить уровень её сформированности  можно по результативности участия учеников  в командных мероприятиях различного уровня, включая интеллектуальные игры, игры-конкурсы.  

    7 слайд. Особое место в формировании коммуникативной компетентности у учащихся младших классов  занимает внеурочная деятельность, входящая в Образовательную систему «Школа 2100». Во внеурочной деятельности у детей развивают следующие компетентности: определять тему и выделять главную мысль текста; пересказывать текст; адекватно воспринимать звучащую речь; описывать устно объект наблюдения; создавать монологические тексты в форме повествования и описания; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; рассуждать, вести диалог; владеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения;  использовать приобретённые знания  и умения в жизни.

    8 слайд. Педагогика и психология определяют понятие «коммуникативная компетентность», как вид деятельности, как обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Коммуникативная компетентность играет важную роль в развитии психики ребёнка. Она имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становление разумного, культурного поведения.

    9 слайд. Через активную коммуникативную компетентность (т. е. через общение) с развитыми личностями, человек сам превращается в личность. Человек, выросший вне общества, навсегда утрачивает способность быть личностью. Если маленького человека лишить возможности общения с другими людьми, то это значительно задерживает его психическое развитие, а в случае больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Коммуникативная компетентность составляет внутренний механизм совместной деятельности людей.

    10 слайд. Взаимное влияние детей в процессе межличностного общения происходит с помощью психологических средств:

    1. вербальные средства (словесные) – язык;
    2. невербальные средства (эмоциональное отношение) – интонация, мимика, жесты, расстояние.  

    11 слайд. Под компетентностью чаще понимается интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Таким образом, коммуникативная компетентность является необходимым условием для успешной социализации личности. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия младших школьников

    12 слайд. Таким образом, учебно – познавательная и внеурочная деятельности   являются важными средствами развития коммуникативной компетенции у младших школьников.

    13 слайд. Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»

    «Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»...

    Развитие творческой активности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО нового поколения.

    Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать у...

    Личностное развитие младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

    Статья на тему "Личностное развитие младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения". Анализ работы и мероприятий, направленных на личностное развитие младших школьников в условиях введе...

    статья Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения.

    Развитие   коммуникативных  компетенций младших    школьников в условиях введения ФГОС второго поколения....

    Развитие личностных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

    Методическое выступление по теме "Развитие личностных компетенций  младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения "....

    Развитие личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

    Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей...