Организация проектной деятельности младших школьников
методическая разработка на тему

Осинцева Елена Евгеньевна

Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, подготовкой кадров, обучением школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности младших школьников

Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, подготовкой кадров, обучением школьников:

  • Использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т.п.;
  • Обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т.д.);
  • Необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и его выполнении;
  • Должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.);
  • Работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Если у педагога (или педагогического коллектива) возникло желание ввести в практику своей работы проектную методику, следует помнить о том, что работа в этом направлении должна проводиться поэтапно. А для начала нужно четко сформулировать ответы на основные вопросы, которые непременно возникнут у того, кто решил освоить новую (в его практике) технологию обучения и воспитания. Далее вниманию педагогов представлены основные ориентиры, сверяясь с которыми можно наверняка достигнуть поставленной цели.

Сущность методов проекта

Каким же требованиям должна соответствовать деятельность учащихся для того, чтобы говорить о проекте было бы целесообразно?

Требования к проектной деятельности

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

  1. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем  будет обработана, и представлена участниками проектной группы.

  1. Результатом работы над проектом (иначе говоря, выходом проекта) является продукт.
  2. Подготовительный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое  средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Работу над проектом модно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов решения проблемы – решение проблемы.

Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.

 

Этапы работы над проектом

№ п/п

Наименование этапа работы под проектом

1

2

1.

Поисковый

- Моделирование идеальной (желаемой) ситуации;

- анализ имеющейся информации;

- определение и анализ проблемы;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации

2.

Аналитический

- Постановка цели проекта:

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- анализ рисков;

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ ресурсов;

- планирование продукта;

- анализ имеющейся информации;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации

3.

Практический

- Выполнение плана работ;

- текущий контроль

4.

Презентационный

- Предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

- презентация продукта

5.

Контрольный

- Анализ выполнения проекта;

- оценка продукта;

- оценка продвижения

Проектную деятельность в школе целесообразно организовывать в рамках специальной программы, целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

КЛАССИФИКАЦИЯ  ПРОЕКТОВ

  1. По целям и задачам.

а) Практико-ориентированный проект.

Ц е л ь: Проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, при этом используются методы современно науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.

Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

  1. По предметно-содержательной области.

а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

  1. По характеру контактов между участниками.

а) Внутриклассные;

б) внутришкольные;

в) региональные;

г) межрегиональные;

д) международные.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации  деятельности  участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

  1. По продолжительности.

а) Мини-проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели, Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

ПРИ  РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ

По мнению исследователей данного вопроса (например Н.Ю. Пахомовой), степень активности учеников и учителя на разных этапах проекта различная. Осуществляя проектную деятельность, ученики должны работать самостоятельно, но педагогам важно понимать: степень самостоятельности учащихся зависит не от их возраста, а от сформированности учений и навыков проектной деятельности. Взаимодействие учителя и учащихся можно представить в виде следующей схемы:

1-й этап: учитель – ученик;

2-4 этапы: учитель – ученик;

Последний этап: учитель – ученик.

Очевидно, что роль учителя особенно велика на первом и последнем этапах проекта. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь существует угроза сведения работы над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу  сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть «мостик» к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

На всех этапах работы под проектом педагог выступает как помощник: он не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

- консультирует: учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

- мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;

- помогает: помощь учащимся  при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения он получит, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;

- наблюдает: наблюдение, осуществляемое руководителем проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами.  Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов  деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Следует признать, что каждый ученик имеет право:

- не участвовать ни в одном из текущих проектов;

- участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

В любой момент начать новый проект.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

- выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

- выстраивает систему взаимодействия с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход ученика за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступить во взаимодействия со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиции социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

- оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию – с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи – с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того, чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и  других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало  каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т.д.) Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку) окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

Существенным моментом при организации проектной деятельности является обучение школьников умению проектировать.

ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:

- темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов и близки к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться  в зоне ближайшего развития;

- длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования и исследования как общеучебными умениями;

- целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег-педагогов и руководителей);

- наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных знаниях начиная со 2 класса (таких как целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и т.д.) возможно проведение в 3 классе во 2-ои полугодии одного проекта или исследования, в 4 классе – двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребенка в работу.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующих моментах.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относятся:

- умение спрашивать (выяснить точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней нахождения ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующие как внешнюю сторону (построение высказываний), так и внутреннюю (содержание высказываний).

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость».

Прежде всего имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го ар 4-ый класс в процессе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста – теоретического мышления – через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников  к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов – к групповым и общеклассным.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ   ПРОЕКТОВ

Презентация (защита) проекта должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (это могут быть учителя, родители). В ходе защиты проекта ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Презентация проектов необходима для завершения работы, для анализа проделанного, для самооценки и оценки со стороны, для демонстрации результатов.

Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы.

Он (результат) должен быть материальным, то есть как-либо оформлен. Речь идет о продукте проектной деятельности: рисунке, плакате, слайд-шоу, видеофильме, альбоме, альманахе, web-сайте, газете, костюме, макете, сценарии, о рекламном проспекте, наборе открыток, планшете, сборнике и т.д.

