ПК 4.3. Технологии обучения
методическая разработка (2 класс) по теме

Гесть Арина Евгеньевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

Русский язык 3 класс.

На уроке русского языка в 3 классе по теме «Непроизносимые согласные» проблемная ситуация на минутке чистописания. На доске даны сочетания букв с транскрипцией.
рдц стн здн вст
(рц) (сн) (зн) (вт) 
Транскрипционные знаки в тетрадь не пишутся. Они служат подсказкой.
Учитель. - Как вы думаете, почему мы писали по три буквы, а в транскрипции два звука? Что вас удивило?
Дети. – Наверное, встречаются слова, в которых подряд стоят три согласные буквы.
Учитель. – А почему могут слышаться два звука?
Дети. – Есть слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Это слова с ь знаком.
Учитель. – А что мы знаем про «ь» (мягкий знак)?
Дети. – Эта буква звука не обозначает.
Учитель. – А какая буква в данном случае теряет звук? (Согласная.)
- Это может быть буква «ь»? (Нет, только буква, обозначающая согласный звук.)
- Если мы что - нибудь не видим, то как мы говорим? (Невидимое.)
А если мы звук не произносим, то   как мы о нём можем сказать? (Непроизносимый.)
 Учитель. – Над чем сегодня мы будем работать на уроке? Какова будет тема нашего урока? Чему мы должны научиться?

Дети. - Непроизносимые согласные. Научимся писать слова с непроизносимыми согласными.
Неожиданное препятствие в начале урока подвело к осмыслению проблемы. Применялся для детей приём создания проблемной ситуации – одновременное предъявление противоречивых фактов, а затем с помощью побуждающего диалога побуждение к формулированию проблемы.

Технология продуктивного чтения

Литературное чтение 3 класс.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

Фрагмент урока ? 1.
- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах) (Слайд)
1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.
2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.
(Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)
- Отгадайте, о ком будем читать?

С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

- Прочитайте ключевые слова.
- Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло)
Проверим наши прогнозы.

Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности. Читая, учащиеся снова комментируют текст, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Фрагмент урока ?2

- Прочитайте текст про себя.
- А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:
1ч. - Что делала белка? А волк?
2ч. – О чём стала просить белка?
- Отпустил волк? С каким условием?
- Как ответила белка на вопрос волка?
3ч. – Отчего же белки так веселы?
- Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Фрагмент урока

- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)
- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)
- Кого осуждает автор?

1 ) Составим модель – описание героев басни.

Работа в группах.

1 группа – Белка. Какая она?
2 группа – Волк. Какой он? Проверим ваши работы

(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?
- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)
- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))

2) Что же такое добро?

Работа в группах
1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?
2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

Из наших ответов выросло Дерево доброты.
- Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.
(Добро –

1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.
2) Хорошее доброе дело.)
3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»
- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.
- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)

4. Рефлексия. Работа с коллегами.

Технология оценивания успеха достижения

Русский язык 2 класс.

- Какую задачу мы ставили? (научиться писать предлоги со словами, выделять слова с предлогами из групп слов )

- Мы решили нашу задачу?

- Так зачем же нужны предлоги?

- Как пишутся предлоги с другими словами?

 

- Оцените свою работу, включая в свои ответы фразы которые написаны у меня на доске.

Я узнал….

Я понял….

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Я хотел бы узнать…



Предварительный просмотр:

Заседания методического объединения

учителей начальных классов

от 14 марта 2017 г.

Присутствовало: 14 человек

Тема: Проектная деятельность в начальной школе (круглый стол)

Повестка заседания.

1.Что такое проектная деятельность?

2.Использование проектов  в образовательном процессе

3. Создание условий для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся.

4.Умения  и навыки проектной деятельности

5.Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.

6. Участие педагогов в работе сетевых сообществ.

   Заседание проходило в форме круглого стола.

 Начала выступление о проектной деятельности Белозерова К.А. Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.

   Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт».

В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. У эксперта будет карта наблюдения, которая нужны для анализа. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.

   В 4 – 5 классах ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

     По второму вопросу выступила Новикова М.С., которая рассказала об особенностях проектных задач, ознакомила с методикой составления проектных задач с учащимися начальной школы.  Она ознакомила с оценкой личностных, метапредметных и предметных результатов по математике и русскому языку.

 Лебединец Е.С. познакомила с теоретическим материалом по организации проектной деятельности с младшими школьниками:

   Работа над проектными задачами в начальной школе это первая  ступень работы над проектами, которые  являются неотъемлемой частью учебного процесса в основной школе. В основной школе формы и виды сотрудничества    детей многообразны и нередко выходят за рамки школы. Однако по- прежнему большие возможности представляет организация совместной деятельности школьников на уроках, поскольку она предполагает успешно ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников.

   По 3 вопросу слушали Мазаева О.Ю.,  которая рассказала о том,  как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся.

   Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо: 

  • Провести подготовительную работу.
  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
  • Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
  • Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
  • Создавать группу не более 5- 8 человек.
  • Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
  • Учесть и избежать «подводных камней».

     По 4 вопросу   Герц О.А. и Петрова Н.Е. представили опыт своей работы по реализации проектов с младшими школьниками. Рассказали,  какие именно общеучебные умения и навыки  они формируют в процессе работы над проектом у детей:

  • Рефлексивные умения:

Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

  • Поисковые (исследовательские) умения:

Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

Умение находить несколько вариантов решения проблемы

Умение выдвигать гипотезы

Умение устанавливать причинно-следственные связи

  • Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Навыки коллективного планирования

Умение взаимодействоать с любым партнером

Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

Навыки делового партнерского общения

Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

  • Менеджерские умения и навыки:

Умение проектировать процесс (изделие)

Умение планировать деятельность, время, ресурсы

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

  • Коммуникативные умения:

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

Умение вести дискуссию

Умение отстаивать свою точку зрения

Умение находить компромисс

Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

  • Презентационные умения и навыки:

Навыки монологической речи

Умение уверенно держать себя во время выступления

Артистические умения

Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

Умение отвечать на незапланированные вопросы.

     По 5 вопросу выступила Юрьева Г.И.  Она рассказала,  что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

  В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

   В своей работе учителя ШМО  используют следующие этапы разработки проекта:

1)выбор темы исследования

2) сбор и обработка информации

3) разработка варианта решения проблемы: актуальность и важность данной проблемы;

4) разработка плана действий (где искать ответы на поставленные вопросы),

5) осуществление проекта,

6) защита, представление проекта.

    Это может быть книжка – раскладушка, сувенир, учебное пособие, газета, электронная презентация, и т.д

Со своими  детьми учителя  разрабатывали проекты: Хлеб – всему голова», «Мой любимый город», «Экологическая тропа", «Новогодняя красавица», Птицы – наши друзья», «Полезная вещь для дома», «Чем ценен человек?» , «Моя семья», «Зимний городок»и другие.

  Щупко Н.В. было предложено зарегистрироваться в Интернет-сообществах, размещать там методические материалы, итоги работы над проектами.

Решили:

1) Подробно изучить особенности проектной деятельности в начальной школе

2) Организовать групповой проект  каждому учителю до конца учебного года с последующим выступлением

3) Размещать  результаты своей деятельности, методические материалы  на страницах Интернет-сайтов (Инфоурок, ПроШколу, ПедСовет и т.д.)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....