ПК 4.3 Технологии обучения
методическая разработка на тему

Гронская Нина Валерьевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоонализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

                      Деятельность учителя

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Деятельность учащегося

III. Развитие умений.

Цель: предвосхищение, предугадывание предстоящей деятельности,

определение целей урока

Цель: выявление первичного восприятия текста, выявленияе совпадений предположений об-ся,

анализ текста,

обобщение прочитанного, постановка обобщающих вопросов

Цель: выявление и формулирование основной идеи текста, осмысление содержания

2  1  2  3  2  3   

Работа с текстом сказки.

  1. Работа с текстом до чтения.

-Сегодня мы работаем с новым произведением.

-Я приготовила ключевые слова. Попробуйте определить, что нас ждёт сегодня на уроке.

(ключевые слова: сказка, животные, самые древние, эпитеты, анализ)   слайд

( думаем, что будем читать сказку о животных, находить эпитеты, анализировать сказку)

а) прогнозирование:

- Откройте  стр.58.

-Очень часто героями русских сказок бывают медведь и волк.слайд

-Вспомним, какими по характеру они там показаны?

- А теперь прочитаем название нашей сказки.слайд

-Кто по-вашему мнению, способен их напугать?

-Почему вы так решили? (рассмотрели иллюстрацию).

-Попробуйте догадаться, кто будет главным героем нашей сказки?

-Проверим свои предположения и почитаем сказку.

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение вслух учащимися и комментарии по ходу чтения.

1) чтение первого абзаца учителем.

-С какими героями познакомились?

-Что о них узнали интересного?

-Что значит «сена клок – и тот пополам»?

-Как вы поняли фразу «где плохо лежит – тут у него и брюхо болит»?

-Как вы думаете, козёл, баран и кот Васька – это главные герои нашей сказки?

-Почитаем дальше – и узнаем.

2.)комментированное чтение (читают ученики)

-Как вы думаете, что могло случиться с котом?

-Что же натворил кот?

-Наша задача сегодня, не только познакомиться со сказкой, но и узнать, что такое эпитеты и уметь находить их в тексте. Время пришло.слайд

Эпитет – это красочное описание предмета или существа. Как красочно описывается кот в сказке? Найдите эпитеты. (вор и разбойник,  котишко-мурлышко, разбойник, серенький лобок…)

-Продолжаем читать.

-Почему кот снова заплакал?

-Кто такой зять?

-Обрадовались ли козёл да баран  новости?

-Как они поступят? (прогнозирование)

-Что предприняли наши герои?

-Кто командовал в этой ситуации?

-Найдите и прочитайте, какими словами обращается кот к козлу и барану?

-Для чего?

-Каким оказался кот? (смекалистый, изворотливый, хитрый)

???-Почему кот заплакал во второй раз?

-Почему так долго бежали наши герои?

-Кто такие названые братья? (словарик)

-Что может случиться дальше?  (прогнозирование)

-Что такое берёста?  Познакомьтесь со значениями новых слов ( словарик)

-Что значит «искры из глаз посыпались»?

-Для чего Михайло Иванович пожаловал? Кто это? (прогнозирование)

-Так для чего же?

-Можно ли теперь сказать, кто всё-таки главные герои этой сказки?

-Узнаем, что будет дальше.

-Что значит «давай силу пытать»?

-Как к этим словам отнеслись козёл да баран?

-Что предложил кот волкам? А кто под стогом лежал?

-С какими словами обращается кот к волку? Прочитаем.  Почему? Он его боится?

-Хочет ввести в заблуждение? Добивается того, чтобы ему поверили?

-Какие эпитеты встретились в этой части? (белый волк, над волками князь, мурлышко, большой брат)

- Как вы думаете, угрожает ли опасность нашим героям? Кто их спасёт?

-Что значит «подавай Бог ноги»?

-Кому удалось напугать медведя и волков?

-Что помогло спастись героям?  (умелые речи кота)

???-Почему кот второй раз заплакал?

  1. Работа с текстом после чтения.

Тест по прочитанному проверка-слайд

  1.  Где жили козёл да баран?

    а) в сарае;         б) на лугу;        в) на одном дворе

2. На скольких ногах скакал кот?