Для успешной презентации нужно научить школьников сжато излагать свои мысли, логически связано выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

В и д ы    п р е з е н т а ц и й   п р о е к т о в:

- доклады;

- слайд-шоу;

- компьютерная презентация;

- игра;

- стендовая презентация;

 - концерт;

- литературный альманах;

- видеофильм;

- реклама;

- заочная экскурсия;

- спектакль;

- театрализованное представление;

- демонстрация электронных пособий и т.д.

Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов. Поскольку деятельность детей в проекте в основном самостоятельная, то именно во время презентации мы и узнаем (а дети нам это представляют), что было сделано во время самостоятельной проектной работы.

Практическая основа технологии учебных проектов:

- коллективные проекты во внеурочной работе;

- уроки в режиме проектного обучения;

- опытно-экспериментальная работа.

Технология проектной деятельности

Выделяют 5 основных этапов в проектной деятельности.

I.  Проблемно-целевой этап:

На первом этапе мы с учащимися выбираем проблемную область, ставим задачи, определяем конечный вид создаваемого программного продукта, круг пользователей, формируем состав проектной бригады и распределяем обязанности.

II. Этап разработки сценария и технического задания

На данном этапе учащиеся отбирают содержание, подбирают материал, производят его предельную детализацию. На этом этапе я выступаю в роли консультанта.

III. Этап практической работы

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач.

IV. Этап предварительной защиты

На данном этапе я просматриваю рабочую версию создаваемого проекта, выявляю недоработки, предлагаю пути устранения выявленных недостатков. Учащиеся дорабатывают продукт.

V. Этап презентации - публичной защиты проекта

На этом этапе производится защита проектной работы участниками проекта.

Ожидаемые результаты:

-повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации;

-развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

- умение оказать практическую помощь коллегам

- повышение качества преподаваемых предметов

Используемая литература и другие источники

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации- Волгоград – 2012  М. Ю. Шатилова, Н. И. Селезнева, Н. И. Ильина
  3. Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю- [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/
  4. Метод проектов в начальной школе - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL://  http://www.nachalka.com/proekty 
  5. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  7. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. — 2004. — № 46.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Алгоритм формирования проектной деятельности

Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Так, на этапе презентации используются презентационные элементы проектной деятельности, на этапе вычленения проблемы – элементы проблематизации (аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выявления проблемы для ее последующего рассмотрения и решения). При формилировании цели проекта необходимо владеть умениями целеполагания, при планировании деятельности в рамках проекта – умениями составлять план и т.д.

Проектные умения дифференцируют по уровням сложности:

- базовый уровень;

- продвинутый уровень;

- высший уровень.

Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществлять дифференцированный подход к проектному облучению. В проектном обучении могут быть дифференцированно поставлены:

- высокие цели (для отдельных учащихся или групп учащихся);

- цели продвинутого  уровня (для большинства учащихся);

- базовые цели (для всех учащихся).

Рассмотрим проектные умения по уровням сложности.

№ п/п

Проектное умение

Уровни сложности

Базовый

Продвинутый

Высший

1

2

3

4

5

1.

Проблематизация

- формировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему

- выделить и сформули-ровать проблему из множества проблем;

- рассмотреть проблему под разными углами зрения;

- сформулировать проблему с определенной позиции;

- произвести сужение проблемы путем огра-ничения пространства и (или) времени в ситуации, породившей проблему.

- из нескольких рядоположенных проблем выбрать главную.

Обосновать выбор.

2.

Целеполагающие

- формулировать цель деятельности по заданному результату;

- формулировать цель деятельности по решению проблемы

- выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь; обосновать выбор;

- провести уточнение цели с учетом имеющихся средств ее достижения;

- провести распределение общей групповой цели между членами группы

- ранжировать цели по срокам достижения, по масштабам предполагаемых результатов, по принадлежности (личные, групповые);

- сделать сужение и расширение цели

3.

Планирование

- формулировать задачу, исходя их формулировки цели

- планировать поэтапное достижение цели;

- формулировать задачи и предлагаемые результаты для каждого этапа;

- планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов

- составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков, исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов;

- выполнять графическое представление этого планирования

4.

Рефлексия

- анализ результата по практической важности;

- анализ результата по соответствию цели;

- рефлексия по представленной задачи и личных возможностей ее решения

- анализ результата по социальной значимости;

- анализ результата по степени решения проблемы;

- рефлексия результатов решения проблемы

- анализ результата по оптимальности затрат

Приложение 2

Памятка педагогу, руководящему

исследовательской (проектной) деятельностью учащихся

  1.  Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • самостоятельно выявлять проблемы;
  • прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации.
  1. Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМЕ «МАТЕРИНСКОЕ НАЧАЛО»

Актуальность выбранной темы была обусловлена календарём праздничных дат,желанием привлечь внимание к этому достаточно новому празднику России, необходимостью формированя у учащихся ценностного отношен...

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Организация проектной деятельности младших школьников, как одна из форм работы классного руководителя по формированию коммуникативной компетентности обучающихся

«Человек рожден для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающа...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

" Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях.  В стандартах нового ...

Статья: "Опыт организации проектной деятельности младших школьников"

Рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников....