Самообразование как основа успешности педагога.
статья на тему

Наталия Владимировна Кириллова

Что такое самообразование?
Самообразование- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_kak_osnova_uspeshnosti_pedagoga.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование как основа успешности педагога.

Что такое самообразование?
Самообразование- целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию

 • Ежедневная работа подготовки к классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

Основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться:

  • Профессиональное (предмет преподавания).
  • Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей).
  • Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.).
  • Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения).
  • Правовое.
  • Эстетическое (гуманитарное).
  • Историческое.
  • Политическое.
  • Информационно-компьютерные технологии.
  • Охрана здоровья.

      - Интересы и хобби.

      В плане могут быть определены такие пункты: 

Составление библиографического указателя;
 •Изучение и обработка научной, методической и учебной  литературы

   • Изучение перспективного опыта по проблеме

   • Изучение  опыта работы коллег школы и района по избранной проблеме        • Взаимопосещение  уроков коллегами;

• Проведение открытых уроков;
• Целенаправленное посещение методических мероприятий по родственной теме;
•Выступления на МО

 • Диагностирование результативности.


 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМООБРАЗОВАНИИ УЧИТЕЛЯ.


С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета?

Используя на своих уроках ИКТ,  необходимо, прежде всего, руководствоваться принципом целесообразности.

Целесообразно применять ИКТ на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи:

  • для изучения нового материала, предъявления новой информации;
  • для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний.

Во-вторых, ИКТ целесообразно использовать для организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, для коррекции и учета знаний учащихся.

                 Учащимся интересно работать  с программами-тренажерами, отрабатывая темы,   изученные на уроках, с контролирующими программами, тестами.

Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить степень усвоения материала и способность применять его на практике. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий, в частности средств мультимедиа, позволяет  усилить наглядность. Напомним известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

Использование ИКТ при подготовке и проведении уроков позволяет повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний, сэкономить время на опрос, дает возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогает и учителю повысить уровень своих знаний.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте,

решает несколько задач:

  • повышает производительность труда учителя и учащихся на
  • уроке;
  • увеличивает объем использования наглядности на уроке;
  • экономит время учителя при подготовке к уроку.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint.  

Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок наглядностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  • расширяет общий кругозор учащихся;
  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Обилие  дополнительного материала в сети  Интернет позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, тестов, критических статей, рефератов и т. д.  

Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте служит для демонстрации профессионального исполнения различного рода литературных произведений с целью демонстрации красоты звучащего слова для привития любви к родному языку и литературе.

Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить  дополнительные знания и использовать их на уроке.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов.

Применение ИКТ на уроках приводит к целому ряду положительных результатов:

  • создание учителем и учащимися  медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей;
  • повышает качество обучения;
  • повышает учебную мотивацию и мотивацию на успех;
  • дает возможность рационально распределять время урока; 
  •  помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем

различных форм урока: мультимедийной  школьной лекции, урока - наблюдения,

урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в  музей, на родину писателя.

Применение компьютерных технологий позволяет:

  • наполнить уроки новым содержанием;
  • развивать творческий подход к изучаемому материалу и окружающему миру, любознательность учащихся;
  • формировать элементы информационной культуры и информационной компетентности;
  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
  •  поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями.

Десять заповедей творческой личности(По  Полю Вайнцвайгу):

  • 1. Будь хозяином своей судьбы!
  •  2. Достигни успеха в том, что любишь!
  • 3. Сделай свой вклад в общее дело!
  • 4. Строй свои отношения с людьми на доверии!
  • 5. Развивай свои творческие способности!
  • 6. Вырабатывай в себе смелость!
  • 7. Заботься о своем здоровье!
  • 8. Не теряй веры в себя!
  • 9. Старайся мыслить позитивно!
  • 10. Сочетай материальное благополучие  с духовным удовлетворением.


Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться

 всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен

 ребёнку.

Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на

достигнутом, а обязательно идти вперёд…

   

Литература:

  1. Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., 2006
  2. Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002
  3. Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., 2004
  4. Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003

                        5.Киреева, М.В.    Система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников   // Методист. – 2006.–№6. 

                       6.Кривенко, В.А.    Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии   // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007.–№1. 

                       7.Самсонов Ю.А.    Основы управления образованием и самообразованием руководящих работников школ   // Образование в современной школе. – 2001.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития  всех   высших    психических     функций - восприятия,   памяти,...

Родительское собрание 1-3 кл. по теме «Речевое дыхание – основа успешного чтения»

Как бы не изменялось обучение в школах, важнейшая цель школы остается - научить детей читать. Осознанное быстрое чтение возможно только при правильном речевом дыхании....

Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.

Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный...                  ...

Самообразование - основа успешной работы учителя

«Мастерство учителя — это специальность,которой надо учиться»А.С. МакаренкоПод самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:осуществляе...

Использование современных образовательных технологий как условие успешности педагогов и учащихся

Рассматриваются современные образовательные технологии, используемые в начальной школе. Показаны их особенности использования в учебном процессе....

Мастер – класс для педагогов "Успешный педагог — успешный ученик" /с применением технологии «Преобразование обучения для XXI века /.

Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.Задачи:1.     Расширение зоны личной уверенности педагогов.2.     Принятие сильных сторо...

Самообразование - основа успешной работы учителя

Данная статья предназначена для выступления на кафедре (МО) начального образования...