Опыт работы "Реализация программы по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края""
опыты и эксперименты на тему

Опыт работы  "Реализация программы по внеурочной деятельности "Многоцветные кружева родного края""

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на конференции по реализации программы по внеурочной деятельности по краеведению «Многоцветные кружева родного края»

1сл. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней, - сказал  академик Д.С. Лихачев. 

 2 сл. Что такое краеведение — это, по большому счету, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой Родины. Надо ли заниматься краеведением? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня? С этим вопросом мы  обратились к ученикам и их родителям .Вот какие ответы мы  получили : это интересно, это важно знать, чтобы уважать историю предков, всегда интересно, откуда ты родом, просто удивительно как люди могли освоить наш большой край, уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена, история края помогает почувствовать себя частицей Родины, зная историю родного края, чувствуешь гордость оттого, что ты потомок тех, кто сюда пришел первым, не зная истории родного края нельзя ощущать себя образованным человеком?

 3.слРезультаты соцопроса представлены на слайде.

  Из этого могу сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.

   4 сл В настоящее время среди детей наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в образовательных учреждениях является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Школьное краеведение - это важнейший фактор нравственного, эстетического, интеллектуального, трудового, личностного развития обучающегося. Знакомство с прошлым и настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у обучающихся таких нравственных качеств, как отзывчивость, гордость, уважение. Краеведение помогает реализовывать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации»:

5 сл

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами;
  • формирование у обучающихся научной основы понимания мира, адекватной современному уровню знаний;
  • защита самой системой образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства.
  • Исходя из этого,  в ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово была разработана программа  «Многоцветные кружева родного края» для обучающихся начальной школы, которая является компонентом внеурочной деятельности школы, определены цели и задачи программы
  •  
  •  6 сл  Цель программы – содействие становлению личности обучающихся, развитию их творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим наследием малой родины.
  •    
  •   7 сл  Задачи программы
  •  - развивать познавательный интерес к истории своей семьи, улицы, города, села, страны, страны, углубляя и обогащая
  • - различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события,  происходившие в родном крае, с временной лентой развития России
  • - формировать умения использовать дополнительные источники информации , находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, отличать реальные исторические события от вымыслов.
  • - создавать комфортную обстановку в учебном коллективе средствами программы.

Просто говорить не переключая

     Программа разработана в качестве инструмента познания своей малой родины. Многоцветные кружева – это человеческие судьбы, название улиц города, села, мир семьи, красота природы, история имени и фамилии, кружева камней, речная паутина, озерная вязь, орнаменты леса. Это – активное включение родительского коллектива в воспитательный процесс, в том числе коллектива старшего поколения.

       

Программа "Многоцветные кружева родного края" предполагает проведение большого количества практических занятий, которые позволяют обучающимся лучше познакомиться с историей, традициями, обычаями и культурой своего района. Обучение по программе предполагает интеграцию с основными дисциплинами общеобразовательной школы, такими как история, география, литература, обществознание и биология.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не ограничивая творческой инициативы педагогов, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных занятий по программе, формированию ключевых компетенций.

Данная программа отражает исторические, географические и биологические аспекты изучения Сызранского района. В ходе реализации программы обучающиеся познакомятся с историей района, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края, узнают о памятниках истории и культуры, о людях вошедших в историю Самарского края и России в целом, об участниках боевых действий во время Великой Отечественной войны, об участниках локальных войн, о тружениках тыла, ветеранах труда, совершат заочные и очные путешествия по населенным пунктам района, посетят школьные музеи Сызранского района и Краеведческий музей г.о. Сызрань.

 

  8-9 сл В результате реализации программы для обучающихся созданы условия, которые содействуют развитию индивидуальных и творческих способностей, усвоению нравственного, духовного, исторического  и эстетического опыта поколений на основе активного использования культурного наследия малой родины. Данная программа обеспечивает на межпредметной основе углубление знаний, полученных в рамках учебных предметов, а также способствует развитию метапредметных способов действий обучающихся.

       Программа ориентирована на становление таких личных характеристик обучающегося, как: любящий свой народ, свой край и свою страну, уважающий и принимающий ценности семьи и общества, любознательный, активно и заинтересовано познающий мир доброжелательный , умеющий слушать и слышать  собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

10 сл Формы организации занятий 

    Час общения, экскурсия, конкурс рисунков, игра, конкурс поделок, посещение библиотеки, музыкальной школы, проектная деятельность, презентация семейного альбома, соревнования, выставка экспонатов семейного музея, репортаж, соревнования, интервью, выставка фотографий.

11 сл. Формы контроля 

     Выставка рисунков и фотографий, презентация фотовыставка, защита проектов, дидактическая игра, составление буклетов, выставка литературных работ.