   а) на трёх;     б) на четырёх;     в) на двух

3. Кто бил кота Ваську?

   а) зять;          б) баба;                  в) баран

4. Имя незваного гостя?

   а) Михайло Иванович;          б) Михайло Потапович;

                         в) Михайло Петрович

5. Каким по счёту бежал белый волк?

    а) шестым;     б) десятым;        в) восьмым

– Кто спас козла и барана? Как?

– Вернёмся к 3-му абзацу. Так почему же кот заплакал во второй раз? Для чего он рассказал историю про зятя? (Ему надо было, чтобы козёл и баран помогли ему убежать от жестокой хозяйки.)

-Какими показали себя герои сказки?

-Кто из героев вызвал восхищение?

- Чему можно поучиться у кота?

-Чему учит эта сказка? Выберите правильные утверждения.слайд

  1. И сила уму уступает.
  2. Не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
  3. Разум силу победит.
  4. Сколько голов, столько и  умов.

- Как бы вы назвали сказку?

– Что можно сказать о героях сказки, какими они были?

Оценивание.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2.Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

- прогнозируют, чем будут заниматься на уроке

- планируют свою деятельность

-предполагают, предугадывают

– Объясняют выбор автором заглавия произведения.

- отвечают и соотносят со словарём

– Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читают вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи

- работают со словарём по ходу чтения

-прогнозируют

-характеризуют кота

-работают со словарём

- прогнозируют дальнейшие события в сказке

- работают со словарём

-объясняют признак волшебной сказки, находят эпитеты

- предполагают

-сравнивают с героями прочитанных сказок

- работают в группах, выполняют тест

- проверяют своё предположение

- выражают своё отношение к героям, событиям,

- оценивают свою работу на уроке

ΙY. Итог.

V.Рефлексия.

 

– Вернитесь к нашим предположениям до чтения сказки. Так что же может напугать медведя и волков?

– Кто оказался сильнее? Почему?

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

VI. Домашнее задание.

Выполнить задание 1 в тетради на с. 40.

Дать хар-ку кота -1 ряд, барана-2 ряд, волка-3 ряд

3.Развитие умений. Технология продуктивного чтения.

На 1 этапе проводилась  работа с текстом до чтения. На основе заглавия, ключевых слов, иллюстраций  было  обеспечено развитие механизма прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения. Ребята определили и сформулировали последовательность действий на уроке: что будем делать.

2 этап -  работа с текстом во время чтения   - первичное чтение (комбинированное). С помощью беседы, фиксации первичных впечатлений проходило выявление первичного восприятия текста, совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Ребята отвечали на вопросы, прогнозировали  дальнейшие события в сказке, читали выборочно, находили эпитеты.

На 3 этапе  (после чтения) сразу был проведён небольшой  тест по прочитанному,  с целью выявления, насколько внимательно дети читают и слушают. Самопроверка теста по образцу. Коллективное обсуждение прочитанного,  смысловая беседа по тексту, в ходе которой дети
сформулировали основную  идею текста, что сила не всегда помогает выйти из трудной ситуации, что иногда  нужны  только смекалка и  изворотливость. Ребята выполняли продуктивное  задание: из нескольких утверждений выбрать то, которое подходит к нашей сказке.

В соответствии с требованиями к современному уроку в уроке прописаны следующие методы :

  1. Продуктивные методы - выполнение продуктивных заданий.
  2. образовательные технологии: - технология продуктивного чтения;

-- технология оценивания.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Фрагмент урока

Литературного чтения

по теме: « Кто сильнее? (русская народная сказка «Напуганные медведь и волки»)»,

ОС «Школа 2100» 2 класс

Выполнила студентка 46 гр.

Гронская Нина.

Отметка: ____________

Челябинск, 2017



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Фрагмент урока

Русского языка

Выполнила студентка 46 гр.

Гронская Нина.

Отметка: _____________

Челябинск, 2017

Русский язык

СЛОВО

ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ БУКВ

СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Тема: Развитие умений видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

Цель:

 – развитие умений находить орфограмму-букву согласного в корне слова, правильно писать слова с этой орфограммой и графически её обозначать, проверять написанное;

 – дальнейшее овладение языком, обогащение словарного запаса на основе работы со словарями, установление сочетаемости слова с другими словами.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1 5 4 2 4 

 Работа по учебнику.

