Самообразование как основа успешности педагога.
статья на тему
Что такое самообразование?
Самообразование- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование как основа успешности педагога.
Что такое самообразование?
Самообразование- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.
Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию
• Ежедневная работа подготовки к классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться:
- Профессиональное (предмет преподавания).
- Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей).
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.).
- Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения).
- Правовое.
- Эстетическое (гуманитарное).
- Историческое.
- Политическое.
- Информационно-компьютерные технологии.
- Охрана здоровья.
- Интересы и хобби.
В плане могут быть определены такие пункты:
Составление библиографического указателя;
•Изучение и обработка научной, методической и учебной литературы
• Изучение перспективного опыта по проблеме
• Изучение опыта работы коллег школы и района по избранной проблеме • Взаимопосещение уроков коллегами;
• Проведение открытых уроков;
• Целенаправленное посещение методических мероприятий по родственной теме;
•Выступления на МО
• Диагностирование результативности.
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМООБРАЗОВАНИИ УЧИТЕЛЯ.
С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета?
Используя на своих уроках ИКТ, необходимо, прежде всего, руководствоваться принципом целесообразности.
Целесообразно применять ИКТ на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи:
- для изучения нового материала, предъявления новой информации;
- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
- для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
- для обобщения, систематизации знаний.
Во-вторых, ИКТ целесообразно использовать для организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, для коррекции и учета знаний учащихся.
Учащимся интересно работать с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, тестами.
Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить степень усвоения материала и способность применять его на практике. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий, в частности средств мультимедиа, позволяет усилить наглядность. Напомним известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Использование ИКТ при подготовке и проведении уроков позволяет повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний, сэкономить время на опрос, дает возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогает и учителю повысить уровень своих знаний.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте,
решает несколько задач:
- повышает производительность труда учителя и учащихся на
- уроке;
- увеличивает объем использования наглядности на уроке;
- экономит время учителя при подготовке к уроку.
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint.
Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
- обогащает урок наглядностью;
- психологически облегчает процесс усвоения;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор учащихся;
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Обилие дополнительного материала в сети Интернет позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, тестов, критических статей, рефератов и т. д.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте служит для демонстрации профессионального исполнения различного рода литературных произведений с целью демонстрации красоты звучащего слова для привития любви к родному языку и литературе.
Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов.
Применение ИКТ на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:
- создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей;
- повышает качество обучения;
- повышает учебную мотивацию и мотивацию на успех;
- дает возможность рационально распределять время урока;
- помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным.
Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем
различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения,
урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.
Применение компьютерных технологий позволяет:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к изучаемому материалу и окружающему миру, любознательность учащихся;
- формировать элементы информационной культуры и информационной компетентности;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.
Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями.
Десять заповедей творческой личности(По Полю Вайнцвайгу):
- 1. Будь хозяином своей судьбы!
- 2. Достигни успеха в том, что любишь!
- 3. Сделай свой вклад в общее дело!
- 4. Строй свои отношения с людьми на доверии!
- 5. Развивай свои творческие способности!
- 6. Вырабатывай в себе смелость!
- 7. Заботься о своем здоровье!
- 8. Не теряй веры в себя!
- 9. Старайся мыслить позитивно!
- 10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.
Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться
всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен
ребёнку.
Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на
достигнутом, а обязательно идти вперёд…
Литература:
- Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., 2006
- Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002
- Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., 2004
- Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003
5.Киреева, М.В. Система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников // Методист. – 2006.–№6.
6.Кривенко, В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007.–№1.
7.Самсонов Ю.А. Основы управления образованием и самообразованием руководящих работников школ // Образование в современной школе. – 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку
Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития всех высших психических функций - восприятия, памяти,...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/28/picture-52820.jpg)
Родительское собрание 1-3 кл. по теме «Речевое дыхание – основа успешного чтения»
Как бы не изменялось обучение в школах, важнейшая цель школы остается - научить детей читать. Осознанное быстрое чтение возможно только при правильном речевом дыхании....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/25/picture-169916-1356424945.jpg)
Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.
Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный... ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-22514-1509690013.jpg)
Самообразование - основа успешной работы учителя
«Мастерство учителя — это специальность,которой надо учиться»А.С. МакаренкоПод самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:осуществляе...
Использование современных образовательных технологий как условие успешности педагогов и учащихся
Рассматриваются современные образовательные технологии, используемые в начальной школе. Показаны их особенности использования в учебном процессе....
Мастер – класс для педагогов "Успешный педагог — успешный ученик" /с применением технологии «Преобразование обучения для XXI века /.
Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.Задачи:1. Расширение зоны личной уверенности педагогов.2. Принятие сильных сторо...
Самообразование - основа успешной работы учителя
Данная статья предназначена для выступления на кафедре (МО) начального образования...