12 сл В реализации Программы нам помогают социальные партнеры:                                  Наши социальные партнеры
 

-Межпоселенческий культурно-досуговый центр


- Городской Краеведческий музей


- Межпоселенческая центральная библиотека м.р. Сызранский


-ДШИ(Детская школа искусств )


м.р. Сызранский

 
- Центр внешкольной работы


- Администрация с.п.Варламово


- Родители учащихся

-ДЮСШ

13-28 сл фотки  и проекты

Вывод

29 сл.Подводя итог, следует отметить, что сущность патриотического воспитания – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником ее являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, работа с историческими источниками. Практика показывает, что только целенаправленная работа помогает воспитывать чувства патриотизма, показывая ученикам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование предков, раскрывая их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родного края в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все, лично от них зависящее, для сохранения ресурсов России. Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно быть внимательнее к людям, живущим вокруг тебя, перелистать страницы старых газет, совершить небольшую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. И станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.

Мониторинг

Компо-нент

Уровень (состояние)

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Операционный

Очень слабые
знания о
большой и
малой Родине, в
корне неверные
представления о
ней, отсутствие
умений
адекватного
социального
поведения

Недостаточные
знания о Родине
и её
составляющих
социумах, либо
знания
бессистемны;
низкий уровень
умений
адекватного
социального поведения

Достаточные
системные
знания о
Родине,
владеет
рядом
умений
адекватного
социального
поведения

Глубокие знания о
Родине и входящих в
неё социумах,
широкий арсенал
умений
гармонизировать
личные и
общественные
интересы, выбирать
стратегии поведения

Мотивационно-ценностный

Чётко
выраженное
негативное
отношение к
Родине, полное
нежелание
деятельности по
её развитию и
обеспечению
безопасности,
готовность
предать “в

любой момент”

Мотивы носят
конформный
или
критический
характер
(избегание
проблем),
отсутствие
желания
деятельности по
развитию и
обеспечению
безопасности
Родины

Мотивы носят
прагматический
(социальное
одобрение)
характер,
имеется (не
устойчивое)
желание
деятельности
по её
развитию и
обеспечение
безопасности

Стабильное
положительное
отношение к
большой и малой
Родине, ценностное
отношение к её
ресурсам и
наследию, а также к
социально полезной
деятельности,
осознание Родины
как ресурса своей
жизнедеятельности
(истинный
патриотизм)

Эмоционально-волевой

Отсутствие
любви к Родине,
эмоциональная
неустойчивость,
трусость,
абсолютизация
личных
интересов и
безответственно
сть

Морально
волевые
качества
проявляются
ситуативно,
превалирование
личных
интересов над
обществен-ными

Должный
уровень
морально
волевых
качеств,
любовь к
Родине, но
без
готовности к
самопожертвованию

Высокий уровень
морально-волевых
качеств, преданность
Родине, отвага,
готовность к
самопожертвованию,
видит неразрывную
связь судьбы Родины
с собственной
судьбой

Поведенческий

Целенаправленная деятельность,
направленная на
ослабление
Родины, на
нарушение её
целостности и
безопасности,
“вредительство”

Деятельность по
развитию и
обеспечению
безопасности
Родины
сочетается с
противополож-ной, позитивная
деятельность не
носит
целенаправлен-ного характера

Системная
деятельность
по развитию
и
обеспечению
безопасности
Родины, но
не
наблюдается
её
совершенство
вания

Активная, постоянно
совершенствуемая
целенаправленная
деятельность для
развития и
обеспечения
безопасности
большой и малой
Родины,
неотъемлемая
составляющая его
деятельности в цело

Рефлексивный

Не способен
адекватно
оценивать свои
действия и
деятельность, не
может
определить
свою роль в
развитии и
обеспечении
безопасности
Родины

В ряде случаев
способен
адекватно
анализировать и
оценивать свои
действия, слабая
способность к
общей оценке
своей
деятельности

Способен в
большинстве
случаев к
адекватному
самоанализу
и
самооценке,
может
объективно
оценить свои
действия

Способен к
адекватному
самоанализу и
самооценке, может
объективно оценить
свои действия (в
аспекте полезности
для большой и малой
Родины) в любой
ситуации

12. Источники информации

1. Научные труды КубГТУ, №5, 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мой родной край»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  « Мой родной край »Срок реализации программы: 4 годаВозраст обучающихся: 7-11лет...

Программа по внеурочной деятельности "Мой родной край"

Данная программа разработана по краеведческому направлению....

Программа по внеурочной деятельности "История родного края" (Луховицы) 1-2 классы

Программа по внеурочной деятельности "История родного края" (г. о. Луховицы), 1-2 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем родной край"

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...