статья Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения.
статья на тему

Развитие   коммуникативных  компетенций младших    школьников в условиях введения ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

           

                                     

 Учитель начальных классов  МБОУ Гимназии №2  Вершинина Л.В.

Развитие   коммуникативных  компетенций младших    школьников в условиях введения ФГОС второго поколения.

           ФГОС второго поколения ориентированы на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения

Стандарты второго поколения указывают:  «…идеальный тип человека современности и ближайшего будущего - это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, способный видеть и решать проблемы, готовый  постоянно учиться новому в жизни.»

         Актуальность выбранной темы объясняется тем, что условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а коммуникабельность , которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.

Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный  статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность.  В сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Именно поэтому коммуникативная компетентность -  обеспечит успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что развитие коммуникативной компетентности необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики. В условиях перехода на стандарты второго поколения - стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, закончивших начальную школу.

             В реальной жизни ученики большую часть времени проводят в малых группах: в школах,  дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения, умения  осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность занимает значительную часть жизни младших школьников. Я считаю, что в современном мире наиважнейшим умением является умение общаться. Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему мы учим своих учеников, формируя коммуникативную компетентность.

 Показатели сформированности коммуникативной компетентности

Средства оценивания

  • 1.

Умение  общаться и работать в группе

Результативность при работе в команде

  • 2.

Умение  доносить свою позицию до других, владеть всеми видами речевой деятельности

Создание текстов разных речевых жанров (устных и письменных)

        Работая в условиях введения ФГОС,  активно использую  на уроках метод обучения в сотрудничестве, когда с 1 класса дети привыкают работать в группах, выполняя одно задание на всех. Ученики понимают, что успех или неудача  общего дела зависит и от того, насколько сплочённо и дружно работает их команда, в какой мере они придут к взаимопониманию и согласию. При работе над развитием и формированием умения общаться и работать в группе, опираюсь на следующие принципы:                                

1) разнородность группы по успеваемости, полу;                                                            

2) одно задание на группу;                                                                                            

3) необходимость участия каждого члена группы в его выполнении;                          

4) обозначение ролей учителем, распределение ролей учениками;                                

5) один комплект материалов (текст, задача и т. д.)                                                      

 6)одна оценка за проделанную работу на группу.                                                        Совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе приносит положительные результаты. Ребята формируют собственную точку зрения, учатся её аргументировать, они стремятся применить полученные знания в конкретных заданиях, развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Во время общения между собой и с учителем на уроке развивается и формируется коммуникативная компетентность.                                                                                                                

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций межличностного взаимодействия младших школьников

Таким образом, учебно – познавательная и внеурочная деятельности   являются важными средствами развития коммуникативной компетенции у младших школьников.

   Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке использую : игровые приёмы, задания, направленные на развитие коммуникативных способностей и творческого воображения:

1 «.Рассказ от первого лица»

-рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля

-повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»

2. «Комплимент»

-сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе»

-введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»

-придумать другое окончание сказки, рассказа

         Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

      Выстраивая отношения, важно  выделить некоторые правила ведения диалога:

-любое мнение ценно;

-ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

-повернись так, чтобы видеть лицо говорящего,

-хочешь говорить – подними руку;

-дай возможность другому высказать своё мнение, а себе – понять его;

-обращение начинается с имени;

-критика должна быть тактичной;

-отсутствие результата – тоже результат;

-голос – твой божественный дар, умей им владеть.

Предлагаю некоторые задания работы над развитием коммуникативных навыков.

1. Составление текстов с включением оценочных высказываний.
Какая красота!
Как он красив!
Какое счастье!
Какая радость!
2. Продолжите ряд:
Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;
шумит, бурлит, плещется, …, ….
Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;
Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;
розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….

3. Языковые игры. «Кто больше?»
Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше предложений, высказываний с этим словом.
Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».
В ходе работы с детьми использую  и коррекционные речевые упражнения.
Упражнение № 1. «Ролевое общение».
Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
Упражнение № 2. «Передача чувств».
Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
Упражнение № 3. «Сильные стороны».
Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?
Упражнение № 4. «Эмпатия».
Инструкция: все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.
Упражнение №5. «Через стекло».
Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и понятого текста свидетельствует об умении устанавливать невербальные контакты.
Ролевая игра «Трудное решение».
Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»
Ролевая игра «Карусель».
Назначение:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.


Применяя данные упражнения, можно развивать и формировать коммуникативные умения.

Литература:

  1. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. («Управление современной школой. Завуч», №1, 2008г.
  2. Мурзина Н.П. От «новых стандартов» к инновационной деятельности педагогов школы. («Начальная школа плюс до и после», №4, 2009г.)
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).                                                                                                    Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  4. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  5. Осмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  6. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).
  7.  Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения. [Электронный ресурс] // URL: http://sosh6-bal.narod.ru/metod/pestova.doc.
  8. Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальных классов через развитие культуры речи детей на уроках русского языка и литературного чтения. [Электронный ресурс] // Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"». URL: http://festival.1september.ru/articles/565631/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностное развитие младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

Статья на тему "Личностное развитие младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения". Анализ работы и мероприятий, направленных на личностное развитие младших школьников в условиях введе...

Приемы использования современных образовательных технологий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса в условиях введения ФГОС второго поколения

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути, к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные з...

Развитие личностных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическое выступление по теме "Развитие личностных компетенций  младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения "....

Развитие личностных и социальных компетенций младших школьников в условиях введения ФГОС второго поколения

Работая учителем начальных классов, я понимаю, что приоритеты начального образования остаются прежними – формирование  общеучебных умений и навыков, но крайне необходимо формировать у детей...

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения.

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно уч...