1. Упр. 53 – развивается умение видеть слова с орфограммой-буквой согласного в середине слова, обозначать орфограммы, устно и графически объяснять написания.

Методическая рекомендация: данное упражнение предназначено для развития у учащихся лексических умений и навыков: определять лексическое значение слов по контексту и словарю, подбирать синонимы, определять сочетаемость слов. Устно дети продолжают ряды слов-синонимов: 1) человек старый, пожилой, дряхлый; 2) книга старая, ветхая, потрёпанная.

Вывод: «Ветхий» можно сказать о предмете, о вещи, о человеке так сказать нельзя; «пожилой» можно сказать только о человеке; «дряхлый» – о человеке, о животном.

2. Упр. 54 – совершенствуется умение находить слова с орфограммой-буквой согласного в середине слова. Можно предложить этот текст для записи по памяти. Взаимопроверка.

3. Упр. 55. Творческое задание. Выполняется под руководством учителя.

– Прочитайте слова. Почему они называются ключевыми? (Они будут главными в тексте, они как бы ключ к пониманию текста.)

– Что можно предположить о содержании текста по заглавию и ключевым словам?

– На каком уроке будет происходить действие?

– Из каких частей обычно состоит текст?

Ученики составляют текст, самостоятельно записывают по абзацам. Самопроверка. Заслушиваются несколько работ.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

Выполнение задания № 4, тема 2 в «Рабочей тетради».

– Запишите рядом с выбранным номером ответа проверочное слово. Сравните ваш ответ с ответом на доске. (Учитель записывает на доске № 4.)

– Назовите слово с такой же орфограммой-буквой согласного ж перед глухим согласным, с которым познакомились на уроке. (Лачужка.) Что оно обозначает? Назовите чередование согласных, которое есть в корне этого слова. (г/ж)  4  4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Упр. 6 и 7, с. 54 (по вариантам).

Деятельность учеников:

– Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

 © ООО «Баласс», 2013



Предварительный просмотр:

В школе всегда были учителя-предметники и учителя-воспитатели; одни идут с предметом к детям, а другие идут с детьми к предмету.

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют  сходство.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.

Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам. Эта технология предполагает распределение этих функций между учителем и учениками. (Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле»).

В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Но разработка технологии совместного обучения началась лишь в 1970-е годы.

Основателями педагогики сотрудничества по праву считаются педагоги-новаторы, такие, как:

Амонашвили Шалва Александрович, Шаталов, Виктор Федорович, Лысенкова  Софья Николаевна

и др. отечественные лидеры образования. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

Первый этап прошёл в Подмосковье. Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Педагоги должны помочь сохранить ребёнку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии.

 Ими были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

1.        обучение ребёнка в зоне ближайшего развития

2.        учение без принуждения

3.        набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

4.        идея опережения

5.        идея крупных блоков

6.        идея свободы выбора

7.        идея диалогического размышления

8.        идея интеллектуального фона класса

9.        идея совместной деятельности учителей и учеников

10.        идея добровольности в досуговой деятельности

Второй этап прошёл в Грузии в 1987 году. На встрече были намечены пути и направления демократизации образования:

1.        была обоснована вариативность обучения

2.        было предложено обновить содержание образования, пересмотреть программы и учебные планы

3.        было предложено развивать у учеников творческие способности

4.        обучение и воспитание ребёнка в зоне ближайшего развития

5.        организация детской половины дня

6.        идея самоуважения школьника

Можно учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее «схватывает» новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, т.к. ему не хватает времени, чтобы все четко понять, его характер не позволяет задать учителю вопросы, он не может быстро и правильно отвечать. Можно учиться индивидуально, но тогда ученик замыкается на себе, на своих удачах и неудачах. Его абсолютно не интересуют дела у соседа.

А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, обсудить решение задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи и за успехи товарищей. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и эффективнее. Это касается не только академических успехов, их интеллектуального развития, но и нравственного. Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Роль обучающегося и учителя видна из следующей таблицы.

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационно-подготовительный

Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам.

Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике.

2. Индивидуальная работа

Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала.

Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения.

3. Работа экспертных групп

Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации.

Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга.

4. Работа в группах сотрудничества

Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы
в группах.

Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос.

5. Итоговый

Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.

Отчитываются за данное задание.

Однако, чтобы идея сотрудничества не осталась пустым словом, она должна быть подкреплена методикой. Сотрудничество с детьми нельзя объявить или ввести с новой четверти, его приходится годами добиваться.

Основные варианты организации обучения в сотрудничестве

I. Обучение в команде.

Задача каждого ученика в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый ученик команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Основные принципы обучения в команде: «награду» команда получает одну на всех в виде балльной  оценки. Для этого необходимо выполнить одно задание для всей команды. Команды (группы) не соревнуются друг с другом, т.к. все они имеют разную «планку» и разное время на ее достижения.

II. Подход с сокращенным названием «пила». Учащиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый член группы изучает материал по своему вопросу. Затем ребята изучающие один и тот же вопрос, но состоящий в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется « встреча экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами у других членов группы. Те докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы). Единственный путь освоить весь материал – это внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на их итоговой оценке. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

В 1986 году Ф.Славиным разработан  метод «Пила-2». Он предусматривает работу учащихся группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает вопрос, каждый готовит особенно тщательно и становится в нем экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. В итоге все учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который оценивается. Результаты учащихся суммируются. Побеждает команда, набравшая больше баллов.

III.  Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала и здесь работают основные принципы – награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности.

IV. Исследовательская работа учащихся в группах. Этот вариант является разновидностью метода обучения в сотрудничестве, акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся, работают индивидуально или в группах до 6 человек. Они выбирают вопрос общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах этот вопрос разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый должен внести свою ленту в общую задачу. Обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика.

В заключении сформулируем основные преимущества использования технологии сотрудничества:

1. Не все ученики готовы задавать  вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

3. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение.

4. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи.



Предварительный просмотр:

 

Прием

Описание

Лови ошибку

Ребята группой ищут заранее приготовленную  ошибку, совещаются. Выбирают спикера, он оглашает результат

Трёхступенчатое интервью

Учащиеся берут друг у друга интервью на конкретную тему, а в это время другой член группы записывает ключевые моменты ответа, после каждого интервью происходит смена ролей

Пресс-конференция или вопросы к тексту

Разбившись на группы или индивидуально, учащиеся составляют списки вопросов(можно работать над одним текстом или разными)

Пятиминутное эссе в форме «круглого стола»

Лист передаётся по кругу и каждый ученик добавляет свои идеи или мысли по теме, записывая их своим цветом, это чисто зрительно усиливает ощущение равной лепты, которую вносит каждый в формирование общего мнения

Мозговой штурм

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1.Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2.Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех  всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3.Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Деловая игра «Точка зрения»

Оппоненты – группа участников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – тренер с несколькими помощниками.

Две группы участников доказывают правильность противоположной точки зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных социальных слоев, противоборствующих лагерей, партий; ученых различных эпох.

До игры участники подбирают необходимые цитаты, критическую литературу, письма, статьи.

Во время игры:

Группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников;

Группы вступают в диспут;

Группа наблюдателей оценивает качество ответов и выносит решение

Игра «Компетентность»

Учитель задает тему, команды придумывают 5 вопросов: 2 –репродуктивных, 2 задачи, 1- творческий. Команды поочередно задают вопросы друг другу. Если соперник не сможет ответить, отвечает сама команда. Наниматели-группа учеников, оценивающие ответы и выбирающие победителя), следят за ходом игры, учитель дает пояснения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологии проблемно-диалогического обучения

Название технологии

Тема урока

Фрагмент урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

«Яркое пятно»

«Что такое кровь?»

-Ребята, отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока.

Разных групп у нас она,

На цвет у всех одна.

-Кто догадался, что это?

-Какая же тема нашего урока? И что узнаем сегодня?

-Кровь

-Тема урока «Кровь». Узнаем из чего состоит, для чего нужна.

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Сообщение темы с мотивирующим приёмом

«Актуальность»

«Что такое кровь?»

-Кто знает, что является очень важной составляющей человеческого организма?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите фрагмент фильма (видеоролик)

-Так что же за важная жидкость без которой невозможна жизнедеятельность организма?

-О чём же сегодня будем говорить?

-Кровь

-Узнаем что такое кровь, для чего нужна.

Технология проблемно-диалогического обучения (Е.Л. Мельникова)

Подводящий к теме диалог

«Что такое кровь?»

-Давайте прочитаем, что же изображено на слайде?

-Объединяясь в одно целое, что же получается, кто догадался?

(если не догадались)

-Какие клетки увидели?

-Предположите, что составляют эти клетки?

-Как вы думаете, на какой главный вопрос мы сегодня должны ответить?

Читать хором (плазма, красные кровяные клетки..)

-Кровь

-Красные кровяные, белые кровяные

-Кровь, т.к. увидели прилагательное «кровяные»

-Что же такое кровь и из чего она состоит.



Предварительный просмотр:

УРОК

    Перед началом работы над проектом

«Я учусь дружить!" классный руководитель, заранее с подготовленными детьми показывают театральную постановку о дружбе, с дальнейшим обсуждением.

          СКАЗКА О ДРУЖБЕ «САМЫЙ БОЛЬШОЙ ДРУГ»
                                                      Автор сказки: Софья Прокофьева

Жила-была на свете одна девочка. Были у неё друзья: Слон Длинный Хобот, Собака Короткий Хвост и Божья Коровка.

Божью Коровку звали Четыре Пятнышка, потому что у неё на красной спинке было четыре пятнышка.

А ещё у девочки — только ты не смейся — был друг — Полевой Колокольчик. 

Однажды все девочкины друзья собрались на поляне.

Пришёл Слон Длинный Хобот, прибежала Собака Короткий Хвост. Прилетела Божья Коровка Четыре Пятнышка. А Полевому Колокольчику не надо было ни идти, ни бежать, ни лететь. Он и так всегда был на поляне.

— Я самый большой девочкин друг! — расхвастался Слон. — Посмотрите, какой я большой! Я больше всех! Значит, я самый большой друг!

— А я? — спросила Собака Короткий Хвост. — Я так люблю девочку… Я тоже её большой друг.

— Ха-ха-ха! — засмеялся Слон. — Какой же ты большой друг? Ведь ты же совсем маленькая!

— А я? — тихо спросила Четыре Пятнышка.

— Ты?! — захохотал Слон. — Какой же ты друг? Ведь тебя почти не видно. Вот я дуну на тебя, и ты улетишь так далеко, что больше никогда не увидишь свою девочку.

А Полевой Колокольчик ничего не спросил. Он понял, что Слон только посмеётся над ним, и больше ничего.

А в реке, недалеко от девочкиного дома, жил злой Крокодил.

Он часто вылезал из воды и лежал на берегу, притворившись бревном.

Однажды он так хорошо притворился бревном, что обманул девочку.

«Вот уж это бревно никак не может быть Крокодилом!» — подумала девочка и села прямо на Крокодила.

Но тут Крокодил зашевелился. Схватил девочку за юбку своими страшными зубами и потащил её прямо в реку.

Девочка громко закричала и заплакала.

Слон Длинный Хобот выбежал из леса. Он забегал по мокрому песку, оставляя на нём круглые следы, похожие на очень большие сковородки.

Но он побоялся лезть в воду. «Ведь Крокодил может схватить и меня. Прямо за мой замечательный хобот. Я могу погибнуть, и тогда у девочки уже не будет такого большого друга».

И Слон снова убежал в лес.

Полевой Колокольчик тоже увидал всё, что случилось. Он начал раскачиваться и громко звонить: динь-динь-динь!

Четыре Пятнышка услыхала этот звон и поняла, что с девочкой случилась какая-то беда. Она расправила свои крылышки — а на каждом крылышке было по два пятнышка — и полетела к Собаке Короткий Хвост.

А Собака Короткий Хвост сейчас же побежала к реке.

Она смело бросилась в воду и начала кусать Крокодила. Она так громко при этом лаяла и рычала, что Крокодил решил: наверное, на него напал какой-то большой и страшный зверь.

Он выпустил девочку и нырнул на дно.

А Собака Короткий Хвост схватила девочку за рукав и вытащила на берег.

— Откуда ты узнала, что со мной случилась эта ужасная беда? — спросила девочка у Собаки.

— Мне сказала об этом Четыре Пятнышка.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=69e05dd6101198cdf9a5fa9882814407-l&n=13

— А ты, Четыре Пятнышка, откуда узнала? — спросила девочка.

— А мне сказал Полевой Колокольчик.

Тут из леса выбежал Слон Длинный Хобот. 

— Девочка, девочка! — закричал он. — Как я рад, что тебя не съел этот злой Крокодил. Я больше всех рад этому! Потому что я твой самый большой друг!

— Нет, — сказала девочка. — Вот Собака Короткий Хвост мой большой друг. И Четыре Пятнышка — совсем маленькая, но всё равно мой большой друг. И Полевой Колокольчик мой большой друг. А ты — нет!

И вдруг случилось вот что. Ты только подумай…

Собака Короткий Хвост стала большая-большая, как лошадка. Четыре Пятнышка стала большая, как утка. А Полевой Колокольчик стал высокий, как дерево.https://pp.userapi.com/c626420/v626420309/59b51/xPxeYYuwfAg.jpg

А Слон Длинный Хобот вдруг стал маленький-маленький. Как котёнок. Ему стало очень стыдно. И он убежал в лес.                   

С тех пор его никто больше не видел. Я, например, его никогда не видел. И ты, наверное, тоже его никогда не видел. Это всё потому, что ему стыдно и он всегда прячется в кустах.

***
Главный смысл сказки «Самый большой друг» заключается в том, что настоящие друзья познаются в беде. Помочь другу, в трудной ситуации, – это, несомненно, лучше, чем трусость, пустословие, безразличие. С друзьями  жить веселее.

Вопросы для обсуждения после просмотра постановки:

  1. Что такое дружба?
  2. Кого называют своим другом?
  3. Зачем нам нужны друзья?
  4. Что же помогло девочке спастись от крокодила?
  5. Почему Слону стало стыдно?
  6. Друзья не хвастались девочке, какие они хорошие друзья. Как же они сумели доказать о своей дружбе?
  7. Кто бы хотел обрести таких друзей, как у девочки?
  8. У кого уже есть такие верные друзья? Приведите пример, как друг помог вам в трудную минуту.
  9. А вы сами – верные друзья?
  10.  Оказывается, можно победить трудные моменты. Не забывайте это. Попробуйте помочь своим родным и друзьям своей дружеской помощью.

        

        Проект «Я учусь дружить!»

Краткая

аннотация:

Проблема формирования положительных взаимоотношений между детьми является актуальной, так как способствует вхождению ребенка в социум, взаимодействию с окружающими людьми. Детей больше привлекает телевизор или компьютер, чем общение с друзьями. Сегодня не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов.

Проект: "Я учусь дружить"  является актуальным и направлен на формирование дружеских отношений в коллективе. Рекомендован для учащихся начальной школы.

Работа над проектом предполагает самостоятельную деятельность учеников. В процессе работы над проектом учащиеся расширяют знания о дружбе, развивают умение аргументировать свою точку зрения, обучаются умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе, учатся уважать друг друга.

Самостоятельная работа учащихся направлена на проблемную ситуацию, выполнение дидактических заданий к проекту, умение создавать электронные презентации. Данная деятельность направлена на поиск ответов к проблемным вопросам, самостоятельное исследование учащихся.

Цель проекта:

Привлечение внимания детей к вопросам межличностных отношений;  

Способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”, осознании своих обязанностей перед друзьями.

Задачи проекта:

- обобщить знания детей о дружбе;

- формировать умение детей общаться друг с другом и со взрослыми;

- развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям, помощи, заботы;

- воспитывать  взаимоотношения доброжелательности и  уважения друг к другу.

Возраст участников проекта:

1-4 класс

Время работы над проектом:

2 недели

Формы работы:

Групповая и индивидуальная работа

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

- Подготовка театральной постановки о дружбе «Самый большой друг» с группой детей (7 человек) для мотивации работы учащихся над проектом.

– демонстрация постановки «Самый большой друг» с обсуждением проблемных вопросов.

- разделение учащихся на группы для основного этапа.

II. Основной  этап

- Объяснение учащимся что такое «Лэпбук»

- Совместное составление плана Лэпбука «Все о дружбе»: 

- Распределение тем подгруппам «Загадки о дружбе», «Азбука правила дружбы», дидактическая игра «Дружба в сказках», мини-книжки « Стихотворения о дружбе», дидактическая игра "Половинки", раскраска «Герои-друзья из сказок». 

- Сбор информации в подгруппах.

-Создание макета лэпбука: как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана.

- Изготовление и оформление основы для Лэпбука.

- Оформление каждого пункта Лэпбука.

III. Заключительный этап

- презентация Лэпбука;

- обсуждение результата проекта;

- рефлексия по данному виду работы.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

Осуществлённая проектная деятельность  позволила:

  • сформировать у детей целостное представление о дружбе;
  • воспитать чувство сопричастности друг к другу, понимание  и уважение собственного достоинства;
  • способствовать развитию дружеских отношений в коллективе; эмоциональной сферы личности;
  • развить коммуникативные навыки, познавательный интерес и творческие способности;
  • укрепить взаимодействие между детьми, родителями и библиотекарем.

Этап

Описание этапа

Приложения

Объяснение учащимся что такое «Лэпбук»

Добры день, дорогие участники проекта! Сегодня  вам расскажу, что так лэпбук.

Лэпбук – это интерактивная дидактическая папка, книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. В нашем лэпбуки будет размещен материал про дружбу.

Интерактивная дидактическая папка-лэпбук «Права детей»

Совместное составление плана Лэпбука «Все о дружбе»

Ребята, создание лэпбука - это просто интересно! Как вы думаете, когда мы узнали тему Лэпбука, что нужно сделать дальше?

Теперь вам нужно определить, что именно у вас будет содержать Лэпбук, и составить план и название информации.

Создание макета лэпбука

Для того что бы у нас все вместилось, нам нужно с вами создать макет Лэпбука.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-269868-1482608503.jpg

Изготовление и оформление основы для Лэпбука.

Что бы Лэпбук у нас получился устойчивым, и на дольше сохранился, его основу мы  с вами создадим из картона, и обработаем края картона цветным скотчем. Соединим картон между собой тоже скотчем.

Так же нужно подумать, как мы оформим фон нашего Лэпбука.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-269868-1482608579.jpg

Оформление каждого пункта Лэпбука

После оформления основы, мы переходим к самому главному, к оформлению основной информации.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-269868-1482608689.jpg

Рефлексия по данному виду работы

Дружба – это ответственность не только за себя, но и за другого.

     Наш проект подошёл к концу. Давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому мы друзья!

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда!

Мы будем дружить!

http://kortgratis.dk/images/rwcards/postkort2.png

Литература:

1. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации в 2 частях  под редакцией А. Я. Данилюка, Москва, «Просвещение», 2011г.

2. Журнал «Начальная школа» №  6, 2010г.

3. Справочник классного руководителя 1-4 классы, Н.И. Дереклеева, «ВАКО»М., 2005г.

4. Классные часы, выпуск 3,  авторы – составители: Усцова Н.И.,  Дюльденко Д.В.  и др., Волгоград, 2008г.

5. Материалы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Тема: «Современные технологии обучения. Игра как метод обучения» Значение педагогической игры

Очень трудно заинтересовать детей хореографией.     Главным в работе является приобщение ребёнка к миру танца через игру, знакомство с различными направлен...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

«Современные образовательные технологии обучения фонетическому чтению на начальном этапе обучения»

Это выступление на мастер классе для молодых педагогов. Я делюсь методом работы, который применяю в своей практике много лет. Попробуйте))))...

Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения

Выступление на МО на тему: "Обучение грамоте: педагогические приемы и технологии обучения"...

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе Обучение аудированию

Технологии обучения английскому языку на начальном этапе  Обучение аудированию...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технологий обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий для детей с особыми образовательными потребностями, о личном опыте использования ИКТ на уроках в начальной школе....